Судно на воздушной подушке (СВП) своими руками, чертежи и сборка

Изготавливаем самостоятельно судно на воздушной подушке

Ховеркрафт дает возможность передвигаться по воде и по суше. В данной статье мы рассмотрим, как сделать его своими руками.

Ховеркрафт — что это

Одним из способов совмещать автомобиль и лодку стало судно на воздушной подушке, которое обладает неплохой проходимостью и высокой скоростью движения по воде за счет того, что его корпус не опускается под воду, а как бы, скользит по ее поверхности.

Такой способ позволяет двигаться экономично и быстро, поскольку сила трения скольжения и сила сопротивления водных масс — это, как говорится, две большие разницы.

Но, к сожалению, несмотря на все достоинства ховеркрафта, его область применения на земле ограничена — он может перемещаться не по любой поверхности, а только по достаточно мягкой, такой как песок или почва. Асфальт же и твердые породы с острыми камнями, и промышленным мусором просто изорвут днище судна, приведя воздушную подушку в негодность, а именно благодаря ей СВП и передвигается.

Поэтому ховеркрафты применяют преимущественно там, где нужно много плыть и немного ехать, в противном случае используются автомобили-амфибии с колесами. СВП сегодня не распространены широко, однако в некоторых странах на них работают спасатели, например, в Канаде, а также есть данные, что они стоят на вооружении в НАТО.

Купить судно на воздушной подушке или сделать своими руками?

Ховеркрафты довольно дороги, к примеру, средненькая модель стоит около 700 тысяч рублей, тогда как тот же мотороллер «скутер» можно купить в 10 раз дешевле. Но безусловно, платя деньги, вы получаете заводское качество, и можете быть уверены, что судно не развалится прямо под вами, хотя такие случаи и бывали, но все же вероятность здесь ниже, чем применительно к самодельному.

Кроме того производители продают в основном «профессиональные» СВП для рыболовов, охотников, и всевозможных служб. Любительские же судна можно встретить крайне редко, и в основном они являются продуктами ручной работы, в силу, опять таки, их невысокой популярности в народе.
Почему ховеркрафты не завоевали большую любовь

Основные причины:

  • Высокая цена и дорогое обслуживание. Дело в том, что детали и функциональные узлы СВП очень быстро изнашиваются и требуют замены, а покупка и установка также стоят немалых денег. Поэтому его может позволить себе только богатый человек, но даже для него каждый раз отвозить сломанное судно в ремонтный цех очень неудобно, поскольку таких мастерских единицы, и находятся они, в основном, только в крупных городах. Поэтому в качестве игрушки, выгоднее купить, например, квадро- или гидроцикл.
  • Из-за винтов они очень шумят, поэтому ездить можно только в наушниках.
  • Нельзя плыть и ехать против ветра, поскольку сильно снижается скорость.
    Любительские СВП были и остаются лишь способом проявления своих конструкторских способностей для тех, кто может сам их обслуживать и чинить.

Процесс самостоятельного изготовления

Сделать хорошее СВП непросто, но если вы задумались об этом, то скорее всего у вас есть либо способности, либо желание, но учтите, что если у вас нет технического образование, забудьте об этой идее, потому что ваш ховеркрафт разобьется в первом же тестдрайве.

Итак, начинать следует с чертежа. Разработайте дизайн своего СВП. Каким вы хотите его видеть? Закругленным, как советский вертолет МИ-28 или угловатым, как американский «Аллигатор»? Должен ли он быть обтекаемым как Феррари, или Запорожце-образным? Когда вы ответите себе на эти вопросы, приступайте к созданию чертежа.

На рисунке изображен эскиз СВП, стоящего на вооружении Канадской службы спасения.

Технические характеристики судна

Средний самодельный СВП может развивать достаточно высокую скорость — какую конкретно — зависит от массы пассажиров и самого катера, а также от мощности двигателя, но в любом случае, при одинаковых параметрах мотора и массе, обычная лодка будет в несколько раз медленнее.

Касательно грузоподъемности можно сказать, что предложенная здесь модель одноместного ховеркрафта способна выдерживать водителя массой в 100-120 кг.

К управлению придется привыкать, поскольку оно существенно отличается от обычной лодки, во-первых, потому что там совсем разные скорости, а во-вторых, принципиально разные способы передвижения.

Необходимые материалы

Все, что понадобится — это фанера, пенопласт и специальный набор кит от Юниверсал Ховеркрафт, разработанный специально для инженеров-самоучек, содержащий все необходимое.

Изготовление корпуса

Днище делается из пенопласта, толщиной 5-7 см, при расчете на одного человека, если вы хотите сделать судно для двух и более пассажиров, то прикрепите снизу еще один такой же лист. Далее в дне нужно сделать два отверстия: одно для потока воздуха, а второе для обеспечения надува подушки. Использовать можно лобзиковую пилу.

Далее нужно заизолировать нижнюю часть корпуса от воды — для этого идеально подойдет стекловолокно. Нанесите его на пенопласт и обработайте эпоксидкой. Но на поверхности могут образоваться неровности и воздушные пузыри, чтобы не допустить этого, покройте стекловолокно полиэтиленовой пленкой, и накройте одеялом. Сверху положите еще один слой пленки, и приклейте его скотчем к полу. Чтобы выдуть воздух из под получившегося «бутерброда», используйте обычный пылесос. Днище корпуса будет готова через 2.5-3 часа.

Верхнюю часть корпуса можно делать произвольной, но не следует забывать об аэродинамике. Сделать подушку несложно. Необходимо лишь грамотно закрепить ее, и синхронизировать с днищем — то ест сделать так, чтобы воздушный поток от двигателя проходил через отверстие в подушку, не теряя КПД.

Трубу для мотора делайте из стирофома, не прогадайте с размерами, чтобы в нее вошел винт, но зазор между его краями и внутренней частью трубы был не очень большой, так как это уменьшит тягу. Следующий этап — установка держателя для мотора. По сути — это просто табуретка на трех ножках, которые крепятся к днищу, а сверху на нее ставится двигатель.

Двигатель

Существует два варианта — готовый движок от компании Ю.Х. либо самодельный. Можно взять его от бензопилы или стиральной машинки — мощности, которую они дают, вполне хватает для любительского СВП. Если хотите чего-то большего, следует присмотреться к мотору от скутера.

Обязательно сбалансируйте лопасти винта, когда будете их устанавливать, так как, если одна будет весить больше другой, то центробежные силы разболтают пропеллер, и вибрации, возникшие вследствие этого довольно быстро разрушат весь двигатель.

Надежно ли судно на воздушной подушке?

Заводские СВП при частом использовании ломаются примерно раз в пол года, но это все неполадки, не требующие капитального ремонта. Чаще всего выходит из строя подушка и система нагнетания воздуха. Вероятность того, что грамотно собранный ховеркрафт разлетится у вас под ногами крайне мала, для этого нужно на большой скорости налететь на какой-нибудь большой камень или кусок дерева, но даже этом случае, есть шанс, что воздушная подушка вас защитит.

В Канаде спасатели, орудующие на таких СВП, ремонтируют их прямо на ходу, а неполадки, связанные с подушкой, устраняются в специальном гараже.

Описываемая здесь модель, в принципе, надежна, но только в том случае, если:

  • Материалы были надлежащего качества, в том числе клеи и эпоксидки.
  • Двигатель не отработал свой срок службы.
  • Соединения выполнены надежно.
  • То есть то, насколько можно довериться своему ховеркрафту, всецело зависит о вас самих.

Но есть еще один вариант — сделать двухместный СВП с предусмотренной системой безопасности, при этом ребенок будет сидеть впереди, а вы сзади — между ним и двигателем.

Теперь клюет только у меня!

Этого карпа поймал с помощью активатора клева. Теперь домой без рыбы никогда не возвращаюсь! Настало время и вам гарантировать свой улов. Лучший активатор клева года! Сделано в Италии.

Судно на воздушной подушке (СВП)

Доброго всем времени суток. Хочу Вам представить на суд свою модель СВП сделанную за месяц. Сразу извинюсь, в введении не совсем то фото, но тоже относящееся к этой статье. Интрига.

Отступление

Доброго всем времени суток. Хочу начать с того, как я увлекся радио моделированием. Чуть больше года назад, на пятилетие ребенку подарил катер на воздушной подушке

Все было ничего, заряжали, катались до определенного момента. Пока сын, уединившись в своей комнате с игрушкой, решил засунуть антенну от пульта в пропеллер и включить его. Пропеллер разлетелся на мелкие кусочки, наказывать не стал, так как ребенок сам был в расстройстве, все игрушка испорчена.

Зная, что у нас в городе есть магазин «Мир Хобби» я поехал туда, а куда еще! Нужного (старый был 100мм) пропеллера у них не было, а самый маленький, который был это 6’x 4’ в количестве двух штук, прямого и обратного вращения. Делать нечего взял, что есть. Обрезав их под нужный размер, установил на игрушку, но тяга была уже не та. А еще через неделю у нас проводились судомодельные соревнования на которых мы с сыном тоже присутствовали в качестве зрителей. И все, вот и загорелась та искорка и тяга к моделированию и полетам. После чего я познакомился с данным сайтом parkflyer.ru заказал детали для первого самолета. Правда, до этого допустил небольшую ошибку, купив пульт в магазине за 3500, а не ПФ аналогичный пульт в районе 900+доставка. В ожидании посылки из Китая, летал на симуляторе через аудио шнурок.

За год было построено четыре самолета:

  1. Бутербродный Mustang P-51D, размах-900мм. (разбит в первом полете, оборудование снято),
  2. Cessna 182 из потолочки и пенополистерола, размах-1020мм. ( битый, перебитый, но живой, оборудование снято)
  3. Самолет “Дон-Кихот” из потолочки и пенополистерола, размах-1500мм. (три раза разбитый, два крыла переклеено, сейчас на нем летаю)
  4. Extra 300 из потолочки, размах-800мм (разбита, ждет ремонта)
  5. Построен аэроглиссер “Патрульный”

Так как меня всегда влекла вода, корабли, катера и все что с ними связано, решил построить СВП. Покопавшись в интернете, я нашёл сайт model-hovercraft.com и статью о постройке СВП Griffon 2000TD.

Процесс постройки:

Изначально корпус сделал из фанеры 4мм, все выпилил, склеил и после взвешивания отказался от идеи с фанерой (вес составил 2.600 кг.), а еще планировалось обклеить стеклотканью, плюс электроника.

Корпус было решено делать из пенополистерола (утеплитель, далее пеноплекс) обклеенного стеклотканью. Лист пеноплекса толщиной 20мм был распущен пена резкой на два по10мм.

Вырезан и склеен корпус, после чего обклеен стеклотканью (1м. кв., эпоксидки 750гр.)

Надстройки тоже были сделаны из пеноплекса распущенного по 5мм, перед покраской прошёл все поверхности и детали из пены эпоксидной смолой, после чего покрасил все акриловой аэрозольной краской. Правда, в нескольких местах чуть подъело пеноплекс, но не критично.

Материалом для гибкого ограждения (далее ЮБКА) сперва была выбрана прорезиненная ткань (клеёнка из аптеки). Но опят же из-за большого веса была замене на плотную водоотталкивающую ткань. По выкройкам была вырезана и сшита юбка для будущего СВП.

Юбка и корпус между собой были склеены клеем UHU Por. Поставил мотор с регулятором от “Патрульного” и провел испытания юбки, результат порадовал. Подъем корпуса СВП от пола составляет 70-80мм,

проверил способность хода на ковролине и на линолеуме, результатом остался доволен.

Ограждение-диффузор основного пропеллера сделал из пеноплекса оклеенного стеклотканью. Руль направления был сделан из линейки, бамбуковых шпажек склеенных Poxipol-ом.

Также использовались все подручные средства: линейки 50 см, бальза 2-4мм, бамбуковые шпажки, зубочистки, медная проволока 16кв, нитки скотч и т.п. Сделаны мелкие детали (петли люков, ручки, поручни, прожектор, якорь, ящик для якорного линя, контейнер спасательного плота на подставке, мачта, радар, поводки дворников с дворниками) для более детализирования модели.

Стойка для основного мотора также сделана из линейки и бальзы.

На судне были сделаны ходовые огни. В мачту были установлены белый светодиод и красный мигающий, так как желтый не нашел. По бокам рубки установлены красный и зеленый ходовые огни в специально сделанных для них корпусах.

Управление питанием освещения осуществляется через тумблер включаемым серво машинкой HXT900

Отдельно был собран и установлен блок реверса тягового двигателя, с использованием двух концевых выключателей и одной серво машинки HXT900

Очень много фотографий в первой части видео.

Ходовые испытания проводил в три этапа.

Первый этап, обкатка по квартире, но из-за немалых размеров судна (0.5 м.кв.) не очень, то и удобно кататься по комнатам. Особых вопросов не возникло, все прошло в штатном режиме.

Второй этап, ходовые испытания на суше. Погода ясная, температура +2. +4,ветер боковой поперек дороги 8-10м/с порывами до 12-14м/с, поверхность асфальтовая сухая. При развороте по ветру очень сильно заносит модель (не хватало полосы). Зато при развороте против ветра вполне все предсказуемо. Обладает хорошей прямолинейностью хода с небольшим тримированием руля влево. После 8 минут эксплуатации по асфальту следов износа на юбке не обнаружено. Но всё-таки не для асфальта он строился. Очень сильно пылит из-под себя.

Третий этап, самый интересный на мой взгляд. Испытания на воде. Погода: ясно, температура 0. +2,ветер 4-6м/с, водоём с небольшими зарослям травы. Для удобства ведения видеосъемки перекинул канал с ch1 на ch4. На старт, оторвавшись от воды, судно с легкостью пошло над водной гладью, немного волнуя пруд. Рулиться довольно уверенно, хотя, на мой взгляд, рули надо сделать пошире (использовалась ширина линейки 50см). Брызги воды даже до середины юбки не долетают. Несколько раз наезжал на траву, растущую из-под воды, препятствие преодолел без труда, хотя на суше в траве завяз.

Четвертый этап, снег и лед. Осталось только дождаться снега и льда, чтобы завершить данный этап с полна. Думаю, по снегу можно будет достичь максимальной скорости на данной модели.

Компоненты, используемые в модели:

  1. Передатчик Turnigy 9X (Mode2 – газ СЛЕВА, 9 каналов, версия 2). В/ч модуль и приёмник (8 каналов) – 1комплект
  2. Бесколлекторный двигатель Turnigy L2205-1350 (нагнетательный мотор) -1шт.
  3. Регулятор для бесколлекторных двигателей Turnigy AE-25A (для нагнетательного мотора) -1шт.
  4. Мотор бесколлекторный TURNIGY XP D2826-10 1400kv (маршевый двигатель)-1шт
  5. Регулятор скорости TURNIGY Plush 30А (для маршевого двигателя) -1шт.
  6. Поли композитный винт JXF 7×4 / 178 x 102 мм -2шт.
  7. Аккумулятор ZIPPY Flightmax 1500mAh 3S1P 20C -2 шт.
  8. Бортовой сигнализатор разряда аккумулятора (2S-4S) -2шт.
  9. HXT900 9-граммовая микро-сервомашинка (управление реверсом и ходовыми огнями)-2шт.
  10. Сервомашинка HXT 5010, 6.9кг / 39.2г / 0.16с, с двумя подшипниками (руль направления)-1шт.
Читайте также:  Спиннинги майор крафт кростейдж отзывы

Как придет зависшая посылка, поменяют маршевый двигатель, на такой.

И пропеллер, на такой специально заказывал для этого СВП

Подключение элементов к приемнику:

Ch 3-газ маршевого двигателя

Ch 4-руль направления (сперва было Ch 1)

Ch 5-ходовые огни (тумблер слева с торца)

Ch 6-реверс маршевого двигателя (тумблер справа с торца)

Ch 7-мотор нагнетания (крутилка слева сверху)

Техническая характеристика:

Длина корпуса: 1060мм.

Общая длина: 1150мм.

Ширина корпуса: 500мм.

Общая ширина: 600мм.

Высота по мачте min: 320мм.

Высота по мачте мах: 400мм.

Высота от поверхности до днища: 70-80мм

Полное водоизмещение: 2450гр. (с аккумулятором 1500 mAh 3 S 1 P 20 C -2шт.).

Запас хода: 7-8мин. (с аккумулятором 1500 mAh 3S1 P 20 C, на маршевом двигателе просел раньше, чем на нагнетательном).

Видео отчет о постройке и испытаниях:

Часть первая – этапы постройки.

Часть вторая – испытания

Часть третья – ходовые испытания

Еще несколько фотографий:

Вывод

Модель СВП получилась, легкой в управлении, с неплохим запасом мощности, боится бокового сильного ветра, но справиться можно (требует активного руления), идеальной средой для модели считаю водоём и заснеженные просторы. Не хватает емкости аккумулятора (3S 1500mA/h).

Отвечу на все интересующие вопросы по данной модели.

АМФИБИЯ НА «ПОДУШКЕ»

Прототипом представляемой амфибийной машины стал аппарат на воздушной подушке (АВП) под названием «Аэроджип», публикация о котором была в журнале «Моделист-конструктор» № 7 за 2007 год. Как и предшествующий аппарат, новая машина – одномоторная, одновинтовая с распределённым воздушным потоком. Эта модель тоже трёхместная, с расположением пилота и пассажиров по Т-образной схеме: пилот впереди посередине, а пассажиры – по бокам, сзади. Хотя ничто не мешает и четвёртому пассажиру расположиться за спиной водителя – длины сиденья и мощности винтомоторной установки вполне хватает.

Новая машина, кроме улучшенных технических характеристик, имеет ряд конструктивных особенностей и даже нововведений, повышающих её надёжность в эксплуатации и живучесть – всё-таки амфибия – «птица» водоплавающая. А «птицей» её называю потому, что и над водой, и над землёй передвигается она всё же по воздуху.

Конструктивно новая машина состоит из четырёх основных частей: стеклопластикового корпуса, пневмобаллона, гибкого ограждения (юбки) и винтомоторной установки.

Ведя рассказ о новой машине, неизбежно придётся повторяться – ведь конструкции во многом схожи.

Корпус амфибии идентичен прототипу как по размерам, так и по конструкции – стеклопластиковый, двойной, объёмный, состоит из внутренней и наружной оболочек. Здесь же стоит отметить, что отверстия во внутренней оболочке в новом аппарате расположены теперь не у верхней кромки бортов, а примерно посередине между ней и днищевой кромкой, что обеспечивает более быстрое и стабильное создание воздушной подушки. Сами отверстия теперь не продолговатые, а круглые, диаметром 90 мм. Их около 40 штук и расположены они равномерно по бортам и спереди.

Каждая оболочка выклеивалась в своей матрице (использованы от предыдущей конструкции) из двух-трёх слоёв стеклоткани (а днище – из четырёх слоёв) на полиэфирном связующем. Конечно, эти смолы уступают винил-эфирным и эпоксидным по адгезии, уровню фильтрации, усадке, а также выделению вредных веществ при высыхании, но имеют неоспоримое преимущество в цене – они значительно дешевле, что немаловажно. Для тех, кто намеревается использовать такие смолы, напомню, что помещение, где проводятся работы, должно иметь хорошую вентиляцию и температуру не менее +22°С.

Рис. 1. Аэроамфибия:

1 – сегмент (комплект 60 шт.); 2 – баллон; 3 – швартовная утка (3 шт.); 4 – ветровой козырёк; 5 – поручень (2 шт.); 6 – сетчатое ограждение воздушного винта; 7 – наружная часть кольцевого канала; 8 – руль направления (2 шт.); 9 – рычаг управления рулями; 10 – лючок в тоннеле для доступа к топливному баку и аккумулятору; 11 – сиденье пилота; 12 – пассажирский диван; 13 – кожух двигателя; 14 – весло (2 шт.); 15 – глушитель; 16 – наполнитель (пенопласт); 17 – внутренняя часть кольцевого канала; 18 – фонарь ходового огня; 19 – воздушный винт; 20 – втулка воздушного винта; 21 – приводной зубчатый ремень; 22 – узел крепления баллона к корпусу; 23 – узел крепления сегмента к корпусу; 24 – двигатель на мотораме; 25 – внутренняя оболочка корпуса; 26 – наполнитель (пенопласт); 27 – наружная оболочка корпуса; 28 – разделительная панель нагнетаемого воздушного потока

Матрицы изготавливались заранее по мастер-модели из таких же стекломатов на той же полиэфирной смоле, только толщина их стенок была побольше и составляла 7 -8 мм (у оболочек корпуса – около 4 мм). Перед выкпейкой элементов с рабочей поверхности матрицы были тщательно убраны все шероховатости и задиры, и она трижды покрывалась разбавленным в скипидаре воском и полировалась. После этого на поверхность распылителем (или валиком) был нанесён тонкий слой (до 0,5 мм) гелькоута (цветного лака) красного цвета.

После его высыхания начался процесс выклейки оболочки по следующей технологии. Вначале с помощью валика восковая поверхность матрицы и одна сторона стекпомата (с более мелкими порами) промазываются смолой, и затем мат укладывается на матрицу и прикатывается до полного удаления воздуха из-под слоя (при необходимости можно сделать и небольшую прорезь в мате). Таким же образом укладываются и последующие слои стекломатов до требуемой толщины (3-4 мм), с установкой, где необходимо, закладных деталей (металлических и деревянных). Излишние лоскуты по краям обрезались при вы-клейке «по-мокрому».

Рис. 2. Оболочки корпуса амфибии:

а – внешняя оболочка;

б – внутренняя оболочка;

2 – подмоторная плита (дерево)

После изготовления по отдельности наружной и внутренней оболочек они состыковывались, скреплялись струбцинами и саморезами, а затем склеивались по периметру полосками промазанного полиэфирной смолой того же стекломата шириной 40 -50 мм, из которого были изготовлены сами оболочки. После присоединения оболочек к кромке лепестковыми заклёпками прикреплялась по периметру вертикальная бортовая планка из 2-мм дюралюминиевой полосы шириной не менее 35 мм.

Дополнительно кусочками пропитанной смолой стеклоткани следует аккуратно проклеить все углы и места вворачивания крепёжных деталей. Наружная оболочка сверху покрыта гелькоутом – полиэфирной смолой с акриловыми добавками и воском, придающими блеск и водостойкость.

Стоит отметить, что по такой же технологии (по ней изготавливались наружная и внутренняя оболочки) выклеивались и более мелкие элементы: внутренняя и наружная оболочки диффузора, рули поворота, кожух двигателя, ветроотбойник, тоннель и сиденье водителя. Бензобак (промышленный из Италии) на 12,5 л вставляется внутрь корпуса, в консоль, перед скреплением нижней и верхней части корпусов.

Днище амфибии:

внутренний оболочка корпуса с выпускными воздушными отверстиями для создания воздушной подушки; выше отверстий – ряд тросовых клипс для зацепления концов платка сегмента юбки; к днищу приклеены две деревянные лыжи

Тем, кто только начинает работать со стеклопластиком, рекомендую начинать изготовление катера именно с этих мелких элементов. Полная масса стеклопластикового корпуса вместе с лыжами и полосой из алюминиевого сплава, диффузором и рулями направления – от 80 до 95 кг.

Пространство между оболочками служит воздуховодом по периметру аппарата от кормы по обоим бортам к носу. Верхняя и нижняя части этого пространства заполнены строительным пенопластом, который обеспечивает оптимальное сечение воздушных каналов и дополнительную плавучесть (а соответственно и живучесть) аппарату. Куски пенопласта склеивались между собой всё тем же полиэфирным связующим, а к оболочкам приклеивались полосами стеклоткани, тоже пропитанной смолой. Далее из воздушных каналов воздух выходит наружу через равномерно расположенные отверстия диаметром 90 мм в наружной оболочке, «упирается» в сегменты юбки и создаёт под аппаратом воздушную подушку.

К днищу наружной оболочки корпуса для защиты от повреждений приклеены снаружи пара продольных лыж из деревянных брусков, а в кормовой части кокпита (то есть изнутри) – под-моторная деревянная плита.

Баллон. Новая модель катера на воздушной подушке имеет чуть ли не вдвое большее водоизмещение (350 – 370 кг), чем прежняя. Этого удалось добиться за счёт установки надувного баллона между корпусом и сегментами гибкого ограждения (юбкой). Баллон выклеен из плёночного на лавсановой основе ПХВ материала Уіпуріап финского производства плотностью 750 г/м 2 по форме корпуса в плане. Материал прошёл испытания на больших промышленных судах на воздушной подушке, таких как «Хиус», «Пегас», «Марс». Для повышения живучести баллон может состоять из нескольких отсеков (в данном случае – из трёх, каждый имеет свой клапан наполнения). Отсеки в свою очередь могут разделяться и вдоль пополам продольными перегородками (но такой их вариант исполнения пока ещё только в проекте). При такой конструкции пробитый отсек (или даже два) позволит продолжить движение по маршруту, а тем более добраться до берега для ремонта. Для экономного раскроя материала баллон разделён на четыре секции: носовая, две боркормовая. Каждая секция, в свою очередь, склеивается из двух частей (половинок) оболочки: нижней и верхней – их выкройки зеркально отображённые. В данном варианте баллона отсеки и секции не совпадают.

Рис. 3. Баллон:

а – внешняя оболочка; б – внутренняя оболочка;
1 – носовая секция; 2 – бортовая секция (2 шт.); 3 – кормовая секция; 4 – перегородка (3 шт.); 5 – клапаны (3 шт.); 6 – ликтрос; 7 – фартук

По верху баллона приклеен «ликтрос» – полоса из сложенного вдвое материала Vinyplan 6545 «Арктик», с вложенным по сгибу плетёным капроновым шнуром, пропитанным клеем «900И». «Ликтрос» прикладывается к бортовой планке, и с помощью пластмассовых болтов баллон крепится к алюминиевой полосе, закреплённой на корпусе. Такая же полоса (только без вложенного шнура) приклеена к баллону и снизу-спереди («на полвосьмого»), так называемый «фартук» – к которому привязываются верхние части сегментов (язычки) гибкого ограждения. Позднее к передней части баллона был приклеен резиновый бампер-отбойник.

Мягкое эластичное ограждение «Аэроджипа» (юбка) состоит из отдельных, но одинаковых элементов -сегментов, выкроенных и сшитых из плотной лёгкой ткани или плёночного материала. Желательно, чтобы ткань была водоотталкивающей, не твердела на морозе и не пропускала воздух.

Я использовал опять же материал Vinyplan 4126, только плотностью поменьше (240 г/м 2 ), но вполне подойдёт отечественная ткань типа перкаль.

Сегменты имеют несколько меньший размер, чем на «безбаллонной» модели. Выкройка сегмента несложная, и сшить его можно самому даже вручную, либо сварить токами высокой частоты (ТВС).

Сегменты привязываются язычком крышки к ликпазу баллона (два – одним концом, при этом узелки находятся внутри под юбкой) по всему периметру «Аэроамфибии». Два же нижних угла сегмента с помощью капроновых строительных хомутиков подвешиваются свободно к стальному тросику диаметром 2 – 2,5 мм, обхватывающим нижнюю часть внутренней оболочки корпуса. Всего в юбке размещается до 60 сегментов. Стальной трос диаметром 2,5 мм крепится к корпусу посредством клипс, которые в свою очередь притягиваются к внутренней оболочке лепестковыми заклёпками.

Рис. 4. Сегмент:

1 – платок (материал «Виниплан 4126»); 2 – язычок (материал «Виниплан 4126»); 3 – накладка (ткань «Арктик»)

Такое крепление сегментов юбки не намного превышает время замены вышедшего из строя элемента гибкого ограждения, по сравнению с предыдущей конструкцией, когда каждый крепился по отдельности. Но как показала практика, юбка оказывается работоспособной даже при выходе из строя до 10% сегментов и частой замены их и не требуется.

Рис.5 Схеммы крепления баллона и сегментов к оболочкам корпуса:

1 – наружная оболочка корпуса; 2 – внутренняя оболочка корпуса; 3- накладка (стеклопластик) 4 — планка (дюралюминий, полоса 30х2); 5 – шуруп-саморез; 6 – ликтрос баллона; 7 – пластмассовый болт; 8 – баллон; 9 – фартук баллона; 10 – сегмент; 11 – шнуровка; 12 – клипса; 13-хомут(пластмассовый); 14-трос d2,5; 15-вытяжнаязаклёпка; 16-люверс

Винтомоторная установка состоит из двигателя, шестилопастного воздушного винта (вентилятора) и трансмиссии.

Двигатель – РМЗ-500 (аналог «Ротакс 503») от снегохода «Тайга». Выпускается ОАО «Русская механика» по лицензии австрийской фирмы Rotax. Мотор двухтактный, с лепестковым впускным клапаном и принудительным воздушным охлаждением. Зарекомендовал себя как надёжный, достаточно мощный (около 50 л.с.) и не тяжёлый (около 37 кг), а главное -сравнительно недорогой агрегат. Топливо – бензин марки АИ-92 в смеси с маслом для двухтактных двигателей (например, отечественное МГД-14М). Средний расход топлива – 9 – 10 л/ч. Смонтирован двигатель в кормовой части аппарата, на мотораме, прикреплённой к днищу корпуса (а точнее -к подмоторной деревянной плите). Моторама стала выше. Это сделано для удобства очистки кормовой части кокпита от снега и льда, которые попадают туда через борта и скапливаются там, и замерзают при остановке.

Рис. 6. Трансмиссия и узлы крепления винтомоторной установки:

1 – выходной вал двигателя; 2 – ведущий зубчатый шкив (32 зуба); 3 – зубчатый ремень; 4 – ведомый зубчатый шкив; 5 – гайка М20 крепления оси; 6 – дистанционные втулки (3 шт.); 7 – подшипник (2 шт.); 8 – ось; 9 – втулка винта; 10 – задняя подкосная опора; 11 – передняя надмоторная опора; 12 — передняя подкосная опора-двунога (на чертеже не показана, см. фото); 13 – наружная щёчка; 14 – внутренняя щёчка

Воздушный винт – шестилопастный, фиксированного шага, диаметром 900 мм. (Была попытка установить два пятилопастных соосных винта, но она оказалась неудачной). Втулка винта -дюралюминиевая, литая. Лопасти – стеклопластиковые, с напылением гелькоутом. Ось втулки винта была удлинена, хотя на ней остались прежние подшипники 6304. Смонтирована ось на стойке над двигателем и закреплена здесь двумя распорками: двухлучевой – спереди и трёхлучевой – сзади. Перед винтом расположена сетчатая решётка ограждения, а сзади – перья воздушного руля.

Передача крутящего момента (вращения) с выходного вала двигателя на втулку воздушного винта осуществляется через зубчатый ремень с передаточным отношением 1:2,25 (ведущий шкив имеет 32 зуба, а ведомый – 72).

Воздушный поток от винта распределён перегородкой в кольцевом канале на две неравные части (примерно 1:3). Меньшая его часть идёт под днище корпуса на создание воздушной подушки, а большая – на образование пропульсивной силы (тяги) для передвижения. Несколько слов об особенностях вождения амфибии, конкретно – о начале движения. При работе двигателя на холостом ходу аппарат остаётся неподвижным. При увеличении числа его оборотов, амфибия сначала приподнимается над опорной поверхностью, а затем начинает движение вперёд при оборотах от 3200 – 3500 в минуту. В этот момент важно, особенно при трогании с грунта, чтобы пилот сначала приподнял заднюю часть аппарата: тогда кормовые сегменты ни за что не зацепятся, а передние проскользят по неровностям и препятствиям.

Читайте также:  Самые рыбные места в Астраханской области

Рис. 7. Подмоторная рама:

1 – основание (стальной лист s6, 2 шт.); 2 – портальная стойка (стальной лист s4,2 шт.); 3 – перемычка (стальной лист s10, 2 шт.)

Управление «Аэроджипом» (изменение направления движения) осуществляется аэродинамическими рулями направления, закреплёнными шарнирно за кольцевым каналом. Отклонение руля производится посредством двухплечего рычага (руля мотоциклетного типа) через итальянский боуденовский трос, идущий к одной из плоскостей аэродинамического руля. Другая плоскость соединена с первой жёсткой тягой. На левой рукоятке рычага закреплена манетка управления дроссельной заслонкой карбюратора или «курок» от снегохода «Тайга».

Рис. 8. Схема рулевого управления:

1 – руль; 2 – боуденовский трос; 3 – узел крепления оплётки к корпусу (2 шт.); 4 – боуденовская оплётка троса; 5 – рулевая панель; 6 – рычаг; 7 – тяга (качалка условно не показана); 8 – подшипник (4 шт.)

Торможение осуществляется «сбросом газа». При этом пропадает воздушная подушка и аппарат корпусом ложится на воду (или лыжами – на снег или грунт) и останавливается за счёт трения.

Электрооборудование и приборы. Аппарат снабжён аккумуляторной батареей, тахометром со счётчиком моточасов, вольтметром, индикатором температуры головки двигателя, галогенными фарами, кнопкой и чекой выключения зажигания на руле и др. Двигатель запускается электростартёром. Возможна установка любых других приборов.

Амфибийный катер получил название «Рыбак-360». Он прошёл ходовые испытания на Волге: в 2010 г. на слёте компании «Велход» в посёлке Эммаус под Тверью, в Нижнем Новгороде. Участвовал по просьбе Москомспорта в показательных выступлениях на празднике, посвящённом дню ВМФ в Москве на Гребном канале.

Технические данные «Аэроамфибии»:

Судно на воздушной подушке своими руками: фото, видео

Самодельное судно на воздушной подушке которое может передвигаться по суше, воде, по льду и глубокому снегу: фото постройки с описанием, а также видео испытаний вездехода на воздушной подушке.

Технические характеристики транспортного средства:

  • Длинна – 3,4 м.
  • Ширина – 1,8 м.
  • Высота – 1,3 м.
  • Масса – 150 кг.

Двигатель – «Lifan» мощностью 15 л. с.

Установка винтомоторная – диаметр 0,9 м.

Винт — «Hascon wing».

Грузоподъёмность судна — 250 кг.

Судно может парить над поверхностью на высоте 17 см.

Фото сборки самоделки и описание.

Корпус судна имеет форму лодки, изготовлен из стеклопластика, стеклоткань пропитывается эпоксидной смолой, когда смола застывает, она образует прочное соединение которое можно шлифовать и окрашивать.

Здесь установлен двигатель китайского производства «Лифан», мощностью 15 л. с, впоследствии автор его доработал и увеличил мощность до 23 л. с.

Управление транспортным средством осуществляется поворотом двух задних хвостовиков размещённых сразу на вентилятором.

Изготовление воздушной подушки.

Винт был приобретён марки «Hascon wing» и установлен на двигатель.

Конструкция этого средства передвижения довольно проста, двигатель вращает вентилятор который в свою очередь нагнетает по воздуховоду мощный поток воздуха под подушку тем самым воздух под давлением поднимает судно на высоту 15 — 17 см над поверхностью. Часть потока воздуха от вентилятора направляется от кормы лодки, что придаёт движение судну вперёд.

Для поворотов используются два рулевые хвостовика.

Максимальная скорость вездехода — 60 км/ч. Расход топлива примерно 20 литров на 5 часов (хватает на 200 км пути).

Рекомендую посмотреть видео испытаний этого судна на воздушной подушке.

Ховеркрафт: создание судна на воздушной подушке своими руками

Неудовлетворительное состояние сети автомобильных дорог и практически полное отсутствие дорожной инфраструктуры на большинстве региональных трасс заставляет искать транспортные средства, функционирующие на иных физических принципах. Одним из таких средств является судно на воздушной подушке, способное перемещать людей и грузы в условиях бездорожья.

  1. Ховеркрафт как средство передвижения
  2. Области практического использования
  3. Самостоятельное изготовление СВП
  4. Создание корпуса
  5. Воздушная камера
  6. Силовой агрегат

Ховеркрафт как средство передвижения

Транспорт на воздушной подушке, носящий звучный технический термин «ховеркрафт», отличается от традиционных моделей лодок и автомобилей не только способностью к перемещению по любой поверхности (водоем, поле, болото и т. п. ), но и возможностью развивать приличную скорость. Единственное требование, предъявляемое к такой «дороге», она должна быть более или менее ровной и относительно мягкой.

Однако использование воздушной подушки катером-вездеходом требует довольно серьезных энергетических затрат, что в свою очередь влечет существенное увеличение расхода топлива. Функционирование судов на воздушных подушках (СВП) основано на сочетании следующих физических принципов:

  • Малое удельное давление СВП на поверхность почвы или воды.
  • Высокая скорость движения.

Этот фактор имеет довольно простое и логическое объяснение. Площадь контактных поверхностей (днища аппарата и, к примеру, почвы) соответствует или превышает площадь СВП. Говоря техническим языком, транспортное средство динамически создает опорную тягу необходимой величины.

Избыточное давление, создаваемое в специальном устройстве, отрывает машину от опоры на высоту 100−150 мм. Именно эта подушка из воздуха прерывает механический контакт поверхностей и минимизирует сопротивление поступательного движения СВП в горизонтальной плоскости.

Области практического использования

Несмотря на способность к быстрому и, что самое важное, экономичному передвижению, сфера применения ховеркрафта на поверхности земли существенно ограничена. Для него абсолютно не пригодны асфальтированные участки, твердые породы с присутствием промышленного мусора или твердых камней, поскольку значительно возрастает риск повреждения основного элемента СВП — днища подушки.

Таким образом, оптимальным маршрутом ховеркрафта можно считать такой, где необходимо много плыть и местами немного ехать. В некоторых странах, например, в Канаде, транспортные средства на воздушной подушке используют спасатели. По некоторым данным, аппараты такой конструкции имеются они на вооружении армий некоторых стран-членов НАТО.

Самостоятельное изготовление СВП

Почему возникает желание изготовить судно на воздушной подушке своими руками? Причин несколько:

  1. Высокая стоимость ховеркрафтов, изготовленных промышленным способом. Заводская модель обойдется в 650−700 тысяч рублей, что является очень значительной суммой для большинства российских потребителей.
  2. Модельный ряд СВП, предлагаемый производителем, предназначен для представителей специальных служб, профессиональных охотников и рыболовов.
  3. Значительные материальные затраты на проведение технического обслуживания.

Именно поэтому большого распространения СВП не получили. Действительно, в качестве дорогой игрушки можно приобрести квадроцикл или аэросани. Другой вариант — сделать лодку-автомобиль самостоятельно.

Выбирая рабочую схему, необходимо определиться с конструкцией корпуса, оптимально соответствующей заданным техническим условиям. Заметим, СВП своими руками с чертежами сборки самодельных элементов создать вполне реально.

Готовыми чертежами самодельных судов на воздушной подушке изобилуют специализированные ресурсы. Анализ практических испытаний показывает, что самым успешным вариантом, удовлетворяющим условиям, возникающим при движении по воде и грунту, являются подушки, сформированные камерным способом.

Создание корпуса

Выбирая материал для главного конструктивного элемента транспортного средства на воздушной подушке — корпуса, учитывайте несколько важных критериев. Во-первых, это простота и легкость обработки. Во-вторых, небольшой удельный вес материала. Именно этот параметр обеспечивает принадлежность СВП к категории «амфибий», то есть отсутствие риска затопления в случае аварийной остановки судна.

Как правило, для изготовления корпуса используют 4-х миллиметровую фанеру, а надстройки выполняют из пенопласта. Это существенно снижает собственный вес конструкции. После оклейки наружных поверхностей пеноплексом и последующей окраски, модель приобретает первоначальные черты внешнего вида оригинала. Для остекления кабины применяют полимерные материалы, а остальные элементы выгибают из проволоки.

Воздушная камера

Изготовление так называемой юбки, потребует наличия плотной водонепроницаемой ткани из полимерного волокна. После раскроя детали сшиваются двойным плотным швом, а склейка производится посредством водостойкого клея. Это обеспечивает не только высокую степень надежности конструкции, но и позволяет скрыть от посторонних глаз монтажные стыки.

Силовой агрегат

Конструкция силовой установки предполагает наличие двух двигателей: маршевого и нагнетающего. Они оснащаются бесколлекторными электрические моторы и винты двухлопастного типа. Специальный регулятор осуществляет процесс управления ими.

Питающее напряжение подается с двух аккумуляторных батарей, суммарная емкость которых составляет 3 000 миллиампер в час. При максимальном уровне заряда СВП может эксплуатироваться в течение 25−30 минут.

Какую рыбу можно приготовить на мангале

  • Как выбирать рыбу для разных блюд
  • Какие сорта рыбы жарить целиком
  • Стейки
  • Шашлык
  • Как выбрать качественную рыбу
  • Как правильно готовить

Вариантов приготовления рыбы на мангале десятки или даже сотни. Это запеченная тушка целиком, стейки, шашлык, копчение и так далее. Каждому варианту подходит определенный сорт рыбы, тогда блюдо будет гармоничным по вкусу и подаче.

Как выбирать рыбу для разных блюд

От того, насколько правильно будет выбрана порода, зависит успешное воплощение всех кулинарных способностей дежурного у мангала. Какую рыбу лучше жарить на мангале – ту, в которой мало костей и много жирного мяса. Постные сорта белой рыбы не всегда хорошо получаются на углях, но это не правило, а скорее предупреждение.

Целые тушки кладут на решетку и жарят на углях сначала с одной стороны, потом с другой. Можно сделать неглубокие надрезы поперек, чтобы мясо быстрее и качественнее прожарилось, а мелкие косточки стали менее ощутимыми во время еды.

Для приготовления стейков всегда выбирают крупные тушки, мясистые, с минимальным количеством костей в спинке. Такие легко разделывать на порции и быстро жарить на барбекю.

Аналогично выбирают и мясо для рыбного шашлыка. Обычно берут уже готовое филе, которое нарезают кубиками и нанизывают на шампур. Главное условие – мясо должно быть плотным, а не жидким. Если попалось такое, можно приготовить его порционно, но не на шампурах, а на специальной решетке с мелкими ячейками. Получится не шашлык из рыбы, а нечто подобное на гуляш.

Какие сорта рыбы жарить целиком

Идеально подходит для приготовления на мангале морская рыба благородных сортов. Это семга, форель, кета, не уступает им морской окунь, тунец. Такую рыбу можно жарить целиком, если есть возможность выбрать молодые небольшие тушки, готовить стейки и шашлык.

Главный плюс указанных сортов в отсутствии большого количества костей. Мясо готовится очень быстро и при этом остается сочным и нежным. Ниже представлен список сортов, которые тоже неплохо себя показывают при запекании целыми тушками:

  • скумбрия;
  • дорада;
  • пикша;
  • морской лещ;
  • сибас.

Из речной рыбы лучше выбирать карпа средних размеров, леща. Щука или карась суховаты, к тому же в них много мелких косточек. Речную рыбу обычно не маринуют, ее достаточно посолить и добавить специй. В брюшко можно положить свежую зелень или прованские травы. Морскую тоже не всегда маринуют, только если она белая и нежирная. Из речной рыбы хорош лещ или подлещик. Эта рыба под кожей запасает много жира, и во время приготовления он пропитывает мясо, отчего оно получается очень нежным и даже сладковатым на вкус. Чтобы тушка получилась зажаристой и с хрустящей корочкой, сверху ее можно обмазать майонезом и растительным маслом.

Самым бюджетным и простым вариантом является предпочтение тушек скумбрии другим сортам рыбы.

Это рыба очень жирная, мясистая, косточки в спинке почти отсутствуют. Из нее легко подготовить и филе для запекания. За счет большого количества жира мясо даже при длительном нахождении на углях не становится жестким и сухим. Единственный минус сорта – выраженный рыбный запах, который не всем нравится. Перебить его можно, щедро начинив тушку пряными травами, особенно укропом и шалфеем. Сверху тушку можно полить соком лимона.

Стейки

Приготовление стейков на природе потребует гораздо больше времени, чем для запекания тушки целиком. Рыбу нужно правильно разделать, чтобы хребет и ребра отделить от филе. Здесь самый выгодный вариант – приобретение потрошеной тушки тунца.

Тунец – представитель скумбриевых, но, в отличие от привычной всем скумбрии, впечатляет огромными размерами и весом до 300 кг. Его мясо в процессе жизнедеятельности окрашивается в розово-красный цвет. Это среднекалорийный сорт рыбы с повышенным содержанием белка в мясе. Мясо при любой тепловой обработке остается полезным для человека, поэтому и диетологи, и другие специалисты по здоровому питанию рекомендуют употреблять тунца как можно чаще.

Крупные тушки морской рыбы очень легко разделать на стейки. Оптимальным вариантом является получение вырезки с кожей весом 170-200 г. Такие порционные кусочки поливают лимонным соком и приправляют специями. Готовить на углях можно всего 10 минут. Лучше готовить на решетке, хотя некоторые предпочитают это делать в фольге с помидорами, луком и цуккини.

Неплохо показывает себя и толстолобик – доступная и вкусная рыба с нежным белым мясом. В ней не много костей, а крупную тушку легко отделить от ребер и хребта. Готовить на мангале толстолобика можно без предварительного маринования. Можно обмазать стейки горчицей и присыпать травами. Небольшая жареная тушка толстолобика целиком тоже очень вкусная.

Красная рыба – семга или форель – это самый самодостаточный сорт, который не требует особых приготовлений и набора специй. Такую рыбу можно лишь полить свежим лимонным соком. Этого вполне достаточно, ведь вкус такой рыбы не нужно перебивать специями, травами или соусами. Можно купить целую тушку и нарезать кусками по 5-6 см, а можно приобрести филе на коже и тоже нарезать порционно. Готовят форель и семгу на решетке или сковородке-гриль несколько минут.

Шашлык

Рыба-меч – не очень распространенный морепродукт, ее сложнее найти в магазине, чем любую другую. Ее мясо белое, в меру жирное, плотное. Идеально подходит для приготовления шашлыка классическим способом на шампурах. Мариновать рыбу нужно 15-20 минут в соевом соусе, кетчупе или лимонном соке со специями и оливковым маслом.

Для шашлыка из рыбы подойдет пресноводный сом. В нем тоже мало костей, а белое мясо очень мягкое и нежное. Для приготовления шашлыка филе нарезают конусом или кубиками так, чтобы на одном шампуре поместилось 6-7 кусков. Можно сделать шашлык из язя, сига и севрюги.

Читайте также:  Щука с грибами и помидорами

Как выбрать качественную рыбу

Идеальный вариант для любого блюда из рыбы – потрошенные охлажденные тушки. Такой продукт считается наиболее безопасным, так как на производстве обычно тщательно следят за наличием паразитов в сыром мясе.

Вот несколько правил по выбору рыбы:

  • если тушка приобретается целиком с головой, показателем ее свежести является светлый, розовый или красноватый цвет жабр, глаза тоже должны быть выразительными, не в мутной пленке;
  • чешуя на тушке должна быть жесткой, плотной, не осыпаться при касании;
  • запах – приятный, легкий, рыбный;
  • при покупке стейков обращают внимание на плотность филе. Оно не должно быть рыхлым и легко отделяться от костей и кожи;
  • свежая тушка не имеет пожелтевших участков на брюшке;
  • если приобретается рыба в глазури, слой льда не должен быть поврежден.

Также важно обратить внимание на сроки и условия хранения. Замороженную продукцию хранят при температуре не выше 16°С, охлажденную – при температуре от 0 до +4°С всего 2 суток. Выбор молодой цельной и свежей тушки – залог успешного пикника.

Как правильно готовить

Для мангала выбирают лиственные или плодовые породы древесины. Идеальными будут поленья из ольхи, яблони или груши. Хвойные породы не подходят, так как запах смолы может испортить аромат приготавливаемых блюд. Итак, какую рыбу выбрать – решили, мангал, барбекю или сковородку-гриль подготовили. Остается ждать готовности углей и приступать к приготовлению.

Некоторые правила жарки рыбы на мангале:

  • мелкую рыбу жарят целиком на решетке, изредка промазывая ее растопленным сливочным маслом;
  • крупные тушки можно сначала поджарить с обеих сторон на решетке, а затем допечь в фольге, чтобы мясо внутри хорошо приготовилось;
  • если жарится плоская рыба, например, камбала, сначала на решетку или сковородку кладется тушка светлой стороной, потом переворачивается на темную;
  • шашлык из красных сортов рыбы готовят 5-7 минут;
  • любой шашлык поливают либо лимонным соком, либо сливочным маслом, либо вином, разведенным водой;
  • в качестве шампура для рыбного шашлыка используют деревянные шпажки, которые на 30-40 минут замачивают в воде – так мясо не будет к ним приставать;
  • сковородку-гриль обязательно смазывают маслом, так же, как и решетку;
  • стейки обычно обжаривают с двух сторон, порционные кусочки на кожице кладут кожей на решетку и не переворачивают.

Рыба – менее калорийная и более полезная, чем мясо. Кроме этого, именно рыба способна разнообразить привычный отдых на природе, ее любят и взрослые, и дети.

Как приготовить рыбу барбекю: ТОП-7 рецептов

  • Советы и тонкости приготовления
  • Красная рыба, запеченная в фольге на углях
  • Карп на костре на решетке
  • Морской окунь барбекю в маринаде
  • Лещ на барбекю
  • Скумбрия в майонезном
  • Карась на решетке в фольге
  • Видео-рецепты

Рыба барбекю — на мангале, углях, решетке или просто шашлык из рыбы. Это всеми любимый способ приготовления продуктов имеет множество названий. От свежей рыбки, приготовленной на мангале, с ароматным запахом дымка в теплый летний день не откажется ни один едок. Читайте в данном материале о том, как приготовить рыбу барбекю «с дымком». Предлагаем ТОП-7 вкусных летних разных рецептов.

Советы и тонкости приготовления

  • Для приготовления рыбы барбекю подойдет любой сорт рыбы среднего или крупного размера.
  • Средние тушки лучше готовить целиком. К ним относится скумбрия, сибас, морской лещ, карась, дорада, гольца, пикша, карп, сельдь. Крупные виды надо разделать на филе или стейки. Это семга, тунец, толстолобик.
  • Мягкая и нежная рыба (треска, палтус) быстро разваливается. Поэтому их лучше готовить на специальных стальных решетках для барбекю. Тушки помещаются внутрь таких решеток, и сохраняет форму в процессе приготовления.
  • Рыбу среднего размера готовьте, не переворачивая, чтобы она не ломалась.
  • Крупную рыбу аккуратно переворачивайте один раз, чтобы она равномерно пропеклась с каждой стороны. При этом если тушки крупного размера с внешней стороны хорошо зажарились, и даже слегка подгорели, это не значит, что рыба готова внутри. Чтобы она не осталась сырой, крупные тушки режьте порционно и периодически проверяйте готовность.
  • Нужен маринад для рыбы на костре или нет, решать повару. Свежие продукты вкусные без дополнительных соусов и в мариновании не нуждаются. Такие тушки достаточно достать из холодильника, обработать перед самым началом приготовления на гриле, поперчить и посолить изнутри и снаружи.
  • Если хотите мариновать тушки, травы станут отличной альтернативой: розмарин, тимьян, петрушка, майоран, укроп, кинза. Также по вкусу можно использовать оливковое или подсолнечное масло, сок лимона, раздавленный чеснок. Маринад придаст блюду особенный вкус и сделает рыбу более нежной.
  • Вместо маринада, тушки можно обложить тимьяном с розмарином или стеблями кинзы, петрушки или укропа, т.к. они более сочные. Можно рыбу мариновать просто полив лимонным соком и обложив раздавленным чесноком.
  • Рыбу надо хорошо вычистить, чтобы избежать в ней паразитов. Поэтому сразу покупайте ее чищенную, либо просите продавцов ее очистить перед покупкой или сделайте это сами уже дома.
  • Если купили замороженную рыбу, перед готовкой достаньте ее из морозильной камеры и оставьте на полке холодильника на 12-15 часов. Длительный способ размораживания сохранит все вкусовые качества продукта.
  • Но если хотите замариновать тушки, запекайте рыбу целиком и выбирайте их средних размеров.
  • Чтобы термическая обработка была быстрой и качественной, сделайте поперек тушки несколько неглубоких надрезов. Благодаря этому мелкие кости не будут ощущаться во время еды.
  • Рыбу заранее не солите, чтобы она оставалась сочной.
  • Если готовите шашлык, берите рыбу только с плотным мясом. Если мягкая тушка, ее запекайте на специальной решетке. В противном случае она будет похожа на гуляш, а не на шашлык.
  • Для мангала и гриля используйте древесный уголь фруктовых деревьев. Не берите сосну, иначе рыба напитается запахом смолы, которая содержится в древесине сосны.
  • Чтобы рыба не приставала к решетке, перед использованием подержите ее над огнем, чтобы она обгорела. Также щедро смажьте решетку растительным маслом перед тем, как выложить рыбу.
  • Чтобы определить оптимальную температуру, подержите ладонь над мангалом. Если слишком горячо, значит, можно запекать кулинарный шедевр.
  • Время приготовления рыбы зависит от самой рыбы и ее размера, температуры углей, а также желаемой степени готовности. Определить степень прожарки можно, нажав на мякоть тушки пальцем, она должна пружинить. Также у готовой рыбы на поверхности выступит белок.
  • Быстро готовят при высокой температуре, чтобы мясо только «запечаталось» на поверхности филе тунца, которого вообще едят в полусыром виде. С сырцой можно есть семгу, палтуса, голубого марлина, камбалу, рыбу-меч, угря и желтохвоста, но только если уверены в их свежести. Эти виды рыбы считаются традиционными составляющими для суши и сашими. Другие породы рыб лучше доводить до полной готовности, но на мангале лучше не передерживать, чтобы сохранялся внутри сок.

Красная рыба, запеченная в фольге на углях

Быстро, доступно и вкусно — рыба барбекю в фольге на углях. Рыба подойдет сёмга, форель, скумбрия. Однако по этому рецепту можно готовить и любую другую, менее жирную и менее костлявую рыбу.

  • Калорийность на 100 г — 129 ккал.
  • Количество порций — 4 персоны
  • Время приготовления — 45 минут

Ингредиенты:

  • Филе красной рыбы — 500 г
  • Чеснок — 4 зубчика
  • Соль — по вкусу
  • Лимон — 1 шт.
  • Масло растительное — 1 ч.л.
  • Перец черный молотый — по вкусу
  • Укроп — пучок

Приготовление красной рыбы, запеченной в фольге на углях:

  1. Рыбу очистите, промойте и обсушите бумажным полотенцем.
  2. Филе посолите и приправить свежесмолотым чёрным перцем.
  3. Укроп помойте, высушите и измельчите.
  4. Чеснок очистите от шелухи, мелко нарубите и перемешайте с зеленью.
  5. Лист фольги смажьте растительным маслом и положите на неё филе кожей вниз.
  6. Сверху выложите чесночную смесь и накройте второй половинкой филе.
  7. Плотно заверните красную рыбу в фольгу и выложите на решётку гриля.
  8. Запекайте красную рыбу в фольге по 10 минут с каждой стороны.
  9. После запекания оставьте ее на 5 минут «отдохнуть» в фольге, аккуратно разверните и подавайте к столу, сбрызнув лимонным соком.

Карп на костре на решетке

Рыба барбекю на костре запеченная на решетке получается нежная, некалорийная и с запахом дымка. Карп с начинкой получается с удивительным вкусом, ароматным, с румяной корочкой, нежный и сочный.

Ингредиенты:

  • Карп — 2 шт.
  • Соль — по вкусу
  • Перец черный молотый — по вкусу
  • Лимоны — 1 шт.
  • Репчатый лук — 2 шт.
  • Растительное масло — 2 ст.л.

Приготовление карпа на костре на решетке:

  1. Рыбу очистите от чешуи, выпотрошите, удалите жабры, помойте и сделайте на коже поперечные надрезы.
  2. Репчатый лук очистите, помойте, высушите и нарежьте тонкими полукольцами.
  3. Лимон помойте, высушите и нарежьте кольцами.
  4. Рыбу посолите, поперчите и начините брюшко лимоном с луком.
  5. Оставьте карпа мариноваться на один час.
  6. Затем смажьте его растительным маслом, чтобы не прилип к решетке.
  7. В мангале разожгите дрова и дождитесь появления углей.
  8. Рыбу переложите на решетку для барбекю и установите ее на мангал.
  9. Жарьте рыбу с двух сторон, переворачивая, доводя до полной готовности.
  10. Подавайте запеченного карпа на костре на решетке к столу, сбрызнув соком лимона.

Морской окунь барбекю в маринаде

Вкусно и быстро приготовить рыбу для барбекю в маринаде можно за считанные минуты. Готовим морского окуня, а получается он сочным, ароматным и с изумительным вкусом.

Ингредиенты:

  • Морской окунь — 4 шт.
  • Цедра лимона — из половины фрукта
  • Соль — 1 ч.л.
  • Белый молотый перец — 1 ч.л.
  • Итальянские травы — 1 ч.л.
  • Мускатный орех — 3/4 ч.л.
  • Оливковое масло — 100 мл.
  • Петрушка — несколько веточек
  • Репчатый лук — 2 шт.

Приготовление морского окуня барбекю в маринаде:

  1. Морского окуня очистите, помойте и сделайте поперечные надрезы.
  2. В глубокую емкость налейте оливковое масло, добавьте соль, перец, итальянскую приправу и мускатный орех.
  3. Лимон помойте, высушите и корочку натрите на терке, а из мякоти выдавите сок. Отправьте все это в миску с пряностями и хорошо перемешайте.
  4. В сделанные надрезы на рыбе чайной ложкой залейте смесь и смажьте всю рыбу.
  5. Рыбу положите в миску.
  6. Репчатый лук очистите, помойте, нарежьте кольцами и покройте рыбу.
  7. Зеленью петрушки помойте, высушите, накрошите и выложите на слой лука.
  8. Закройте емкость крышкой и оставьте в холодильнике на 3 часа.
  9. Рыбу положите на решетку, которую предварительно смажьте маслом и отправьте на угли.
  10. Запекайте рыбу, переворачивая до румяной корочки.

Лещ на барбекю

Запеченный лещ на решетке над углями — простой и вкусный рецепт рыбы-барбекю. Не забудьте открыть бутылку любимого вина, которое отлично оттенит вкус рыбы, приготовленной «с дымком».

Ингредиенты:

  • Лещ — 1 шт.
  • Лимон — 1 шт.
  • Оливковое масло — 50 мл
  • Укроп — несколько веточек
  • Петрушки — несколько веточек
  • Черный молотый перец — по вкусу
  • Соль — по вкусу

Приготовление леща на барбекю:

  1. Рыбу очистите от чешуи, тщательно выпотрошите, отрежьте голову и хвост.
  2. Тушку вымойте, просушите бумажной салфеткой и нарежьте крупными кусками.
  3. Снаружи и изнутри натрите их солью с перцем, смажьте оливковым маслом и сбрызните соком лимона.
  4. Петрушку и укроп промойте, просушите и поместите внутрь каждого куска рыбы.
  5. Репчатый лук очистите, ополосните холодной водой и нарежьте кольцами.
  6. Решетку барбекю смажьте маслом и уложите рыбу с кольцами лука.
  7. Жарьте леща на барбекю по 7-10 минут с каждой стороны над открытым огнем.

Скумбрия в майонезе

Скумбрия барбекю в маринаде получается превосходной с пряным вкусом и дымком. К ней хорошо подать запеченные на решетке овощи, слегка приправленные оливковым маслом и лимонным соком.

Ингредиенты:

  • Скумбрия свежемороженая — 4 шт.
  • Майонез — 100 г
  • Соевый соус — 2 ч.л.
  • Поваренная соль — 1 ч.л.
  • Специи сухие — 1 ч.л.
  • Кунжут — 1 ст.л.

Приготовление скумбрии в майонезе:

  1. Скумбрию разморозьте при комнатной температуре. Разрежьте ее по брюшку, выпотрошите, отрежьте голову, хвост и плавники. Каждую тушку надрежьте вдоль, раскройте как «книгу», оставив хребет.
  2. Смешайте сухие ингредиенты: соль, специи и кунжут. Добавьте майонез, соевый соус и хорошо перемешайте.
  3. Посыпьте рыбу внутри приготовленным соусом и сложите пополам, чтобы соус остался внутри.
  4. Сверху также смажьте скумбрию соусом, положите ее в емкость, закройте крышкой и оставьте мариноваться в холодном месте на один час.
  5. Замаринованную рыбу разверните, уложите на решетку и нанесите на нее остатки маринада.
  6. Поместите решетку на мангал с горячими углями и готовьте скумбрию до зарумянивания, переворачивая на другую сторону.

Карась на решетке в фольге

Карась на решетке в фольге приготовленный на пикнике или на природе станет незаменимым блюдом. Получается рыбка очень нежной, сочной и ароматной. А благодаря универсальности специй и простоте рецепт подойдет для любого сорта рыбки.

Ингредиенты:

  • Карась — 5 шт.
  • Чеснок — 2-4 зубчика
  • Оливковое масло — 3-5 ст.л.
  • Соль — щепотка
  • Специи для рыбы — щепотка
  • Сладкий перец — 1 шт.
  • Сливочное масло — 50-60 г
  • Свежая зелень — 50 г
  • Лимон — 0,5 шт.

Приготовление карася на решетке в фольге:

  1. Карасей очистите от чешуи и внутренностей. Отрежьте плавники. Голову можете оставить, но тогда удалите жабры.
  2. Промойте рыбку проточной водой, просушите бумажной салфеткой и сделайте 2-4 поперечных надреза, в зависимости от размера.
  3. Чеснок очистите, пропустите через пресс и соедините с оливковым маслом. Посолите по вкусу, добавьте специи для рыбы и перемешайте.
  4. Каждую рыбку со всех сторон и внутри обильно смажьте приготовленным маринадом и оставьте на 15 минут.
  5. Затем в надрезы вложите по дольке лимона, в брюшко поместите вымытую свежую зелень и кусочек лимона.
  6. Подготовленную тушку переложите на лист фольги и отправьте на решетку.
  7. Жарьте карасей на решетке в фольге, периодически переворачивая, до готовности.
  8. Перед подачей сбрызните соком лимона и присыпьте свежемолотым перцем.

Видео-рецепты приготовления рыбы барбекю.

Оцените статью
Добавить комментарий