Установка мотора на лодку: советы и рекомендации специалистов по подбору и установке

Установка мотора на лодку: пошаговые рекомендации специалистов


Рано или поздно многие увлеченные рыболовы все же покупают лодки и моторы к ним. Такая покупка существенно расширяет возможности рыбака как в плане поиска удачных мест, так и в плане способов ловли – тот же троллинг, который считается столь эффективным при охоте на хищника, возможен лишь при наличии плавательного средства с двигателем.

Однако перед покупкой стоит изучить все особенности, касающиеся установки мотора на лодку, такие как, к примеру, высота транца под конкретный двигатель, угол наклона, предпочтительный способ крепления транца, и многие другие параметры. К примеру, при отсутствии антикавитационной плиты сначала могут возникать повреждения гребного винта, а дальше без замены этой детали будут страдать и другие узлы двигателя, и в скором времени может понадобиться далеко не дешевый ремонт. Поэтому установка лодочного мотора на лодку по возможности должна выполняться человеком, имеющим в этом деле хоть какой-то опыт.

Важные моменты при выборе

Несоблюдение правил установки подвесного мотора может спровоцировать следующие неприятные ситуации:

  • самопроизвольное отсоединение подвесного мотора;
  • отклонение судна от выбранного направления;
  • работа мотора не в полную силу (заниженные обороты);
  • чрезмерный расход топлива;
  • падение мотора в воду.

При выборе подвесного мотора необходимо обратить внимание:

  1. На значение допустимой мощности двигателя – такие данные содержатся в прилагаемой к водному судну документации, согласно которой и применяются лодочные моторы.
  2. На действительную высоту транца судна.
  3. На допустимый диапазон мощности – этот параметр также указывается в документации и им не стоит пренебрегать перед покупкой конкретной модели подвесного мотора.

Для информации: в случае превышения максимально допустимой мощности лодочного двигателя резко увеличивается вероятность появления поломок данного устройства.


Высота транца лодки

Стандартная высота дейдвуда составляет 381 мм, однако даже в моторах одной компании-производителя она может отличаться на 20-25 мм. Благодаря оптимальному положению мотора можно увеличить скорость лодки и уменьшить брызги за кормой.

Если вас интересуют моторы, гребные винты, насосы, и прочие аксессуары для лодок и катеров, советуем интернет-магазин — vodnik.1000size.ru

Если вы устанавливаете двигатель, а антикавитационная плита оказывается ниже рекомендуемых границ, можно ослабить шурупы и установить нужную высоту транца, а затем осуществить тестовые заезды, предварительно уже закрепив пластину.

При необходимости замены подвесного мотора можно настраивать транец под особенности нового двигателя, а именно под длину его дейдвуда. Ненужные отверстия для шурупов можно в последствие замазать герметиком, а затем подобрать нужную высоту навески мотора, закрепив пластину в нужном положении.

Если высота выбрана правильно, вы сможете добиться путём таких процедур повышения скорости лодки. Вместе с этим уменьшиться и расход топлива, а также брызгообразования.

Расположение подвесного мотора

Первый этап установки подвесного мотора заключается в размещении его на корме с соблюдением симметричности по отношению к бортам плавсредства.

Расположение по высоте:

  1. Рекомендуемый уровень размещения антикавитационной пластины составляет 0-50 мм ниже самого днища лодки.
  2. Следует знать, что уровень установки мотора должен выбираться с учетом действительного назначения данного судна, а также типа его корпуса. Именно поэтому необходимо строго придерживаться указанных рекомендаций производителей водных судов, которые в обязательном порядке описываются в прилагаемых документах.
  3. Рекомендуемая глубина расположения антикавитационной пластины составляет минимум 100 мм по отношению к поверхности воды. Иначе произойдет нехватка воды, поступающей через насос в систему охлаждения, а это уже перегрев подвесного мотора и последующие за этим неисправности.
  4. Если установка двигателя была осуществлена слишком низко, что недопустимо, это может привести к различным механическим повреждениям.
  5. При максимальной нагрузке на водное судно следует опустить мотор полностью и заглушить. По завершении рекомендуется проверить, где оказалось выпускное отверстие холостого хода. Безопасной дистанцией считается 150 мм и больше по отношению к уровню воды.

Особенности крепления транца

По способу крепления к лодке, транец может быть навесным и стационарным. Навесные варианты в большинстве случаев используются под двигатели сравнительно небольшой мощности, так как такое крепление не способно выдерживать значительные нагрузки. Есть несколько способов, которыми могут крепиться навесные транцы:

  • Фиксация при помощи жестких скоб к расположенному в корме баллону. Пока лодка не полностью надута, крепления надевают на баллон, после чего полностью надувают плавательное средство. Давление воздуха хорошо держит транец в заданном положении. Однако этот способ используется все реже и реже, так как при малейшем падении давления и транец, и соответственно двигатель получают подвижность.
  • Две ленты из поливинилхлорида, имеющие отверстия для шнуровки. Транец в таком случае одной плоскостью упирается в корму, и дополнительно крепится полоской из прочного ПВХ материала, находясь в ней как в своеобразном кармане. Способ встречается достаточно часто, так как используется многими производителями лодок.
  • Посредством специальных пластиковых креплений, приклеенных к кормовой части плавательного средства.Это также распространенный вариант, отличающийся простотой и надежностью, поэтому и используется многими производителями.

На некоторых плавательных средствах установлен стационарный транец. Вследствие большей прочности конструкции становится возможной установка мотора большей мощности, чем в случае с навесными. Однако следует учитывать, что высота транца не будет подходить под все моторы, и в ряде случаев возникает вопрос, как подогнать мотор под лодку. Стационарные конструкции могут крепиться следующим образом:

  • При помощи кронштейнов к днищу лодки и бортам. Данный способ в состоянии выдерживать даже нагрузки и вибрацию, создаваемые достаточно мощными двигателями.

Важно! Нередко транец расположен под небольшим углом к оси баллонов. Это конструкционная особенность, обеспечивающая нормальные условия для работы двигателя при перемещении лодки в глиссирующем режиме.

  • С помощью поливинилхлоридных лент к днищу и бортам. Способ также получил значительное распространение, однако его устойчивость к вибрации и сильным нагрузкам хуже, а значит мощные моторы лучше не использовать.

Фото 1. Мотор на невысоком транце.

Установка подвесного двигателя

Прежде всего нужно понимать, что все действия, направленные на крепление различных конструкторских элементов, должны быть произведены максимально надежно. В противном случае подвесной мотор может отсоединиться.

Чтобы безопасно поднять подвесной двигатель для последующей установки, рекомендуется воспользоваться так называемым гусем, а для фиксации подъемных тросов применить рым-болты соответствующего назначения.

Как правило, номинальный момент затяжки можно вычислить согласно следующим данным: 54 Н·м (5,5 кгс·м, 40 фунт·фут).

Конечно, используемое значение в этом случае выступает как ориентировочная информация, поскольку действительный момент затяжки гаек может существенно отличаться в зависимости от материала корпуса конкретного плавсредства.

Основными этапами установки мотора на лодку являются:

  • заложение в крепежные отверстия мотора силиконового герметика;
  • установка мотора на заднюю часть плавсредства;
  • крепление лодочного мотора в нужном месте с помощью специальных крепежных элементов.

Размеры

Сегодня в мире размерный ряд транцев стандартизирован и состоит он из следующих элементов:

  • высота 381 мм — S;
  • высота 508 мм — L;
  • высота 635 мм — ХL.

Под каждую высоту есть свой размер мотора соответственно. Для лодок из ПВХ используется только размерный ряд категории S, в то время как размер L предназначен для катеров, а ХL — для крупных яхт.

Для того чтобы транец на надувные моторные лодки был абсолютно безопасен, следует учитывать несколько важных моментов:

  • параметры толщины;
  • наклон;
  • покраска;
  • защита.

Возможные ошибки при установке

Главное, о чем необходимо всегда помнить – это о зависимости оптимального угла наклона от следующих обстоятельств:

  • от индивидуальных конструктивных особенностей данной лодки;
  • от фактических характеристик предполагаемой модели лодочного мотора;
  • от фактических характеристик используемого гребного винта;
  • от фактических условий эксплуатации судна.

В первую очередь нужно произвести регулировочные действия касательно положения мотора: его расположение должно быть перпендикулярно поверхности воды, в этом случае ось гребного винта находится параллельно относительно водной поверхности.

На этом этапе установки следует знать, что если угол наклона лодочного двигателя недостаточен, то происходит существенное увеличение дифферента на носовую часть судна. Визуально это выглядит так, как будто судно стремится занырнуть носом в воду.

После проделанных работ нужно убедиться в правильности избрания действительного угла наклона лодочного мотора на уже установившейся скорости.

Если угол наклона был определен неверно, то такое положение может стать причиной появления чрезмерного дифферента на кормовую часть судна.

Оптимально выбранный угол наклона при установке подвесного мотора позволяет эксплуатировать его на максимально эффективной мощности.

Как выбрать лодку ПВХ с навесным транцем

Алюминиевый вариант намного тяжелее, однако устоять на таком дне на воде намного легче.
При выборе лодке ПВХ нужно следовать ряду советов, которые помогут облегчить задачу:

  • Определитесь, для чего вам нужна лодка: если для прогулок по реке вдоль берега, и для заплывов на короткие расстояния, отлично подойдет лодка из неармированного ПВХ, который используют так же для матрасов, детских надувных мячей и нарукавников. Если целью покупки лодки являются путешествия в открытом море, охота, рыбалка, то лучше выбрать лодку из армированного ПВХ. Такой материал в разу прочнее и продырявиться при столкновении с камнями.
  • Важно заранее предположить, сколько человек будет перевозить лодка. Исходя из этого, можно выделить следующие критерии: для одного человека подойдет лодка до 3,3 м в длину, для двоих — от 3,3 до 4,2 м, для путешествия втроем — свыше 4, 2 м.
  • Определиться, что важнее: удобство в транспортировке или качество и комфорт во время плавания. Это связано с достаточно большим весом лодок, к котором помимо основных элементов добавляется дно. В свою очередь, оно может быть как надувным (достаточно легкое, но не устойчивое во время плавания), так и алюминиевым или выполненным из водостойкой фанеры.

Правила выбора гребного винта

Именно правильно подобранный гребной винт способен создать необходимую частоту вращения коленчатого вала лодочного мотора, но при условии, что дроссельная заслонка открыта полностью и судно максимально загружено. Помимо всего прочего, действительная частота вращения вала мотора зависит от размера гребного винта и технического состояния конкретного судна.

Если лодочный мотор, как и любой другой двигатель, будет эксплуатироваться при завышенных оборотах коленчатого вала, то это в скором времени приведет к негативным последствиям, которые могут сказаться на техническом состоянии мотора, а затем повлечет за собой серьезные неисправности.

Использование правильно выбранного гребного винта действительно может обеспечить не только высокую динамику, но и скорость движения, экономный расход топлива, ну и конечно же, плавность хода по водной поверхности.

Именно качественный и оптимально подобранный гребной винт значительно продлевает эксплуатационный срок службы подвесного мотора.

Идеальным можно считать тот гребной винт, который позволяет двигателю развить рекомендуемое количество оборотов при 80% загруженности водного судна. В случае достижения максимальных оборотов при полной загруженности плавсредства есть вероятность превысить рекомендуемые обороты при неполной загрузке лодки.

Если же двигатель развивает максимально возможные обороты при неполной загрузке судна, то по мере увеличения загруженности он будет «задыхаться». Как результат, неполная и чрезмерная загрузка судна значительно повышает расход топливной смеси и сокращает то расстояние, которое преодолевается на единицу потребления топлива. Именно отсюда исходит вся важность правильного выбора гребного винта.
Следует знать, что для винта характерны следующие измерения:

  • Диаметр, определяющий максимальный размер гребного винта по лопастям. В частности, грузовые судна используют винты большего диаметра, позволяющие им чувствовать себя уверенно при полной загруженности.
  • Шаг определяет длину винтовой поверхности, которая образуется за счет лопасти винта за один оборот. Данный показатель необходим для обеспечения условий движения судна на высокой скорости и к тому же с экономичным расчетом.

Увеличивая шаг винта на одних и тех же оборотах двигателя, можно значительно повысить скорость лодки. Такие действия не только повышают эффективность работоспособности мотора, но и сокращают удельный расход топлива. Увеличение шага винта к тому же улучшает управляемость судна на скоростных поворотах.

Безусловно, материал, из которого изготовлен гребной винт, также считается значимым моментом. В некоторых ситуациях это важнее, чем показатель мощности двигателя. Для двигателей с мощностью 50-110 л. с. оптимальным вариантом являются нержавеющие винты из алюминия или стали.

Итак, установка мотора на лодку – это действительно ответственный момент, поэтому во избежание непредвиденных ситуаций на воде целесообразнее воспользоваться рекомендациями специалистов.

Виды механических воздействий на транец

На навесной транец оказывают воздействие силы мотора:

  • толкающая сила;
  • сила тяжести движка.

Воздействие данных сил приводит к тому, что транец начинает оказывать давление на лодку в двух точках. В нижней части крепления действует толкающее усилие, а в верхней — противоположное направлению.

Негативным воздействием на транец и лодку является повышенная вибрация, которая происходит из-за работы мотора. Такое воздействие может привести к расшатыванию болтов и гаек, которые просто могут открутиться. Для того, чтобы уберечь транец от такого воздействия следует использовать контр-гайки или контр-шайбы.

Горизонтальная настройка положения мотора

Правильная установка мотора на транце лодки повышает скорость и управляемость судна, экономит горючее. По инструкции лодочный мотор устанавливают на центр транца. Стандартная установка мотора несложна, но, чтобы получить от мотора максимальную скорость и экономичность необходимо найти оптимальное положение аппарата на корме судна.

Во время работы мотора винт вращается и создает за кормой лодки вихревой поток, сдвигающий лодку с прямой траектории движения. Для компенсации крутящего момента винта мотор можно чуть сдвинуть к правому борту лодки. Смещение положения мотора на 30 – 50 мм относительно продольного центра лодки повышает устойчивость и управляемость судна. Длина смещения зависит от профиля дна лодки:

• для моделей с выпуклым V-образным дном мотор смещают на 5 см;

• для лодок с плоским дном мотор на транце смещают на 3 см.

На лодках известных брендов профиль кормы и днища компенсирует вихревой поток от винта, поэтому лодочный мотор устанавливают строго по центру транца. На лодках средней ценой категории для увеличения скорости, повышения управляемости судна и экономии топлива требуется настройка горизонтального положения мотора на транце.

Как правильно установить мотор на транец лодки

Специалист магазина Моторка.PRO Максим Остапенко обсуждает тонкости установки мотора на транец: глубину погружения, угол дифферента – и объясняет, как при этом меняются ходовые качества лодки.

Купив лодочный мотор, люди часто устанавливают его на свою лодку как есть. В большинстве случаев, если мотор и лодка соответствуют друг другу, этого вполне достаточно.

Но бывает, что лодка не может выйти в глиссирующий режим из-за неправильной установки мотора.

Очень важно соблюсти правильный угол дифферента и глубину погружения винта относительно лодки. Для этого существуют специальные приспособления.

И если угол дифферента регулируется на самом моторе: посредством специальной планки и отверстий на крепёжной струбцине мотора или же с помощью гидроподъёмника мотора,

то глубину погружения винта нужно регулировать с помощью дополнительных специальных устройств. Хорошо, если ваша лодка оборудована регулируемым по высоте транцем, но, как правило маломерный флот лишён этой опции.

В таком случае, на помощь приходят специальные надстройки, именуемые удлинителями транца, также существуют накладки на транец для оперативной регулировки его высоты. Самый простой способ – это пара деревянных брусков небольшой толщины.

Читайте также:  Днепр, фото, фото Днепра, Днепр фото, Днепровский, Днепор, Днепру, Днепра, Днепре, Днепра, река Днепр, р Днепр

В чем же суть правильной установки мотора?

Дело в том, что мотор должен стоять под прямым углом к плоскости воды и быть погружен ниже дна лодки на 2-3 сантиметра относительно своей антикавитационной пластины.

Для чего это делается?

Дифферентовка необходима для удерживания лодки в горизонтальном положении.

Если мотор стоит под углом к воде,то лодка будет либо зарываться носом, если мотор наклонён в сторону транца,

либо наоборот, слишком задирать нос, если мотор сильно отклонён наружу от транца.

Погружение винта. Это делается для уменьшения сопротивления воды.

Если мотор сидит слишком низко, то его эффективность мала, если слишком высоко, то винт начнёт захватывать воздух.

Чтобы этого избежать, мотор устанавливают ниже дна лодки на 2-3 сантиметра.

Также, можно установить мотор настолько высоко, насколько это позволяет винт, но чтобы избежать захвата воздуха винтом, на антикавитационную пластину монтируют дополнительную плоскость – так называемое гидрокрыло.

Эта полезная вещь практически полностью исключает захват воздуха винтом, при правильной установке. Кроме того, гидрокрыло помогает избежать подъёма носа лодки при резком открытии газа, так называемого кобрирования. Это достигается эффектом дополнительной опоры двигателя за винтом.

Однако, это относительные величины и подбираются строго индивидуально! В моей практике приходилось выставлять мотор в почти крайнее положение дифферента и погружать глубже на одной лодке, и проделывать всё это в другую сторону на другой!

Семь футов под килем и спокойной воды!

Максим Остапенко,

Моторка.PRO.

Иллюстрации к статье взяты из Руководства пользователя лодочными моторами Tohatsu (Япония).

Установка лодочного мотора. Советы специалиста

Поразительно, насколько два совершенно идентичных лодочных мотора ведут себя по-разному на, казалось бы, одинаковых лодках. Английский эксперт Пауль Леммер делится здесь своим опытом, даёт пояснения и ценные советы по установке лодочного мотора.

Его подход несколько отличается от традиционной методики, изложенной во многих руководствах и инструкциях. Однако зачастую именно стороннее мнение может привести к оптимальному решению.

В отличие от автомобилей или пластиковых лодок, изготавливаемых методом штамповки и потому так похожих в движении и под двигателем и на вёслах, лодочные моторы собираются вручную, впрочем, так же как РИБ лодки и алюминиевые катера. Поэтому на воде они тоже ведут себя по-разному.

Одна из причин определяется разными конфигурациями профиля днища, которое обладает своими особыми гидродинамическими характеристиками. Для установки лодочного мотора каждый раз заново приходится выбирать наилучшее место, что вообще-то является длительной процедурой.

Большинство изготовителей катеров и RIB лодок заранее производят замеры и наносят на транец лодки контуры крепления подвески двигателя, указывая пользователю, что это лучшее место установки лодочного мотора. Однако, признавая способность мастерового создать хорошую, красивую и надёжную лодку, мы не можем быть уверены, что производитель судна одновременно является и экспертом по моторам, особенно для такого сложного изделия, как, например, RIB лодка.

Есть специалисты, вооружённые лучшими инструментами и научными знаниями гидро- и аэродинамики, которые могут идеальным образом настроить судно для гонок на рекордных скоростях. Взяв самый мощный мотор, такой специалист всегда навесит его на транце повыше, причём сместит его поближе к правому борту, что и обеспечит, в конечном итоге, лучшие скоростные показатели и управляемость судна на гонках. Но такая установка лодочного мотора не всегда может быть наилучшей.

Форма днища, распределение груза, размеры двигателя и его вес по отношению к массе лодки и, прежде всего, тип винта – все это влияет на выбор места установки лодочного мотора. Для примера рассмотрим 5.5-метровую РИБ лодку с гладким пластиковым днищем профиля «глубокое V» с консолью управления, четырьмя сиденьями, топливным баком, топом в виде А-образной рамы, дистанционным управлением и подвесным мотором мощностью в 50-115 л.с.

В теории, при установке лодочный мотор должен быть смещён к правому борту на 5 см для компенсации момента, создаваемого вращением винта. Такого небольшого смещения может быть достаточно для компенсации «увода» лодки из-за вращающего момента винта, хотя с некоторыми днищами такие рекомендации не работают. Чем мельче профиль «глубокое V», тем меньшее смещение при установке лодочного мотора требуется к правому борту, в то время как сравнительно более заглублённое днище потребует и большего смещения мотора на транце. Некоторые днища имеют специальные профили, компенсирующие эту силу, так что и смещения мотора от центрального сечения может не потребоваться.

Определив желаемую величину смещения при установке лодочного мотора на транце, нужно выбрать правильную высоту установки. При этом окажется, что важнейшим, если не определяющим фактором является расстояние от обреза днища до антикавитационной плиты на дейдвуде лодочного мотора. По мнению автора статьи, плита должна располагаться на 2 см выше обреза днища лодки. Такая установка лодочного мотора обеспечивает наилучшие условия для эксплуатации комплекта лодка + двигатель. Из этого положения мотор всегда может быть поднят при помощи традиционных подъёмных средств или регулируемого транца. Так, шаг за шагом, владелец катера проходит все этапы для выбора оптимальной высоты установки лодочного мотора на различных скоростях движения судна. В общем же случае, чем выше мотор навешен, тем эффективнее он работает, разумеется, если не принимать во внимание ущерб от возможно превышения оборотов, которые можно контролировать с помощью тахометра, а также кавитации винта.

Стандартная 5,5-метровая RIB лодка должна позволять смещать мотор на одну проушину крепления мотора без необходимости смены винта. Для этого антикавитационную плиту можно разместить примерно на 4 см выше линии обреза днища: это упростит регулировку установки лодочного мотора по высоте и тем самым улучшит ходовые характеристики судна. Удаление антикавитационной плиты от обреза днища должно сопровождаться смещением мотора на транце относительно центрального сечения корпуса лодки.

Замена лёгкого алюминиевого винта на стальной, в большинстве случаев, резко повысит эффективность работы двигателя. Также как и установка лодочного мотора, выбор винта для него – процесс творческий и напоминает выбор покрышек или амортизаторов для автомобиля для достижения наилучшего соотношения между нагрузкой и жёсткостью подвески. Никто без эксперимента не возьмёт на себя смелость рекомендовать тип винта для «средних» условий.

Проще и быстрее это сделают специалисты, которые смогут понять потребности владельца судна и подобрать винт для конкретного применения. Некоторые изготовители лодок используют гребные винты собственной разработки. Это дороже, но такой винт позволит пользователю лодки не ошибиться в выборе. Правильно подобранный лодочный винт может заставить лодку просто летать. На рынке имеется огромное количество великолепных винтов “Cleaver”, “Spoon blade”, “Cupped”, “Hi-five”, “Raker”, “Ballistic”, “Laser”, “Turning Point”, “Pro Pulse” – предназначенных для любых условий и любых лодочных моторов, что позволяет добиваться самых лучших показателей совместной работы RIB-лодки и подвесного мотора.

Идеальным гребным винтом считается тот, который позволит установленному лодочному мотору развить максимально возможное количество паспортных оборотов при 80%-ной загрузке лодки. Если максимальные обороты достигнуты при полной загрузке судна, то мотор может превысить допустимые обороты при неполной загрузке лодки. С другой стороны, если самые большие обороты мотор развивает при небольшой загрузке лодки, то при увеличении нагрузки мотор будет просто «задыхаться».

В результате того, что слишком малая и слишком большая загрузка лодки увеличивают потребление топлива и сокращают расстояние, которое можно пройти на единицу расхода горючего, становится понятной важность правильного подбора винта для наиболее часто используемой загрузки лодки. У гребного винта, вообще-то, всего два измерения: диаметр и шаг. Диаметр – это наибольший размер винта по лопастям. Для грузовых лодок рекомендуются винты большего диаметра, что позволяет судну уверенно чувствовать себя при полной нагрузке.

Шаг винта – это длина винтовой поверхности, образуемая лопастью винта за один оборот. Этот параметр необходимо учитывать для обеспечения условий экономичного движения лодки с сохранением высокой скорости. Увеличение шага винта при одних и тех же оборотах мотора позволит существенно увеличить скорость судна. Это не только повысит эффективность работы установленного лодочного мотора, но и уменьшит удельное потребление топлива, а также повысит управляемость лодки на скоростных поворотах.

Определяющим также является материал, из которого изготовлен винт. Это, зачастую, даже важнее, чем мощность мотора. Для моторов мощностью 50-110 л.с. лучший выбор – алюминиевые или стальные винты. Алюминий – дешевле, мягче и гибче. А потому алюминиевые винты наилучшим образом подходят к лодкам для отдыха на воде или для коммерческого применения, когда скорость и правильная установка лодочного мотора не являются ключевыми параметрами. Алюминиевые винты под нагрузкой могут прогибаться (особенно это заметно на мощных моторах), что вызывает кавитацию и выход винта из воды с одновременной потерей скорости. Замена алюминиевого винта на стальной сразу же заметно скажется на характеристиках лодки. Поскольку лопасти стальных винтов обычно совсем не гнутся, именно с такими винтами можно смело поднимать крепление двигателя на одно отверстие вверх в целях подбора наилучших параметров для работы мотора.

Форма лопастей винта – важный параметр эффективной работы мотора. Стальные винты всегда лучше при любой форме лопастей: простая замена алюминиевого винта на стальной позволит достичь максимальной эффективности мотора без всяких дополнительных настроек. И, тем не менее, при установке лодочного мотора всегда следует обращать внимание на два момента: во-первых, следует убедиться, что при больших углах отклонения мотора на максимальном ходу не возникает кавитации и, во-вторых, что система водяного охлаждения работает устойчиво. Всас системы водяного охлаждения располагается на дейдвуде прямо над редуктором вала винта. Очевидно, что при любом режиме движения для надёжного охлаждения мотора это отверстие должно быть под водой. Датчики температуры, как правило, мало эффективны, да и глазом мало что увидишь, поэтому большинство современных подвесных моторов оборудовано системой защиты от перегрева и при повышении температуры корпуса выше допустимого предела – мотор обычно сбрасывает обороты.

Правильной установке лодочного мотора и выбору оптимального гребного винта нередко уделяется слишком мало внимания в инструкциях, поэтому мы советуем любому владельцу лодки найти время и силы для выбора места установки лодочного мотора на транце и подбора наилучшего типа гребного винта: это быстро окупится возросшими возможностями лодки и экономичностью её эксплуатации.

Перевод статьи Пауля Леммера выполнен Павлом Дмитриевым

Ещё раз о жерлицах

Для любого рыболова, ловящего хищника на живцовую снасть, важно сначала поймать живцов — небольших рыбок для насадки на тройники или двойники жерлиц. И нередко именно этот, казалось бы, простой процесс поимки мелкой рыбешки становится проблемой для щукаря. Почему так бывает?

В первую очередь в местах, где активно жирует хищник, просто не остается мелких плотвичек, окуньков, густерок. Их щука и окунь просто съедают или разгоняют. Поэтому часто приходится привозить живца, пойманного загодя на местных водоемах. Это наиболее оптимальный вариант, поскольку не нужно тратить время на поиск и поимку рыбок для наживки. Я частенько отправляюсь перед большой рыбалкой на местный котлован, вырытый земснарядом и соединяющийся с рекой небольшими протоками. Здесь всю зиму поклевывают некрупная плотва-сорожка и окунишки, а ближе к весне — уклейка.

Живцы для хищника

Поймав достаточное количество живцов, я оставляю их на ночь в канне, выставленной на балкон. Правда, приходится следить, чтобы вода не замерзала. Если на улице слишком морозно, то я закутываю канну в синтепоновые или ватные одеяла и ставлю ближе к теплу. К емкости для живца подвожу шланг от компрессора для аквариумных рыбок. Так к живцам поступает кислород, и они вполне могут прожить неделю. Причем выживает и нежная уклейка, которая, как известно, служит наилучшим живцом для судака. Именно уклейки приносили мне хороших судаков, которые не так часто попадаются на жерлицы. Но важно соблюдать простые правила для хранения уклеек. Брать руками рыбок нежелательно. Лучше использовать различные сачки для тех же аквариумных рыбок. Слишком нежна уклея. Любое прикосновение лишает ее части чешуи, что плохо сказывается на выживаемости рыбки. Также влияет резкая смена температуры от теплой руки и ледяной воды. Этот фактор надо учитывать и при замене воды уже на рыбалке. Нельзя сразу выливать всю воду и наполнять канну свежей водой из лунки. Это как удар. Результатом могут стать белые брюшки снулой рыбы на поверхности воды в канне.

По пути на рыбалку я обычно добавляю кислород, подкачивая воздух из резиновой груши. Пойдет и медицинская клизма… И обычно редко бывает так, что живцы не доживают до момента рыбалки. Здесь только вероятен такой вариант, случившийся однажды со мной. Во время ходьбы до проток и островов, где мы намеревались выставить жерлицы, дул сильный и морозный ветер, а от ходьбы вода из канны выплескивалась на ее крышку. Мы не заметили, что наледь перекрыла отверстия на крышке и живцы просто задохнулись. Пришлось уже на месте искать и ловить живца, что отняло половину светового дня. Живцовую ловлю пришлось начинать только на следующее утро.

Я заметил, что плотва-сорожка — наиболее сильный и выносливый живец, к тому же и самый универсальный. Еще один плюс плотвы как живца в том, что она не так стремится к поверхности воды, как уклейка, и меньше путает леску жерлицы. Но как уже было сказано, уклейка очень привлекательна для судака, а нередко и щука лучше берет на эту нежную рыбку.

Мелкие окуньки также могут быть неплохими живцами. На некоторых водоемах щука даже лучше берет на них, чем на сорожку. Особенно в коряжниках. Но окунь более слабый для хранения и перевозки.

Есть еще более лакомый кусочек для хищника-гурмана. Это пескарь. Если его получится поймать со льда, что бывает не везде и не часто, то на этих резвых и выносливых рыбок могут взять самые крупные щуки. Проверено…

Почему иногда не берет щука?

Временами кажется, что жерличная ловля щуки одна из самых простых, при этом, несомненно, и одна из самых добычливых. Такое мнение может сложиться у стороннего наблюдателя во время щучьего жора, когда хищники то и дело поднимают флажки жерлиц и надежно садятся на тройники. Но уже на следующий день все может быть по-другому. То ли ветер сменился, то ли давление, то ли Водяной продул в карты Лешему всю рыбу в округе, но мертвой стала поверхность водохранилища. Ни подъема… Все флажки в настороженном положении и нет больше их победных вскидов над искрящимся от солнца льдом. На проверенном уловистом месте словно вымерло все живое.

Первая и самая простая причина состоит в том, что водохранилища имеют свой особый режим, когда в выходные дни створы ГЭС нередко бывают совсем или частично закрыты, а течение может останавливаться или даже идти в противоположном направлении. При этом многие рыбы почти не кормятся, а стоят в ямах, вяло глотая воду и чуть шевеля плавниками. На боевых же позициях щукарей лишь прыгают по льду вороны и ветер несет поземку. Тишина и тоскливое ожидание, которое иногда может затянуться надолго. Вполне вероятно, что уже в начале недели, примерно во вторник, все снова станет по-прежнему. Я знал одного дедка Арсения, который неделями сидел на одном месте, невозмутимо дожидаясь, когда хищник сам придет к нему. И дожидался… Рано или поздно щука подходила к его снастям. И вечером, проходя мимо Арсения к жилью на ночлег, я обнаруживал рядом с ним две-три крупные щуки. А старик только посмеивался, слушая мои торопливые рассказы, мол, я в той протоке, да в той протоке… Он был на пенсии и почти переселился в землянку на острове подальше от городской суеты и ворчливой супруги.

Читайте также:  Зимняя рыбалка в Астрахане на озерах реках и прудах фото

Но не у каждого хватит терпения ждать впустую щучьего выхода несколько дней. По крайней мере, у меня на рыбалку чаще всего выпадало не больше двух дней. Впервые столкнувшись с ситуацией, когда вчера густо, а сегодня — пусто, я почесал «репу» и вначале, было, решил лениво, мол, само придет… Но шло только время, а щуки в протоке не стало совсем. Не помогали и проверочные перестановки некоторых жерлиц в другие места, что иногда выручало в «глухозимье». Но, видимо, хищник совсем ушел из проток.
Так как были именно выходные дни, то и течения в протоке почти не ощущалось. На месте, где хорошо ловились мелкие плотвички и окуньки, годные на живца, стали брать только сопливые ерши. Вывод я сделал для себя такой: в этих чистых протоках, где большую часть времени было ровное несильное течение, шла проходная сорожка, особенно ближе к весне, а за ней — хищник. Оседлой рыбы здесь, видимо, было мало.

Как ни ленился я уходить от проверенного места и теплой землянки, но рыбацкая страсть победила. Собрав жерлицы в сумку, а живца в канну, я ушел километра за три к лесу, торчащему во льду рядом с руслом затопленной речки. Здесь, среди сухих кленов и берез, отчаянно клевали мелкие и крупные окуни. А на окуней брали некрупные, но резвые местные щучки, живущие в коряжнике постоянно. И эта оседлая рыба никак не реагировала на сбои в силе течения, так как тут его не было вообще. Щуки одинаково надежно ловились здесь в любой день недели.

Подледная жерлица-рогулька

Как известно, живцовые снасти условно подразделяются на летние и зимние. Причем и те и другие жерлицы или подобные снасти могут использоваться всесезонно, что говорит об их универсальности. Другой вопрос — всегда ли нужно это универсальное применение? Понятно, что чаще всего в ход идут традиционные жерлицы для сезона открытой воды или для подледной ловли. Но в некоторых случаях не обойтись без импровизации.

И в качестве примера можно привести жерлицу-рогульку. Снасть эта была известна еще со времен царей, любителей «шекснинской стерляди золотой». Причем ее уловистость и простота сохранили «жерлику», или по-современному «жерлицу», до наших дней не в качестве раритета, но в виде вполне рабочей снасти, которая иногда может обловить самые продвинутые и дорогие искусственные приманки.

Принцип устройства снасти прост. Это всего лишь деревянная или пластиковая рогатка, на которую в виде цифры «8» наматывается толстая леска. Такой способ намотки не дает леске скручиваться в пружину, так как леска во время хватки хищника сбрасывается не в одну сторону, а попеременно — то с одной стороны рогульки, то с другой. Выставив нужный спуск, к примеру, в полводы, леску защемляют в пропиле, сделанном в одной из развилок рогульки, но не туго, чтобы щука смогла ее сдернуть во время атаки на живца.

Оснастка жерлицы также проста. Это толстая монофильная леска с грузилом и металлическим поводком на застежке, намотанная на рогатку. Но в отличие от зимних жерлиц, на жерлице-рогульке нередко применяется необычный крючок, который зовется «финским». Какое его точное название — неизвестно. Помню только с самого детства, что так называл эти крючки мой отец. Не раз мы ловили на эти крючки страшенных размеров таких же страшенных щук… И леску ставил отец тогда на рогульки миллиметровую или двойную 0,8 мм диаметром. Эти крючки представляют собой отходящие в стороны остро заточенные усики без бородок. Во время хватки щука заглатывает живца, а крючок встает враспор при обратном движении лески. Сходы здесь исключены.

Живец на таких крючках цепляется не под спинной плавник, как на зимних жерлицах. Поводок с «финским» крючком пропускается в рот живца и выводится из-под жаберной крышки, а затем пристегивается к застежке. Этот способ насадки живца не позволяет хищнику срывать его безнаказанно.

Но эти уловистые жерлицы вполне пригодны и для зимней рыбалки. Только если в сезон открытой воды они подвешивались на длинные гибкие шесты под углом в 45 градусов, то для подледной ловли их достаточно захлестнуть той же петелькой из капронового шнура и подвесить в лунке. Причем рогатка опускается ниже уровня воды и поэтому не вмерзает в лед. Сверху лунка закрывается подставкой и засыпается снегом. Такое применение жерлиц-рогулек очень выгодно во время долгих отлучек рыболова с мест ловли, когда обычные жерлицы типа «подставка-стойка-катушка-флажок» вмерзнут в лед или их просто кто-то заберет, не отягощаясь приступами совести… Но, понятно, плавучая деревянная рогулька здесь не пойдет. Ее нужно будет выпилить из тяжелого пластика.

Щукарь

Все о рыбалке на щуку

  • Главная
  • »
  • Рыболовная практика
  • » Ловля щуки на жерлицы летом

Ловля щуки на жерлицы летом

Сегодня рыбалка из способа добычи пищи превратилась в развлечение, поэтому особый интерес представляет собой охота на хищные виды рыбы. Заядлые рыболовы используют жерлицы – снасти для поимки щуки. Эти приспособления применялись еще в древности, а сегодня модифицированы и усовершенствованы, что обеспечивает гарантированный улов. Участие рыболова при использовании жерлиц сведено исключительно к установке снастей и снятию улова. Ловля щуки на жерлицы дает преимущество в возможности применения снастей в любом и даже труднодоступном месте, где другие приспособления использовать нельзя.

Особенности ловли щуки на летние жерлицы и их виды

В зависимости от сезона жерлицы делятся на зимние и летние. Иными словами снасти для закрытой или открытой воды, что обусловливает их конструкцию. По способу установки различают плавающие (кружки), на стационарном шесте (поставухи), рогатки для ловли с берега.

Летом на зимние жерлицы

Зимние снасти для ловли хищницы легко переделать в летний вариант с помощью листового утеплителя и плотной веревки. В открытых водах с помощью установленного сигнального флажка клёв обнаруживается быстро. Эффективность зимних жерлиц, которые грамотно переоборудованы при условии соблюдения расчетов технических характеристик снасти не уступают летним аналогам.

Глубина расположения наживки не должна быть менее 1 метра и не более 2 метров, поскольку именно в этих слоях водоема температура оптимальная для живца.

Кружки (плавающие жерлицы)

Суть этого способа ловли заключается в естественных движениях наживки, что должно заинтересовать и спровоцировать хищника на нападение. Правильный расчет технических характеристик жерлицы обеспечит гарантированный улов, а малейшие погрешности и ошибки в изготовлении снасти сведут старания к нулю.

На рогатки с берега

Наиболее древним способом ловли щуки является использование рогатки. Этот вид летней жерлицы используется в водоемах с большим количеством водорослей, коряг и других загромождений, которые делают невозможным применение спиннинга. Снасть представляет собой рогатину с намотанной на отростки развилки в виде восьмерки леской. Для рогатки подходит даже найденный на берегу материал – сухие ветки и т.п.

Оснастка летней жерлицы на щуку

Для обустройства снасти потребуется:

  • поводок – оптимальная длина при ловле особей до 5-7 кг не менее 35 см, для большей рыбы потребуется свыше 70 см. Это увеличивает количество поклёвок. Не стоит делать его длиннее 1,5 – 2 м, поскольку возрастает вероятность, что рыба уйдет в заросли. Также не желательно брать мягкий или тонкий поводок без пластикового покрытия, так как щука способна перегрызть леску или оборвать ее.
  • леска или капроновая нить – длина подбирается конкретно для выбранного водоема и чаще всего до 20 м, а диаметр не превышает 0,5 мм.
  • скользящий груз – для плавающих жерлиц оптимальный вес грузка не должен превышать 5-10 г. Рассчитывается для каждой снасти в зависимости от ее диаметра, размера и веса живца индивидуально.
  • вертлюжок – является обязательным компонентом жерлицы, используется для препятствования спутыванию лески и стопорит скользящий груз. Этот элемент содержит роликовый механизм, обеспечивающий свободное скольжение лески при ловле рыбы до 20 кг.
  • крючок – применяются двойники или тройники. Выбор их зависит от типа наживки и способа ее крепления. Под жаберную крышку насаживается живец на двойник, а под спинку – на тройник.

Ловля щуки на жерлицы летом, правильная установка жерлиц

Для успешной летней ловли щуки на жерлицу необходимо:

  1. Правильно подобрать толщину лески, учитывая предполагаемый вес особи, условия рыбалки, пассивность щуки;
  2. Место должно быть затененным, около криниц и родников, у границы чистой воды и зарослей кувшинок;
  3. Учитывая, что время кормления щуки приходится на период с рассвета до 9 утра и после снижения жары к вечеру, жерлицы выставляются ночью или очень ранним утром;
  4. Береговое крепление снасти должно быть надежно зафиксировано;
  5. Сила течения и его наличие в принципе, а также вес живца определяют величину скользящего груза и тип вертлюжка;
  6. Чтобы рыбалка не усложнялась, не рекомендуется устанавливать больше двух поводков.

Как ловить щуку на жерлицы летом

Наличие течения требует более тщательного расчета веса скользящего груза и способа крепления жерлиц. Это несколько отличает способы установки снастей. Правильно поставить

На реке

Ловля щуки на жерлицы реке предусматривает использование лески диаметром до 0,6 мм и длиной не более 8 м. Учитывая наличие множества коряжников у заливах водоема, завести короткую леску в «рыбные» места не удастся. Вес скользящего груза выбирается несколько большим 10 г, чтобы удерживать леску в течение и балансировать движения живца, приближая его к естественному поведению корма щуки. Кроме того неподвижно лежащий на дне реки груз удерживает поводок с наживкой в нужном положении.

Видео: Летняя ловля щуки на жерлицы на реке

Рыбалка на летние жерлицы. Как происходит ловля щуки с помощью данных приспособлений далее на видео:

На пруду, на озере

Для озерно-прудовой ловли оптимальна установка жерлиц в количестве 5-10 шт., которые ставятся вблизи впадения притоков, островков водорослей, каменистых гряд и коряжников, различных ямок, в зарослях камыша, осоки, рдеста. Щука кормится чаще всего на границе разнонаправленных потоков или медленного и быстрого течения. Длина лески при озерной ловле от 12 м, что хищнику позволяет наживку заглотить без помех.

Наживка для щуки интересна, когда она живая. Для этого следует аккуратно насаживать ее на крючок не травмируя рыбку, но одновременно прочно закрепить.

Если жерлица сработала, то незамедлительно к ней приближаться не следует. Нужно дождаться, когда пойманный хищник размотает всю леску, а после этого подсекать его.

Где купить, какая стоимость

Купить летние жерлицы на щуку можно в любом специализированном магазине для рыболовов или через интернет-ресурсы. Стоимость снастей зависит от вида, комплектации, материала изготовления и других параметров. Цена самых недорогих и простых вариантов от 50-100 руб. за единицу. Комплекты и наборы жерлиц со специальными сумками по цене достигают 2 тыс. руб.

Как сделать летние жерлицы на щуку своими руками

Для изготовления жерлицы на хищную рыбу необходимо выбрать вид снасти в зависимости от типа водоема, где планируется рыбалка. Наиболее распространены летом кружки, самодельные рогатки, а также переделанные зимние жерлицы. Рассмотрим подробнее, как правильно сделать ту или иную летнюю жерлицу на щуку своими руками.

Из зимних жерлиц

Продлить удовольствие ловли щуки в летний период, используя зимнюю жерлицу, можно с помощью небольшой доработки. Подробнее в видео ниже:

Кружки

Для изготовления данной снасти потребуется пенополистирол, катушка с леской и стойка под нее, пластиковая палочка-штырек, красная краска. Из пенопласта толщиной до 2,5 см вырезается круг в диаметре до 20 см. В центре устанавливается стойка под катушку и сигнальный флажок так, чтобы не препятствовать движению лески. На окружности проделывается отверстие для укладки лески с прикрепленным на конце крючком.
С помощью веревки 2-3 метровой длины и груза кружок не будет сносить течение или ветер.

Красить в красный цвет следует только верхнюю сторону снасти. Так будет заметна поклевка, поскольку кружок перевернется, а белизна дна более заметна издалека.

Рогатки

Летняя жерлица-рогулька из фанеры своими руками

Это приспособление изготавливается из веток кустарника, ивы, орешника или молодой вербы с небольшим углом расхождения. Если подобного материала не нашлось, можно взять веточку с немного большим углом развилки и в процессе сушки стянуть бечевкой.

Не допускается ускорять сушку с помощью плиты или других приспособлений, поскольку это сделает древесину хрупкой. Также нежелательно вбивать гвозди в нее или пользоваться инструментами для грубой обработки дерева – трещины или другие повреждения сделают снасть непригодной.

Длительность сушки после снятия коры должна быть не менее недели в сухом месте. Для лучшего закрепления лески на каждой рогатине, немного отступив от расщелины, вкручиваются шурупы или делаются углубления. Капроновая нить или леска диаметром полмиллиметра и длиной до 5-10 метров наматывается восьмеркой на рогатины. В завершении надевается скользящее грузило, тройничок и поводок.

Видео: Летние жерлицы-рагульки на щуку своими руками

Как сделать летнюю жерлицу рогатку на щуку на видео ниже:

Соблюдение всех правил ловли на жерлицу летом, а также точные расчеты позволят получить отличный улов с наименьшими усилиями. Кроме того, это хороший способ заняться полезным делом одновременно с пассивной рыбалкой.

Ловля щуки – снасти и тактика

Щука, обитающая практически во всех наших водоемах, является популярным трофеем. Номером один для рыбацкой братии эту плутовку делает ее непредсказуемость, энергичность, незаурядная физическая сила и отменный аппетит. Даже во время отдыха хищница продолжает внимательно следить за происходящим вокруг, и не упустит возможности полакомиться зазевавшимся мальком. Рыболовы же пытаются обмануть ее с помощью живца или искусственной имитации живой рыбки.

Оказавшись на крючке, щука оказывает упорное сопротивление, остервенело бросается с одной стороны в другую, совершает невероятные воздушные кульбиты и, надо отдать ей должное, зачастую остается на свободе. При этом рыбаки, независимо от исхода борьбы, всегда испытывают те самые незабываемые ощущения, ради которых встают ни свет, ни заря и едут на рыбалку. Неудивительно, что для многих ловля щуки стала главным увлечением. Заядлые щукари неустанно ищут новые и совершенствуют старые способы ужения этой зубастой бестии. О них, а также о повадках хищницы в разное время года пойдет речь ниже.

Читайте также:  Зимняя обувь для рыбалки и охоты

Особенности рыбалки

Рыбалка на щуку отличается от ловли других видов, в том числе плотоядных. Чтобы поймать эту рыбу, необходимо изучить ее образ жизни, характер, предпочтения. Это безжалостный хищник, который превращается в кровожадного и агрессивного монстра при нехватке легко доступного корма. При этом действия щуки можно назвать продуманными, ведь в отличие от большинства других хищников она не гоняется за кормовой рыбкой по всей акватории, а терпеливо поджидает свою жертву в засаде и, дождавшись подходящего момента, молниеносно ее атакует. В случае неудачи, что случается крайне редко, зубастая возвращается на исходную позицию и ждет очередного претендента на роль обеда. Именно поэтому важно правильно выбирать место ловли. На участках с ровным дном, без растительности, коряг и прочих предметов хищнице просто негде спрятаться. Рыбалка в таком месте вряд ли будет результативной.

Опытные рыбаки успешно ловят щуку на протяжении всего года, однако есть периоды, когда на хороший улов могут рассчитывать и новички. Весной, до нереста и спустя некоторое время после него пятнистая хищница проявляет наивысшую активность, бросается практически на все искусственные приманки, не говоря уже о живце. Почти так же хорошо она ловится в осенние месяцы – с сентября до начала ноября. Первые осенние холода заставляют ее начинать готовиться к зимовке, усиленно питаться и нагуливать жир. На инстинктивном уровне щука понимает, что без необходимого запаса энергии пережить зиму будет очень сложно.

Питание щуки

Щука – выраженный хищник, поедающий представителей многих других видов, которые помещаются в ее огромной пасти. За это ее называют грозой водоемов. Предпочтение отдает уклейке, пескарю, ельцу, плотвичке, красноперке, окуню, колючему ершу. Замечен за ней и каннибализм, в желудках пойманных хищниц рыболовы неоднократно обнаруживали более мелких сородичей. В теплое время года меню дополняется мелкими лягушками и линяющими раками. При скудной кормовой базе хищница не брезгует насекомыми, червями и прочей живностью.

Особенно прожорливыми считаются особи трофейных размеров (больше метра), способные затягивать под воду и поедать мышей, крыс и водоплавающих птиц в период их линьки . Пернатые попросту не успевают подняться в воздух. Зачастую крупная щука атакует рыбу, которая всего лишь вдвое меньше ее самой.

Перерывов в пищевой активности щуки никогда не бывает, она кормиться и летом, и зимой. В течение года наблюдается несколько всплесков, которые рыболовы называют щучьим жором и чаще выезжают в это время на водоемы. Как правило, зубастая жирует ранней весной перед нерестом и после икромета, может порадовать неплохим клевом в июне и в самом конце сезона открытой воды – в сентябре-октябре. Зимой ловля проходит с переменным успехом, зависящим от концентрации хищника на конкретном водоеме, особенностей его кормовой базы, погодных условий и целого ряда других факторов.

Места обитания рыбы

На любом водоеме найдутся места, в которых может стоять в засаде щука.

Задача рыболова – найти их, аккуратно подойти и забросить снасть. Стоит обратить внимание на следующие признаки ее наличия:

  • Мосты . Опоры речных мостов разделяют поток надвое, образуя так называемые обратки. В таких местах хищнице комфортно охотиться. Во-первых, не нужно бороться с течением. Во-вторых, обратная струя сама выносит мелкую рыбешку прямо ей под нос.
  • Смещенное русло . На каждой реке есть участки, где основной поток идет вдоль одного из берегов (обычно крутых) и вымывает в нем углубления, в которых любит прятаться зубастая. Протяженность такого берега может быть значительной, иногда рыбак наполняет садок, не дойдя и до середины перспективного участка.
  • Деревья . Растущее очень близко к воде дерево – еще одна многообещающая точка. Течение подмывает грунт и оголяет корни растения, создавая отличные условия для обустройства засады. В этом случае придется аккуратно забрасывать снасть, чтобы не зацепиться за них крючком.
  • Коряжники . Участок, захламленный ветками, корягами, стволами деревьев также считается весьма перспективным. Активная щука любит стоять и поджидать добычу в таких местах. Здесь лучше использовать поверхностные приманки из-за большой вероятности зацепа.
  • Мелководные перекаты . На прогретой мели часто собираются стайки мальков, чтобы понежиться в лучах солнца. Зубастая прекрасно об этом знает и посещает такие места с целью быстро набить брюхо. Прячется она обычно на дне за перекатом и атакует мелкую рыбешку снизу.
  • Растительность . Заросли травы, камышовые островки, лежащие на поверхности воды листья кубышек позволяют хищнице надежно укрыться и успешно атаковать своих жертв. Ловля щуки в траве на границе растительности и чистой воды всегда обещает хороший улов.

Летняя жерлица — уловистая снасть эпохи Сабанеева

Летние жерлицы, рогульки — подробное описание. Как сделать жерлицу-рогатку. Оснастка. Установка шеста летней жерлицы. Тактика ловли. Жерлица-рогулька зимой.

Ловля щуки на жерлицы является нередко единственным шансом на поимку крупной рыбы на данной конкретной рыбалке. Почему? Если говорить о летнем времени, то довольно часто хищник отказывается брать на искусственные приманки, даже на самые дорогие и естественно двигающиеся в воде. Причём это могут быть и мягкие приманки из съедобной резины, на которые щука обычно берёт более охотно в периоды слабой активности и отсутствия аппетита. А такие периоды обычно связаны с так называемым «глухолетьем», когда тяжёлая жара середины лета лишает рыбу желания кормиться, в том числе и хищника. И тогда наиболее активные выходы щуки на кормёжку случаются после заката солнца, ночью и на заре.

Жерлицы, которые называют жерлицами-рогульками, в такие периоды слабой активности щуки часто бывают самыми уловистыми снастями на речного и озёрного хищника. И это неслучайно. Какими бы ни были искусственные приманки качественными и естественными, но они никогда не заменят живую рыбку, которая кроме своего живого запаха обладает ещё и естественными частотными колебаниями, улавливаемые боковой линией хищника. Всё равно эти колебания не могут идти ни в какое сравнение даже с высокочастотными колебаниями вращающихся блёсен и раттлинов. Кроме того, внешний вид живой рыбки и её окрас соответствуют привычному виду добычи хищников, в том числе и щуки.

Летние жерлицы, рогульки

Живец, как мы уже выяснили, является естественной живой приманкой на щуку в любой сезон, в том числе и в летний период открытой воды. Рыбачить на летние жерлицы стало, правда, не частым занятием современного рыболова, но есть ещё истинные любители этого вида ловли, известного ещё с прошлых веков. Ловлю на жерлицы-рогульки широко практиковали рыболовы простого сословия, тогда как господа уже начинали осваивать английскую удочку, как тогда называли спиннинг в самом примитивном его виде. Ловля щуки на жерлицы в те времена изобилия любой рыбы, в том числе и хищников, была наиболее добычливой. Это было на руку рабочему люду, поскольку просиживать часами на реке с удочкой, как господа, они не имели возможности. Жерлицы же на щуку являлись, и являются по сей день снастями самоловными, способными самоподсекать добычу. Поэтому для поимки щуки достаточно выставить несколько штук таких жерлиц и можно уйти от реки по своим делам. Снасть будет сама ловить рыбу, а рыболову останется только прийти поутру к водоёму и снять добычу. О такой рыбалке с азартом писали рыболовы, писатели, учёные прошедших столетий – Сергей Тимофеевич Аксаков и Леонид Павлович Сабанеев. В их книгах жерлица-рогулька упоминается как самая уловистая снасть на щуку.

Как сделать жерлицу-рогатку

Итак, что же представляет собой упомянутая выше жерлица и как изготовить её своими руками? А это придётся делать в любом случае, если появится стремление половить щуку этой снастью. Обратите внимание: в наших рыболовных магазинах такие снасти обычно не продаются, в отличие от зимних жерлиц, которые есть в продаже, причём нередко самых разных конструкций. Ловля щуки на флажки, так ещё называют зимнюю рыбалку на жерлицы, требует более сложных снастей, хотя их рыболовы также нередко изготавливают своими руками.
Изготовление жерлицы начинается с основной её части – мотовила, которое представляет собой рогульку-развилку из прибрежного кустарника или мотовило с двумя развилками, выпиленное из пластмассы или органического стекла. Более функциональной будет рогулька из пластика. Обработанные мелкой шкуркой развилки будут более гладкими, чем на рогульке из развилки берегового кустарника. А леска должна сбрасываться с рогульки без затруднений, чтобы не насторожить хищника. Кроме того, рогулька из оргстекла или винипласта тяжелее, а значит, будет меньше раскачиваться ветром и «убалтывать» живца, на которого ещё и воздействует волна. Живец при таких неблагоприятных условиях живёт гораздо меньше. Нередко приходилось наблюдать, как высушенная и очень лёгкая жерлица из берегового ивняка болтается из стороны в сторону под порывами сильного ветра. Такая болтанка иногда даже приводит к перехлёсту шнура крепления жерлицы с шестом. Но более всего такие рывки под ударами ветра действуют на леску, дёргая её и живца.

Ловля на черных, сделанная из Японии, не менее известная, как Аксакова и Сабанеева, и успешно ловит в наших современных технологиях и снах. Равно рогатки — рогульки с не очень широким расцветом, чтобы леска сматывалась более свободно. Вырезать, снимать кору и обязательно высушивать рогульки. В верхней части основания находится высотное или выживающее отверстие, в которое вставляется крепкий капроновый шнур и завязывается в виде простого петли. В этом желобе можно вырезать шнурок. Для чего нужен это шнур? Петля из капронового шнура складывается в руку в виде уже глухой петли, набрасывается на шестерых и плотно затягивается.

Оснастка жерлицы

Как уже было сказано выше, ширина леса должна быть довольно толстой, не менее 0,5 мм, а лучше — 0,6 мм шириной. Кроме того, она должна быть цветной, к примеру, коричневой, зелёной или в виде радужной раскраски. Такие цвета и раскраски в какой-то мере скрадывают толщину леса среди стеблей кувшинки и роголистника.

Грузоподъемность в среднем размере и не более 8-10 г веса, так как уловы в высоту на глубине, в траве и обычно в стоячей воде. Для этого обычно требуется положение в полводы. Почему? Ведь обычно живец находится у дна. Но при этом часто бывает так, что он спит в траве и покрыт мхом, особенно в лесных торфяных озёрах.
Ниже грузила крепится вертолет с крючком, куда пристегивается металлический поводок с двойником, а лучше с так называемым «финским крючком». Это самый идеальный вариант для оснастки летней жерлицы-рогульки. Дополнительная информация: «Финский крючок» представляет собой острые усики из пружинной проволоки примерно 1,0 мм, отходящие под углом назад. Эти острые жала — без бородок. Относительно жёсткий металлический поводок, например, из них, пропускает сквозь живые живые существа, а затем выводится из-под его крыльев и пристально смотрит на застёжку с помощью петельки в конце поводка. И действительно напоминает некие усики. Короткое цевьё крючка, полученное от сиби усиков, не должно быть в наличии стандартного заводского двойника с длинным цевьём. Это могло бы привести к тому, что срок жизни был очень низким.

Жерлицы на щуку с «финским крючком» никогда не отпускают свою добычу. После нападения на живого существа он превращается в загадку и заглатывает. У наски крючка находятся вдоль тела живца и не мешают хищнику заглатывать рыбку. Они возвращаются в «глухой» распор. Она может прыгать, пока у вас нет времени, чтобы исполнить знаменитую «свечку». Именно в такие моменты и перечисляются из пасти щуки блёсны. Но здесь такой приём не поможет с едой и ковром «финского крючка».

Установка шеста летней жерлицы

Установка жерлиц-рогулек обычно проходит вдоль береговой линии или на глубине не более 1,5 м. Иногда такие жерлицы ставятся и на глубине 0,7-1 м. Какая же рыба может взять на такой мели? Летом на травянистых водохранилищах, особенно на берегах островов и островов волжского водохранилища. А на лесных торфяных озёрах, обычно неглубоких, у трав на метровой глубине попадаются щуки весом более 10 кг.

Шест обычно выбирается сухой, крепкий, длиной около 3,5-4 м. Он должен находиться под углом 45 градусов рядом с травой, в прогонах, в окнах, в коридорах между травами, по краям, в полосах кувшинки, но так, чтобы они могли выживать в травах и в лесах. Если вы располагаете на глубине более 1,5 м, то вам потребуется очень длинный шестилетний срок, или он должен быть в вертикальном положении.

Тактика ловли

Ловля щуки на жерлицах летом в саду, где щуки обычно охотятся способом засады. Как правило, здесь есть все, что нужно для ловли на жерлицы-рогульки. Обычно в жаркую пору. Хватки щуки бывают ночью и рано утром. Волны и высокая температура воды. Берёт Щука, выбирает привычную плотву. В лесных озёрах, где часто кроме окуни и щуки, нет других рыб, как в больших окунях, достигающих в таких озёрах веса 3 кг.

Жерлица-рогулька зимой

Вы можете говорить о том, что речь может идти о том, чтобы стать еще кем-нибудь, и кто-то другой. Иногда бывает так, что ночью нужно ловить рыбу, а когда нужно ночевать, и ловить рыбу ночами в тёплую землю на волжском острове. Чтобы вернуться в денёк домой и вернуться уже к новым запасам продуктов и наживки. Так случается во время щучьего жора, совпавшего с отпуском или просто со свободным временем. Потеряешься несколько дней, и ты сможешь не забыть об этом. Не часто попадаешь на результативную ловлю хищника. Особенно кратковременным бывает крайний щучий выход весной перед нерестом. И особенно активным. Это означает, что невозможно добиться успеха в течение нескольких недель, особенно в так называемом «глухозимье».

Чтобы поставить летние жерлицы под лёд необходимо использовать именно относительно тяжёлые и массивные жерлицы, рогульки которых были выпилены из органического стекла или винипласта. Могут применяться и прочие материалы и пластмассы, обладающие весом и прочностью. Для чего это нужно? Жерлица должна быть погружена в воду. И даже если поверхность лунки всё же покроется корочкой льда, несмотря на то, что лунка была плотно закрыта и засыпана снегом, то снасть всё равно будет работать и ловить рыбу. А капроновый шнур потом гораздо проще отбить пешнёй без потерь, чем леску, вмороженную в лёд. На худой случай можно заменить повреждённый шнур.

Так же, как и в летнее время на шестом, когда есть вода, и она затягивается, и вода уходит так, чтобы вода ушла под воду. Для этого палку-перекладину надо вдавить в снег. В оснастке ничего менять не надо.

Вот такая универсальная эта снасть — жерлица-рогулька.

Оцените статью
Добавить комментарий