В какие дни поста можно есть рыбу

В какие дни можно есть рыбу в Великий пост 2021 и как ее готовить

Для христиан наступило время Великого поста, а это значит, что в еде себя нужно ограничивать. Верующие полностью исключают из повседневного рациона молочную продукцию, мясо, яйца. Соблюдать правильное питание и очищать душу с организмом нелегко, но существуют несколько дней, когда можно готовить рыбные блюда. Чтобы сделать меню во время поста разнообразным, заранее подготовьте вкусные рецепты приготовления рыбных блюд.

В какие дни Великого поста 2021 можно есть рыбу

В Библии сказано, что в Раю люди питались только пищей растительного происхождения. Про рыбу же в священном писании не говорится, поэтому ее можно есть, но не во все время поста, а только в определенные дни.

В 2021 году это:

  • 7 апреля (на Благовещение);
  • 25 апреля (в Вербное воскресенье).

Всего лишь 2 дня можно есть рыбу, в остальные дни она под запретом. 24 апреля (Лазарева суббота) можно есть икру. Это время выбрано не просто так, для православных все даты очень значимые.

В Благовещение небесный ангел принес Деве Марии благую весть о ее наступившей беременности, поэтому в честь празднования разрешены небольшие послабления в рационе питания, даже не возбраняется выпить бокал вина.

В Вербное воскресенье христиане вспоминают, как Иисус вошел в священный Иерусалим, а люди восхваляли его и встречали с пальмовыми веточками. Еще один день, в который разрешается рыбные продукты – Лазарева суббота. Он памятен тем, что Христос воскресил после смерти своего друга Лазаря.

Насчет употребления в пищу морепродуктов мнения у православных расходятся, и однозначного ответа не найти. Одни говорят, что креветки с моллюсками не относятся к живым созданиям, и употреблять в пищу их можно в любой день. Другие говорят, что морепродукты разрешается есть только в праздничные дни и в выходные. Если вы находитесь в смятении, то обратитесь за советом к священнослужителям, они помогут вам принять верное решение.

Рецепты приготовления рыбы в Великий пост


Рыбное блюдо должно получиться максимально здоровым и вкусным, поэтому во время поста многие часто запекают в фольге тушку целиком вместе с лимонными дольками и другими пряностями. Добавьте к ней любимые овощи, у вас получится легкий гарнир, способствующий улучшению пищеварительного процесса и хорошей усвояемости продуктов.

Жареную пищу употреблять нежелательно, она считается вредной, но, если очень хочется, приготовьте рыбку на сковородке с минимальным добавлением растительного масла. Помните, что сливочное масло использовать для обжарки нельзя, во время Великого поста оно находится под строгим запретом, как и остальная молочная продукция.

Помимо запекания в духовке рыбку можно:

  • потушить в мультиварке, казанке;
  • приготовить на пару;
  • сварить суп или бульон.

Чтобы вкус продукта не показался пресным и однообразным, дополняйте его любимыми приправами. К рыбным блюдам хорошо подходят сушеный базилик, тмин, кориандр, розмарин, черный молотый перец. Для гарнира готовьте крупы, грибы, овощные салаты с зеленью, бобовые.

Толстолобик в соусе в духовке

Ингредиенты:

  • толстолобик – 4 стейка,
  • томатная паста – 1 ст. л.,
  • горчица – 1 ст. л.,
  • постный майонез — 2 ст. л.,
  • специи по вкусу.

Приготовление

Смешаем горчицу, майонез и томатную пасту вместе. Соус должен быть густым, поэтому если майонез жидкий уменьшите его количество. Рыбу сбрызнем лимонным соком, за неимением последнего рыбу просто солим. Перчим по вкусу.

Рыбку смазываем соусом и выкладываем на пергамент. Если сомневаетесь в качестве пергамента, смажьте его дополнительно растительным маслом.

Запекаем при 200 градусах около 20 минут.

Толстолобик с овощами в духовке

Ингредиенты:

  • толстолобик – 6 стейков,
  • лук – 1 шт.,
  • морковь – 1-2 шт.,
  • соевый соус – 3 ст. л.,
  • специи для рыбы -1 ст. л.

Приготовление

Рыбу моем, просушиваем. Заливаем соевым соусом.

На дно жаропрочной формы выкладываем лук полукольцами вперемешку с кольцами морковки.

Поверх выкладываем рыбу.

Запекаем около 20 минут (ориентируйтесь на свою духовку). На дно формы можно налить 50 мл воды, чтобы рыба и овощи не пригорели.

Надеюсь, эти рецепты помогут вам разнообразить меню в дни Великого поста.

В какие дни можно кушать рыбу в Великий пост 2021 года

Великий пост в 2021 году будет длиться с 15 марта по 1 мая. Все семь недель постящимся нельзя употреблять мясо, яйца, а также молочные продукты (молоко, кефир, творог, сыр, сливочное масло и др.). Однако в определенные дни разрешается включать в рацион блюда из рыбы и рыбную икру.

Когда можно есть рыбу в Великий пост 2021 года?

Рыбные дни в Великий пост в 2021 году, согласно церковным правилам, – это праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (отмечается 7 апреля) и Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье (выпадает на 25 апреля 2021 года).

В Лазареву субботу, которая в 2021 году приходится на 24 апреля, можно употреблять рыбную икру (но не рыбу).

Так как дней, в которые во время Великого поста разрешается есть рыбу, немного, лучше заранее подумать о том, каким образом ее приготовить, чтобы блюда получились вкусными, калорийными и полезными.

Подобных рецептов существует немало. Вы можете приготовить салаты, первые и вторые блюда, выпечку из рыбы. Ее варят, жарят, запекают в духовке и на гриле, готовят в постном кляре. Она прекрасно сочетается с разрешенными во время поста овощами, грибами и крупами.

Учитывайте, что добавлять в такие блюда сливочное масло нельзя, как и другую молочную продукцию, а также яйца. Однако можно использовать различные растительные масла и специи (базилик, кориандр, тмин, розмарин и др.), благодаря чему такие кушанья получатся вкусными и ароматными.

Зная, в какие дни Великого поста 2021 года можно есть рыбу, вы можете заранее купить необходимые продукты. А мы поделимся рецептами, которые вам наверняка понравятся.

Салат из рыбы с рисом

  • 250 г консервированной рыбы,
  • 1 стакан вареного риса,
  • 1 стакан консервированной кукурузы,
  • 3 помидора,
  • 1 головка репчатого лука,
  • соль.
  1. Помидоры и лук нарежьте кубиками.
  2. Рыбу выньте из банки и разделите на кусочки. С кукурузы слейте жидкость.
  3. Рис соедините с подготовленными овощами, рыбой и кукурузой, посолите, перемешайте. Полейте салат маслом от консервов.
  4. При подаче выложите на листья салата, оформите ломтиками лимона и зеленью.

Винегрет с рыбой

  • 300 г любой рыбы,
  • 3 клубня картофеля,
  • 1 свекла,
  • 1 морковь,
  • 2 соленых или маринованных огурца,
  • 50 г растительного масла,
  • перец черный молотый,
  • соль.
  1. Рыбу отварите до готовности, посолите и поперчите. Охладите и нарежьте кусочками.
  2. Картофель, свеклу и морковь отварите, охладите и нарежьте кубиками. Мелко нарежьте огурцы.
  3. Овощи добавьте к рыбе, посолите, заправьте растительным маслом и тщательно перемешайте.

В те дни Великого поста 2021 года , когда допускается употреблять в пищу рыбу, не стоит забывать о первых блюдах, которые благоприятно влияют на работу желудочно-кишечного тракта.

Рыбная солянка – густой калорийный суп, обладающий насыщенным вкусом, непременно понравится вашим домочадцам. Традиционная уха – еще один вариант кушанья, которым вы можете побаловать близких во время Великого поста. А можно приготовить по нашему рецепту аппетитный

Рыбный суп

  • 300-400 г любой белой рыбы,
  • 1 л воды,
  • 2-3 клубня картофеля,
  • 1 морковь,
  • 1 головка репчатого лука,
  • 1 ст. ложка растительного масла,
  • 1 ст. ложка пшеничной муки,
  • зелень,
  • 1/2 лаврового листа,
  • 3-4 горошины перца,
  • соль.
  1. Рыбу очистите от костей и кожи, хорошо промойте и опустите в холодную подсоленную воду. Доведите жидкость до кипения и готовьте рыбу на самом слабом огне 30 минут. В конце варки добавьте пряности.
  2. Морковь натрите на крупной терке.
  3. Лук нарежьте полукольцами и обжарьте на растительном масле до прозрачного цвета. Добавьте муку и морковь и продолжайте жарить.
  4. Готовую рыбу выньте из бульона, процедите его.
  5. В горячий бульон добавьте нарезанный кусочками картофель и варите его до мягкости, затем положите обжаренные овощи и варите еще несколько минут, посолите суп и добавьте нарезанную кусочками рыбу.
  6. Разлейте суп по тарелкам и оформите зеленью.

В рыбные дни во время Великого поста в 2021 году можно приготовить аппетитные и полезные основные блюда с добавлением овощей.

Рыба с овощами в горшочках

  • 340 г рыбного филе,
  • 3 клубня картофеля,
  • 2-3 помидора,
  • 2 зубчика чеснока,
  • 1 головка репчатого лука,
  • 2 ст. ложки растительного масла,
  • 4 ст. ложки рыбного бульона,
  • 3 горошины черного перца,
  • соль.
  1. Лук мелко порубите и спассеруйте на масле. Картофель нарежьте дольками, помидоры – ломтиками, рыбное филе – брусочками.
  2. Подготовленные ингредиенты уложите в порционные горшочки, залейте рыбным бульоном, посолите и поперчите.
  3. Тушите в духовке 30-40 минут. За 5 минут до готовности добавьте мелко нарезанный чеснок.
  4. Подавайте рыбу с овощами, оформив зеленью.

Рыбные тефтели

  • филе рыбное 1 кг,
  • чеснок по вкусу,
  • 3 головки репчатого лука,
  • 1,5 батона,
  • масло растительное,
  • томат-паста,
  • хмели-сунели,
  • соль.
  1. Лук мелко нарежьте и обжарьте на масле.
  2. Рыбное филе пропустите через мясорубку с половиной батона и жареным луком.
  3. Из полученного фарша слепите тефтели, обжарьте их на масле с обеих сторон.
  4. Изделия выложите в глубокую кастрюлю, залейте соусом (томатная паста, тертый чеснок, хмели-сунели) и готовьте на слабом огне 15-20 минут.
  5. При подаче посыпьте зеленью.

В те дни, когда можно кушать рыбу в Великий пост 2021 года, с ней также готовят всевозможную выпечку – пироги и пирожки. Такие изделия можно подать с чаем, квасом или компотом из фруктов и ягод.

Расстегаи с рыбой

  • тесто постное дрожжевое,
  • 500 г филе рыбы,
  • 1 головка репчатого лука,
  • масло растительное,
  • чай сладкий,
  • перец черный молотый,
  • соль.
  1. Приготовьте фарш из пропущенного через мясорубку рыбного филе и мелко нарезанного лука, посолите и поперчите.
  2. Обжарьте фарш до готовности на 2 столовых ложках растительного масла.
  3. Тесто раскатайте тонким слоем, с помощью стакана вырежьте из него кружки. В центр каждого кружка положите немного фарша и защипните края так, чтобы серединка осталась открытой.
  4. Изделия выложите на противень, смазанный растительным маслом, дайте постоять 10-15 минут, смажьте сладким чаем.
  5. Выпекайте расстегаи в духовке, разогретой до 220 градусов.

Рыбные дни Великого поста, 3 точных даты 2020, когда можно подавать на стол рыбу и икру

Масленица подошла к концу, начались строгие постные дни. Православные христиане вспоминают о смирении и привыкают питаться сдержанно, но вопрос о рыбе, которая допускается в некоторые дни поста, волнует каждого из них.

В этом году строгие ограничения в меню начались для православных со второго марта и продолжаться они будут до 18-го апреля, последнего дня перед светлой Пасхой.

Что может быть на столе во время Великого поста в 2020?

Любой пост исключает продукты животного происхождения из меню христиан полностью. Приходится отказываться от яиц и мяса, под запретом и молочные продукты. Православный пост, в отличие от католического, гораздо строже относится к выбору продуктов для питания.

Если во время поста постоянно готовить рыбу, это будет считаться нарушением, а значит, грехом. Лишь для отдельной категории верующих допускаются послабления в постные недели.

Не у каждого постящегося организм способен без последствий перенести отказ от скоромной пищи, а если учесть еще и дни, когда еда полностью под запретом, все выглядит еще сложнее.

Безопасное для человеческого организма меню — разнообразное, ни существует ни одного продукта, которого было бы полностью достаточно без других добавок. Оптимальный способ питания включает в себя разнообразие, даже нарядная сервировка помогает психологически выдерживать ограничения в рационе.

Приблизительное постное меню вплоть до Пасхи

  • по понедельникам-средам-пятницам православные могут увидеть на столе только хлеб, орешки и сухофрукты, обычные фрукты и овощи;
  • по вторникам-четвергам готовят горячую еду, но в ней не должно быть мяса, молочных продуктов, яиц, рыбы, масла и жира, то есть только постная пища;
  • в выходные допускается немного вина, но еда только сухоядная;

По каким дням в меню постящихся появляются икра и рыба, если это Великий пост

К счастью, верующим сейчас доступны белковые продукты, которые росли в земле. Бобы, соя, фасоль и горошек отчасти восполняют потребность организма в белке. Но есть рыбу тоже очень полезно, незаменимые аминокислоты можно восполнить только таким способом. К счастью, церковь разрешает ее в несколько дней, когда потребность в восстановлении организма уже высока.

  1. Благовещение — большой праздник, который в церкви проводится в один и тот же день ежегодно, он приходится на 7-е апреля. В день, посвященный Богородице, допускается немного ослабить строгий пост. На столе появляются продукты, которые готовились на огне, еду можно заправить растительным маслом, а на стол поставить рыбу, любые морепродукты, выпить чуточку красного вина.
  2. На Лазареву субботу, дата которой меняется от года к другому и в 2020 приходится на 11-е апреля, вполне допускается икра, рыба и морепродукты. Стандартный постный рацион дополняется приготовленной рыбой, способ можно выбирать по желанию. Традиционно предпочитали отваривать ее или запекать, а не жарить.
  3. 12-го апреля случится Вербное воскресенье. В этот радостный день верующие также готовили рыбу для праздничного стола.

Самое важное — не увлекаться, набивая живот после полуголодных дней. Рыба сверх нормы не усвоится, а вот организму можно повредить.

Разновидности рыбы, допустимой в Великий пост

Возможности организма и здоровье нужно оценивать по реальной ситуации. Порой человек не сможет выполнить неосмотрительно взятых на себя обязательств и выдержать все постные недели.

В этом случае в рационе может появиться рыба, главное, не есть ее жареной. Тогда и за маслом лезть не придется. Способы готовки на пару или запекание — более сдержанные с точки зрения поста. Диетические рецепты рыбы не дадут ей насытиться маслом, да и собственный жир из рыбки уйдет.

Если заранее изучить требования к дням поста, можно заранее составить подходящее меню и подобрать удачные рецепты.

Если человек здоров, исключений и дополнений к посту быть не может. Если здоровый хитрит с меню, он проявляет слабость, и никакого духовного очищения не произойдет.

Но статистика показывает, что лишь 10% нынешних православных не требуют для себя послаблений или исключений, хотя и остальные склонны посильно соблюдать церковные требования.

Читайте также:  Как сварить пшено для рыбалки на карася

Кто может есть икру и рыбу ежедневно?

Церковь убеждена, что все ограничения в еде выдержать вряд ли получится, но такой цели и не ставится. Допустимы облегченные варианты, где рыбные продукты разрешены.

Есть и отдельные категории населения, которым рекомендуется только мягкий вариант поста:

  • беременные/кормящие женщины;
  • дети, не достигшие 16-и лет;
  • хронические больные;
  • пожилые с ослабленным здоровьем;

Рыба, которую рекомендует церковь — хек или минтай, жирные варианты не приветствуются. Тем, кто соблюдает пост, нужно следить за разнообразием рациона, может быть даже пить курс витаминов, чтобы сохранить нормальное самочувствие.

При этом рыбу заменять на другие животные продукты категорически запрещается.

Related Articles

Какой церковный праздник сегодня 26 февраля 2021 чтят православные: Мартинианов день отмечают 26.02.2021

Ежегодно 26 февраля (старостил. 13 февраля) в православном христианстве принято отмечать семейный праздник, прозванный Мартиниановым (или Светлым) днем. Этот праздник назван именем преподобного Мартиниана (он же Мартын) Кесарийского (Палестинского), покровителя семей, спасителя от греховной страсти. …

Какой церковный праздник сегодня 25 августа 2020 чтят православные: Фотя Поветенный отмечают 25.08.2020

25 августа (12 августа по старому стилю) православная церковь чтит память Никомидийских мучеников Фотия и Аникиты. В народе этот праздник получил название «Фотя Поветенный». Жития мучеников В 284-305 годах в Никомидии (Малая Азия) жестокий царь …

Какой церковный праздник сегодня 16 февраля 2021 чтят православные: Починки (Семен и Анна) отмечают 16.02.2021

Шестнадцатого февраля каждого года в христианстве принято отмечать день двух святых: Старца Симеона и пророчицы Анны. Они в Иерусалимском храме встретили младенца Христа, в котором признали Спасителя всех верующих. Среди простого люда данный праздник называется …

По каким дням можно есть рыбу в Великий пост — правила употребления

Великий пост называется таковым по многим причинам, одна из которых — мега строгость. В нем ограничения нередко накладываются не только на характер пищи, но и время ее принятия. Многие знают, что в пост нельзя есть мясо, но вот по поводу рыбы возникают сомнения. Действительно, если дни, когда ее употребление разрешается. Так когда же можно есть рыбу в Великий пост?

  1. Когда начинается Великий пост в 2021 году
  2. Суть и правила Великого поста
  3. По каким дням можно есть рыбу в Великий пост
  4. Подведем итог

Когда начинается Великий пост в 2021 году

Пасха – великий двунадесятый переходящий праздник, дата которого ежегодно меняется. Соответственно меняется и дата старта Великого поста, предваряющего его. В 2021 году Пасха приходится на 2 мая.

Великий пост, длительностью 40 дней, начнется в 2021 году в середине марта – 15 числа, а закончится 1 мая. Все это время верующие будут придерживаться особых ограничений в пище. Нельзя называть это диетой, хотя некоторые так и называют. Суть Великого поста вовсе не в отказе от определенных продуктов. Его смысл гораздо глубже. Как сказал Иоанн Дамаскин: «Если бы дело было только в еде, то и коровы были бы святыми».

Когда человек впервые решается на этот подвиг, он первым делом изучает «меню» поста, знакомится с ограничениями, послаблениями, узнает, в какие дни что позволено, в какие только сухоядение. Интересует его и вопрос, можно ли в Великий пост употреблять рыбу. Такие дни действительно есть, и стоит познакомиться с ними поближе.

Суть и правила Великого поста

Когда-то подобные ограничения составляли лишь 3,3 суток, то есть 40 часов дневных и такое же количество ночных. Так иудеи пытались искупить грехи своих соплеменников, которые распяли Иисуса Христа.

Однако в III веке пасхальный пост удлинили до 40 дней. Это произошло во многом из-за существовавшей тогда практики оглашения, отличающейся продолжительностью. Те, кто готовились принять крещение, хотели обязательно сделать это в день Пасхи, молясь и постившись все 40 дней по примеру Христа, который тоже 40 дней постился и молился в пустыне. Впоследствии это стало обычной практикой для всех христиан.

Субботы и воскресенья изначально постными не являлись или были таковыми лишь в легкой степени. Полный отказ от скоромной пищи в эти дни ввели монахи, а их пример вдохновил уже мирян.

Сегодня продолжительность поста – 48 дней, и это не считая Страстной недели, то есть последней седмицы перед Пасхой, а также некоторых праздников. Пытающемуся разобраться в его сути и правилах мирянину может показаться, что выполнить все существующие предписания – непосильная ноша для простого человека. Однако ограничения в той форме, которую они имели ранее, сегодня соблюдаются разве что монахами. Для обычных христиан предусмотрена масса послаблений.

В первую очередь они касаются детей, пожилых, беременных и кормящих женщин, а также людей, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, вынужденных употреблять пищу по часам. Им нельзя голодать и отказываться от белка, которым богаты мясо с рыбой. Можно ли их есть? Каждый решает этот вопрос сам для себя, а лучше обратиться с ним к священнику. Если человеку показаны послабления, они обязательно будут сделаны. Нередко бывает так, что духовный отец предлагает мирянину вместо поста физического соблюдать пост духовный или же стараться усилить те попытки приблизиться Богу, которые человек уже предпринимает.

Например, каждый день читать Евангелие, почаще молиться. Отказаться от просмотра телевизора, сократить время пребывания в интернете, ведь суть Великого поста действительно не в «диете», хотя сегодня даже доктора признают его пользу как для физического, так и душевного здоровья.

Вот как святитель Феофан Затворник отзывается о Великом посте: «Курс спасительного врачевания душ. Баня для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого». Смысл Великого поста в духовном подвиге. Можно ли есть в это время рыбу или нельзя – вопрос не такой уж важный. Даже если человек удержится от соблазна, это не гарантирует, что он попадет в Царствие Небесное.

У висящего по правую сторону от Иисуса Христа разбойника уж точно было больше грехов, чем употребление мяса в постные дни. Наверняка он успел загубить не одну душу, но Спаситель обещал ему рай на небесах. За что же это? За искреннее покаяние. В рай попадет не тот, кто безгрешен, а тот, кто покается.

Много ли искренне кающихся, понимающих всю свою греховность? Нет. Так вот Великий пост – отличная возможность доказать Богу свою сопричастность с ним. Подтвердить, что я искренне верующий и пытаюсь быть похожим на Учителя – борюсь со страстями, живу по заповедям.

«Жертва Богу – дух сокрушенный». Объяснить это можно сознательным отказом человека от всего, что удаляет его от Бога – блуда, чревоугодия, зависти, злости, других страстей, очищая душу молитвой и покаянием. Вот в чем заключен истинный пост. Преподобный Иоанн Кассиан говорил, что «воздержавшийся от страстей во время поста, насколько у нас хватает сил, мы получим полезный телесный пост».

По каким дням можно есть рыбу в Великий пост

Рыба – пища животного происхождения, но у большинства несведущих людей она ассоциируется с разрешенными во время Великого поста продуктами. Неслучайно поминальный обед после похорон нередко бывает рыбным даже в то время, а также среду и пятницу. Люди считают, что рыбу есть можно, ведь даже Спаситель часто употреблял ее в пищу, о чем не раз упоминается на страницах Евангелия.

Однако, не стоит забывать, что Великий пост – один из самых строгих. Есть немало других, в которые есть рыбу разрешается, например, во время Петрова поста. Великий в этом отношении более суров.

Можно ли есть рыбу в Великий пост?

Рыбу есть нельзя. Более того, все будние дни предписывается придерживаться сухоядения. Лишь по выходным разрешается пища с постным маслом. В течение Великого поста есть 2 дня, когда разрешено вкушать рыбу – это Вход Господень в Иерусалим и Благовещение. Однако здесь есть определенные ограничения.

Если Благовещение выпадает на последнюю седмицу перед Пасхой, то рыба из меню убирается. В 2021 году великий праздник Благовещение Пресвятой Богородицы отмечается 7 апреля. До Страстной седмицы еще очень далеко, поэтому есть рыбу не возбраняется. Вербное воскресение предстоит отметить 25 апреля. Есть рыбу в этот праздник тоже можно.

Какую рыбу можно в Великий пост?

Относительно вида рыбы в церковном уставе ничего не сказано, а значит есть можно любые дары рек, морей и озер. Однако готовить их следует без использования скоромных продуктов – сливочного масла, молока, других молочных продуктов, яиц. Можно отваривать рыбу, тушить, жарить или запекать. Как вариант, обвалять в муке и обжарить. Можно запечь в духовке с овощами. Способов приготовления масса, и все их можно использовать по своему желанию и вкусу.

Многие начинающие миряне срываются. Покаявшись на исповеди, можно попробовать вновь начать ограничивать себя в пище, не забывая, что главное – пост духовный. Не нужно превращать такое благое дело в фарс, рассказывая на исповеди, сколько кусочков рыбы вы съели, и умалчивая о том, скольких людей вы незаслуженно обидели как в той пословице: «Марья весь пост мяса не вкушала, а соседку поедом съела».

Пост – это не повинность и не наказание. Многим это дается непросто. От постоянного чувства голода одни приходят в уныние, другие откровенно злятся и раздражаются, но только истинно верующий радуется возможности хоть в чем-то себя ограничить, тем самым приблизившись к божественной благодати, испытав на себе ее лечебный эффект.

Подведем итог

Если человек понял, что неважно, какую рыбу можно есть и по каким дням, то он сделал правильный вывод. Цель – вовсе не в том, чтобы с точностью соблюсти все правила и предписания. Да, никто их не умаляет, верующие ориентируются именно на установленные церковным уставом ограничения, но большинство решает эти вопросы со своим духовником, учитывая свое физическое состояние, наличие каких-либо заболеваний. Если батюшка видит, что человек только начинает свой духовный путь, он никогда не заставит его придерживаться всех предписанных правил.

Напротив, он сделает для него послабления, которые облегчат работу по совершенствованию души. Попробовав поститься без мяса, на следующий год верующий уже захочет и молоко с сыром исключить. Ну а самое главное – никто не должен знать, что человек постится. Этот труд не на показ. Это работа над собой, которая остается втайне от других и видна только одному – Творцу Небесному.

Соблюдаете ли вы Великий пост? Напишите в комментариях, легко ли вам это дается. Поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните ее в закладках, чтобы не потерять полезную информацию.

Также рекомендуем посмотреть подобранные видео по нашей теме.

Что нельзя и что можно есть в пост?

Великий православный пост в 2021 году: числа, суть и питание.

Обзор лодочных моторов Вихрь

В начале 60 годов на Куйбышевском мотостроительном заводе имени Фрунзе началась разработка мотора. Новая модель, которая должна была затмить лодочный мотор «Стрела», практически полностью копировал зарубежный «Кенинг».

Впервые мотор «Вихрь» появился на прилавках магазинов в 1965 г. Они обрели популярность, даже несмотря на то, что вместо 20 л. с. развивали 17 л. с.

За все время, завод выпустил 3 серии моторов: «Вихрь 20», «Вихрь 25», «Вихрь 30», также были разработаны 3 пробные модели с мощностью 40, 45 и 60 л. с. «Вихрь» обладает двухтактным карбюраторным двигателем с 2 цилиндрами. Через насос-дозатор происходит охлаждение забортной водой.

Запускается мотор с помощью ручного стартера. Связь между редуктором и двигателем осуществляется посредством дейдвудной трубы.

Редуктор одноступенчатый, конический, реверсивный. Мотор оснащен трехлопастным гребневым винтом.

Самое слабое место этих моделей – демпфер и срезная шпонка, с их помощью к винту передается вращение от выходного вала. При механическом повреждении шпонка срезается, что защищает запчасти от поломки.

Впервые мотор «Вихрь» появился на прилавках магазинов в 1965 г.

Управление можно осуществлять 2 способами: дистанционно, посредством румпеля. Переносной топливный бак вмещает 22 л горючего.

Для подзарядки аккумуляторов используется генератор, мощностью 30 Вт и с напряжением 12 В.

Завод выпускал моторы марки «Вихрь» в течение 45 лет (с 1965 по 2010). Эти моторы являлись одними из самых массовых. Достигая высоких скоростей, они нашли свое применение на разных типах лодок.

Эти лодки должны были отвечать некоторым требованиям:

  • масса до 120 кг;
  • высота торца не более 405 мм.

Мотор может быть использован на различных водоемах – как на пресных, так и на соленых. Глубина должны быть более 80 см.

Достоинства моторов «Вихрь»:

  • мощность;
  • низкая стоимость, по сравнению с аналогичными зарубежными моделями;
  • высокая ремонтопригодность в любых условиях, при условии наличия минимума инструментов;
  • доступность запчастей.

Но «Вихрь» имеет и немало недостатков:

  • шум, при работе (можно снизить, используя на внутренней стороне, звукоизоляционные материалы);
  • невозможность поддержания в двигателе постоянного теплового режима, из-за отсутствия в системе охлаждения термостата;

Лодочный мотор “Вихрь-30”

  • невысокий КПД гребневого винта, из-за наличия небольшого зазора между корпусом редуктора и лопастями винта. Для повышения этого параметра необходимо выполнить полировку винта;
  • неподходящие для большей части лодок параметры гребневого винта;
  • высокое гидродинамическое сопротивление подводной части;
  • невозможность использования винтов зарубежных марок за счет разности в системах крепления;
  • золотниковое устройство ненадежно;
  • регулировка карбюратора осуществляется с затруднениями;
  • отсутствие возможности фиксации муфты сцепления во время свободного хода (из-за неудобного реверса) может привести к аварии;
  • используемые в редукторе подшипники скольжения имеют короткий срок службы;
  • гидродинамический момент (приводит к статическому усилию в румпеле, который стремится развернуть мотор) возникает в результате неудачного положения большого выхлопного патрубка.
Читайте также:  Рыбный суп из горбуши - рецепт

Технические характеристики «Вихрь 20»

Продувка у этой модели дефлекторная. Диаметр цилиндров – 67 мм, рабочий объем 420 см3. Мощность двигателя составляет от 17 до 20 л. с. При установке мотора «Вихрь 20» на стандартную лодку, ее скорость с 2 пассажирами равна 40–45 км/час, с пятью – 35 км/ч.

Показатель потребления топлива колеблется от 9 до 11 л/час. Топливная смесь стандартная, состоит из масла и бензина в соотношении 50:1. При использовании чистого бензина возможна скорая поломка.

Масса мотора составляет 48 кг.

Технические характеристики «Вихрь 20»

Технические характеристики «Вихрь 25»

«Вихрь 25» был выпущен в 1971 году, имеет то же диаметр цилиндров и рабочий объем, что и его предшественник. Эта модель снабжена трехканальной возвратно-петлевой продувкой.

Мощность двигателя 25 л. с. Скорость с 2 пассажирами 30,2 км/час, при полной загруженности 18,5 км/ч. За 1 час эксплуатации мотора расходуется 9–10 л топлива. Топливная смесь: масло и бензин (1:25). Масса мотора до 48 кг.

Технические характеристики «Вихрь 30»

Ее выпуск стартовал в 70-х годах. Как и «Вихрь 25», эта модель имеет трехканальную возвратно-петлевую продувку. Она оснащена настроенным выхлопом. Диаметр цилиндра составляет 72 мм, объем 733 см3.

Мощность – 30 л. с. Скорость с 2 людьми на борту 30–32 км/час, при полной загруженности – 20 км/ч. Расход топливной смеси 10,5 кг/ч.

Необходимое топливо имеет соотношение масла и бензина 1:20. Сухая масса мотора 45–50 кг.

Технические характеристики «Вихрь 40»

В 1975 году был выпущен «Вихрь 40». Это двухтактная, двухцилиндровая модель с объемом цилиндров 660 см3. Максимальная мощность составляет 40 л. с. Сухой вес мотора, достаточно велик, 56 кг.

Технические характеристики «Вихрь 40»

Технические характеристики «Вихрь 45»

Модель «Вихрь 45» разработали, стандартизуя детали с более ранними моделями: «Вихрь 25, 30». В 1983 году мотор «Вихрь 45» прошел все необходимые испытания и поступил в продажу.

Двигатель этой модели имеет 3 цилиндра с возвратно-петлевой продувкой. Диаметр цилиндра, как и у «Вихрь 30», – 72 мм, объем 733 см3.

Показатель максимальной мощности колеблется в пределах 45–47 л. с. За 1 час расходуется до 13 л горючего. Мотор может работать на доступных, недорогих топливных смесях. Масса составляет 62–65 кг.

Технические характеристики «Вихрь 60»

Эта модель сходна с «Вихрем 40», однако рабочий объем за счет установки дополнительного цилиндра увеличен на 1/3. Максимальная мощность 60 л. с.

Отзывы

Олег:

После эксплуатации лодочного мотора «Вихрь 30» чувство осталось непонятное. С одной стороны, хорошая цена как на мотор, так и на его детали (которые несложно найти). С другой стороны, высокий расход топлива, по моим подсчетам более 10% уходит в воду. Нельзя сказать, что эта модель надежна, так как часто сталкивался с обрезанием шпонки гребного винта, которую менял прямо на месте.

Григорий:

За время пользования мотором «Вихрь 30» было обнаружено больше недостатков, чем достоинств. Неудачная система зажигания. Провода контактируют с маслом из-за того, что тянутся по всей площади. Это приводит к тому, что мотор часто глохнет. Были обнаружены сбои в работе кнопки «стоп». Система охлаждения не справляется со своей задачей. Порадовала только цена.

Сергей:

Подарили «Вихрь 25» на день рождения. Эксплуатирую уже несколько лет. Могу сказать, что меня порадовала простота ремонта и доступность деталей. Однако громкий шум, большой расход топлива и частые поломки убивают хорошее впечатление.

Лодочные моторы Вихрь

Конечно лодочные моторы “Вихнь” российского производства не сравнить с дорогими моделями, брендами. Для тех, кто любит сам разбираться в технике, самостоятельно ремонтировать моторы, для тех кто читает инструкции и умеет в них ориентироваться – этот мотор идеально подойдет. Как показывает практика, моторы “Вихрь” вполне надежны, при условии соблюдения всех правил эксплуатации.

“Вихрь”

Подвесные лодочные моторы «Вихрь» имеют как модификацию, оснащенную ручным запуском и управлением с помощью румпеля («Вихрь-30Р»), так и модификацию оснащенную электростартером («Вихрь-30Э»), позволяющим использовать их на лодках, оборудованных рулевым управлением. Неприхотливый к топливу, простой в эксплуатации и доступный по цене, «Вихрь» на сегодняшний день является самым мощным из отечественных подвесных лодочных моторов.

Конструкция лодочного мотора «Вихрь» классическая: узлы двигателя расположены в вертикальной плоскости. Двигатели «Вихрь» являются двухцилиндровыми двухтактными, имеющими дефлекторную или петлевую (двух и трехканальную) продувку. Топливная смесь поступает в картер через устройство, имеющее дисковые текстолитовые золотники. Рабочая смесь зажигается от магнето, двигатель охлаждается забортной водой с помощью водопомпы.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Подвесные лодочные моторы моделей «Вихрь» предназначены для установки на судах туристского или хозяйственного назначения весом не менее 130кг для моторов мощностью 25 л.с., а для моторов мощностью 30 л.с. – не менее 150 кг и высотой транца не более 405 мм и могут эксплуатироваться в любых водоемах, имеющих глубину не менее 0,8 м. Благодаря высокой мощности они могут обеспечивать движение на больших скоростях и буксировку водного лыжника. Подводная часть моторов выполнена из коррозийностойких материалов, поэтому моторы могут быть использованы как в пресной, так и в соленой воде с соблюдением рекомендаций, изложенных в данной инструкции.
Запуск моторов «Вихрь-М», «Вихрь-30Р», «Вихрь-25Р электрон», «Вихрь 30Р электрон» – ручной, с самоубирающимся шнуром. Запуск мотора «Вихрь-30» и «Вихрь-30 электрон» производится электростартером.
Реверсивный привод гребного винта обеспечивает передний и задний ход лодки, а также допускает работу моторов вхолостую.
Моторы имеют места подключения дистанционного управления (фиг. 2), деталями которого комплектуются лодки.

Моторы оборудованы системой отбора электроэнергии к источникам сета, устанавливаемым на судне, и устройством для подзарядки аккумулятора в процессе работы двигателя.
В настоящем руководстве дано краткое описание моторов и необходимые указания по их эксплуатации. Исправная работа, экономичность и долговечность во многом зависят от технически правильного пользования моторов, при строгом соблюдении указанных в руководстве правил. Заводом ведется дальнейшая работа по усовершенствованию выпускаемых лодочных моторов, поэтому некоторые конструктивные изменения в руководстве могут быть не отражены. Категорически запрещается производить запуск мотора без погружения в воду.

При заправке бака топливом не забудьте влить в бензин масло в пропорции, указанной в руководстве, и тщательно его размешать. Езда, даже кратковременна, на чистом бензине приведёт к выходу двигателя из строя. На моторе между картером и карбюратором стоит ограничительная шайба. После окончания периода обкатки мотора (5 топливных баков0 необходимо снять ограничительную шайбу.
При запуске и прогреве двигателя не развивайте больших оборотов – это может привести к разрушению подшипников нижних головок шатунов и заклиниванию поршней в цилиндрах.
Перед остановкой мотора обязательно его охладите работой на малых оборотах в течении 2-3 минут.

До истечения гарантийного срока владельцу лодочного мотора категорически запрещается вскрывать картер и редуктор. При нарушении данного условия эти узлы не будут приниматься на гарантийный ремонт.

Вычисление шага винта

Несколько элементарных формул позволят на практике выяснить – какой винт нужен именно Вам:

  • Узнайте из инструкции к мотору Вашего судна, какое максимальное количество оборотов может он развить при полностью открытой заслонке дросселя (“полный газ”). Скорость вращения вала лодочного двигателя можно измерять тахометром. Как правило, она не должна превышать 5500 об./мин.
  • Разгоните свое судно и лодочный мотор с выбранным винтом до максимальных оборотов на “полном газу”. Положение лодочного мотора должно быть обычным и рекомендованным для конкретных условий.
  • Если скорость вращения вала Вашего лодочного мотора, при полностью открытой заслонке, меньше максимальных рекомендованных оборотов, то обратитесь к показаниям тахометра, и запишите их как верхний максимальный диапазон скоростей работы данного типа винта.

Пример:
Паспортные обороты двигателя = 5000-5600 об./мин.
Максимальные обороты двигателя = 5600 об./мин.
Показания тахометра = 4800 об./мин.
Разность = 800 об./мин.

Разность шага винта в 1 дюйм (2,54 см) соответствует примерно 200 об./мин. С учетом этого, разделим найденную в нашем примере разность между фактическими показаниями тахометра и максимальными паспортными оборотами двигателя на 200. Получим 4. На этом основании попробуйте использовать винт с шагом на 4 дюйма меньше, чем у данного винта. Теперь все должно быть в порядке.

В действительности, обойтись одним каким-либо винтом нельзя. Если Вы собираетесь использовать свое судно как многоцелевое – для прогулок, рыбной ловли или для буксировки воднолыжников, например, то Вам потребуется, безусловно, больше, чем один винт.
Настоятельно рекомендуется всегда иметь с собой на борту запасной винт с полным комплектом крепежа.

Маховики

На моторах “Вихрь” и первых выпусках моторов “Вихрь-М” устанавливался маховике шестью магнитами, размещенными внутри обода с одинаковым шагом 60°. Для мотора “Вихрь” этот маховик имел номер 2.119-000, для мотора “Вихрь-М” -4.119-000.

С начала 1971 г на маховик не устанавливали два магнита (третий и шестой от шпоночного паза по часовой стрелке, если смотреть изнутри маховика), в результате чего шаг магнитов по ободу стал переменным (120-60-120-60°). Номера маховиков не изменялись. Поэтому, несмотря на внешнюю идентичность маховиков их нельзя переставлять с одного мотора на другой.

Основная причина этого состоит в различии угла опережения зажигания — у “Вихря” – 38°, а у “Вихря-М” – 30° (до ВМТ 7,87 и 5,02 мм соответственно). Такое изменение максимального угла опережения выполнено за счет разворота на 8° кулачка, который расположен на ступице. Поэтому на мотор “Вихрь” можно устанавливать только маховик 2.119-000, а на ” Вихрь-М” – 4.119-000. Внешне их можно отличить по расположению кулачка — на маховике 2.119-000 отверстие для крепления кулачка смещено от оси шпоночного паза на 10°, на маховике 4.119-000 – на 18°.

На моторы “Вихрь-М” и “-30”, оборудованные контактной системой зажигания МВ-1, и с ручным запуском устанавливаются маховики 3.119-700, с электрозапуском (с зубчатым венцом) -3.119-701. Эти маховики взаимозаменяемы; разница заключается лишь в наличии у последнего зубчатого венца. На “Вихрь-М” и “Вихрь-30”, оборудованные бесконтактной ЭСЗ (МБ-2), с ручным запуском устанавливаются маховики 4.121-000, с электрозапуском -4.121 -000-01; для системы зажигания МВ-1 они не пригодны.

УСТРОЙСТВО ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ

Моторы модели «Вихрь» выполнены по одной конструктивной схеме, отличие моторов мощностью 30 л.с. от моторов мощностью 25 л.с. заключается в увеличенном диаметре цилиндров и как следствие этого, блоки цилиндров, блоки головок, глушители, картера в части координат крепления блока цилиндров, поршни имеют соответствущие конструктивные отличия.

На моторах «Вихрь–25Р электрон», «Вхрь-30Р электрон» и «Вхрь-30 электрон» установлена электронная схема зажигания в отличие от маховичного магдино с механическими прерывателями на моторах «Вихрь-М», «Вихрь-30Р» и «Вихрь-30». Моторы «Вихрь-30», «Вихрь-30 электрон» имеют систему электрозапуска.
Во всём остальном моторы имеют совершенно одинаковую конструкцию.
Моторы состоят из следующих узлов и систем: двигателя с поддоном, дейдвудной трубы, привода гребного винта (редуктора), подвески, топливной системы, системы электрооборудования, системы запуска.

Подвесной лодочный мотор Вихрь 30 Э

Подвесной лодочный мотор Вихрь 30Э – это самый популярный среди любителей водного спорта и профессиональных рыболовов отечественный лодочный мотор. Данная модель оснащена электростартером, что позволяет использовать его на лодках, оборудованных рулевым управлением. Также устройство отличается неприхотливостью к топливу, надежностью, продвинутой системой зажигания. Мотор порадует своих владельцев мощностью двигателя в 30 лошадиных сил, объемом цилиндров в 488 куб.см и объемом топливного бака на 22 л. Вихрь 30Э весит 54 кг., имеет два цилиндра и выдает 5000 оборотов в минуту.

Техническая характеристика лодочного мотора Вихрь-30Э:

  • Рабочий объем – 488 куб.см;
  • Количество цилиндров – 2;
  • Мощность двигателя – 30 л.с.;
  • Максимальное число оборотов в минуту – 5000;
  • Система зажигания – электронная МБ-22
  • Смазка – преварительным смешиванием
  • Соотношение бензин:масло (М12-ТП) – 40:1;
  • Объем топливного бака 22 л;
  • Масса – 54 кг;
  • Передачи – F-N-R;
  • Запуск – ручной и электростартер

Подвесной лодочный мотор Вихрь 30

Этот удобный отечественный лодочный мотор отличается доступной ценой, мощностью и надежностью. Вихрь-30Р оснащен ручным запуском и управлением с помощью румпеля, он неприхотлив к топливу и прост в эксплуатации. Также разработчики снабдили мотор улучшенной системой зажигания, которая обеспечивает надежность питания устройства, улучшили расплыв топлива в карбюраторе и изменили газораспределительный процесс, благодаря чему удалось значительно снизить гидравлическое сопротивление в цилиндрах. Также к достоинствам мотора Вихрь-30Р можно отнести применение вихревого эффекта.

Техническая характеристика лодочного мотора Вихрь-30Р:

  • Рабочий объем – 488 куб.см;
  • Количество цилиндров – 2;
  • Мощность двигателя – 30 л.с.;
  • Максимальное число оборотов в минуту – 5000;
  • Система зажигания – электронная МБ-22
  • Смазка – преварительным смешиванием
  • Соотношение бензин:масло (М12-ТП) – 40:1;
  • Объем топливного бака 22 л;
  • Масса – 49 кг;
  • Передачи – F-N-R;
  • Запуск – ручной.

Регулировка карбюратора лодочного мотора

У этого термина существуют и другие значения, см. Вихрь.

Лодочный мотор «Вихрь» «Вихрь-М» «Вихрь-30»
Годы выпуска1966—2010-е
Страна выпускаСССР/Россия
ЗаводыКМПО им. Фрунзе (г. Самара), Завод им. Свердлова (ныне ОАО ПМЗ) г.Пермь.
Серийностькрупносерийное
Тип двигателяДвухтактный карбюраторный
Мощность двигателя20, 25, 30 л.с.
Часовой расход топлива«Вихрь» = 9 л/ч; «Вихрь-М»/«Вихрь-25» = 9,5 л/ч; «Вихрь-30» = 11,5 л/ч (на максимальных оборотах).
Муфта сцеплениякулачковая, встроенная в редуктор
Редукторконический, реверсивный
Управлениедистанционное, румпель;
Топливный бакотдельный, 22 л.
Гребные винтыскоростной для спарки (шаг 320 мм), грузовой (шаг 240 мм), скоростной (шаг 282 мм), стандартный (шаг 300 мм);
Система запускаручной стартер, электростартер;
Масса45,8 — 49 кг

«Казанка-6» с мотором «Вихрь-30»
У этого термина существуют и другие значения, см. Вихрь 30.

Лодочный мотор «Вихрь-30Р»
Годы выпуска1972 — 2010-е
Страна выпускаСССР/Россия
ЗаводыКМПО им. Фрунзе (г. Самара), Завод им. Свердлова (ныне ОАО ПМЗ) г.Пермь.
Серийностькрупносерийное
Тип двигателяДвухтактный карбюраторный
Мощность двигателя30
Часовой расход топлива11,5 л/ч (на максимальных оборотах);
Муфта сцеплениякулачковая, встроенная в редуктор
Редукторконический, реверсивный;
Управлениедистанционное, румпель;
Топливный бакотдельный, 22 л;
Гребные винтыштатный (шаг 300мм), скоростной (шаг 282 мм), скоростной для спарки (шаг 320 мм), грузовой (шаг 240 мм);
Система запускаручной стартер;
Масса45,8
Читайте также:  Удилища (телескопы)

— марка подвесных лодочных моторов производства Куйбышевского моторостроительного производственного объединения им. Фрунзе (г. Самара) с 1966 года по 2010 год и являвшийся в указанный период самым популярным лодочным мотором в СССР и на постсоветском пространстве.

Конструктивные особенности

Серийно выпускались три модели: «Вихрь», мощностью 20 л.с., «Вихрь-М», мощностью 25 л. с. и «Вихрь-30», мощностью 30 л. с. Были изготовлены экспериментальные образцы моторов мощностью 40, 45 и 60 л. с.

Лодочные моторы «Вихрь» построены по классической схеме с вертикальным расположением узлов.

Двигатель — двухтактный двухцилиндровый карбюраторный двигатель. У мотора «Вихрь» продувка дефлекторная, у мотора «Вихрь-М» — трёхканальная возвратно-петлевая продувка, и у мотора «Вихрь-30» — трёхканальная возвратно-петлевая продувка. «Вихрь-М» («Вихрь-25») и «Вихрь-30» отличаются незначительно, в основном формой глушителя и устройством выхлопа в дейдвуде, у «Вихрь-30» настроенный выхлоп. Впуск свежей смеси в картер — через золотниковое устройство с текстолитовыми «шайбами».

Рабочий объём мотора «Вихрь» составляет 423 см3, «Вихрь-М» = 423 см3, «Вихрь-30» = 488 см3.

Топливо — смесь бензина А-76 с автолом или маслом для двухтактных двигателей.

Зажигание рабочей смеси осуществляется от магнето МГ-101 на Вихрь

и МВ-1 на
Вихрь-25/30
с маховиком, на ранних моделях — с контактным прерывателем, с начала 80-х годов — бесконтактное.

Охлаждение двигателя — принудительное, забортной водой. Для этого в конструкции мотора предусмотрен насос-дозатор (помпа).

Запуск двигателя осуществляется ручным стартером. Модель «Вихрь-30» может комплектоваться и электростартером. Предусмотрен также «аварийный» запуск при помощи стартового шнура.

Дейдвудная труба мотора (промежуточный корпус) связывает двигатель и редуктор. С помощью подвески с упругими элементами и струбциной мотор закрепляется на транце лодки.

Редуктор моторов «Вихрь» конический одноступенчатый реверсивный с возможностью включения свободного хода.

Гребной винт трёхлопастной. Передача вращения от выходного вала редуктора к винту — через демпфер и срезную шпонку, которые являются самым слабым звеном в силовой передаче от двигателя к редуктору. При ударе винта о подводное препятствие шпонка срезается и предохраняет детали мотора от поломки. Для продолжения движения шпонку необходимо заменить.

Управление мотором осуществляется с помощью румпеля и дистанционно.

Моторы имеют отдельный бензобак, стандартной ёмкостью 22 литра, который можно размещать в любом месте лодки.

Двигатель закрывается кожухом.

Мотор имеет генератор переменного тока (напряжение 12 В, мощность 30 Вт) для питания ходовых огней лодки и заряда аккумуляторов.

Потребительские характеристики

Подвесные лодочные моторы «Вихрь» — самые массовые в СССР. Нашли применение на туристических, хозяйственных, прогулочных, патрульных и спасательных лодках — там, где требуется достижение высокой скорости движения.

Достоинства

  • достаточно высокую мощность;
  • невысокую цену мотора: в 1970-х годах «Вихрь» стоил 400 рублей, был дешевле «Нептуна», который стоил 460 рублей, и существенно дешевле импортных моторов аналогичного класса и мощности, которые в тот период стоили около 700—800 долларов США.
  • доступность запасных частей, так как их выпускал не только завод-изготовитель мотора, но и множество других заводов, кооперативов (в 1980-х годах), а позже — различные фирмы в России и Китае. По этому показателю «Вихрь» существенно превосходил все остальные советские моторы. Кроме того «Вихрь» среди моторов аналогичного класса имеет общую невысокую численность деталей, подверженных износу и поломкам.
  • хорошую ремонтопригодность — практически любую неполадку можно устранить (при наличии минимального набора запчастей и инструмента) даже в путевых условиях;

Благодаря указанным достоинствам «Вихрь» получил большую популярность в СССР, а в труднодоступных местах остается популярным и в конце 2010-х годов.

Недостатки

Недостатков у моторов «Вихрь» было значительно больше и многие из них не были устранены заводом вплоть до окончания выпуска моторов:

  • слишком большое гидродинамическое сопротивление подводной части, особенно у ранних моторов;
  • довольно высокая шумность (владельцы моторов снижали шумность обшивкой кожуха поролоном с внутренней стороны);
  • неудачное расположение выхлопного патрубка, приводящее к возникновению гидродинамического момента, стремящегося развернуть мотор и создающего статическое усилие на румпеле (6 кг).
  • отсутствие термостата в системе охлаждения, что не позволяет поддерживать оптимальный тепловой режим двигателя в весенний и осенний периоды;
  • нестандартное крепление гребного винта и как следствие — невозможность использования винтов, выпускаемых зарубежными производителями;
  • низкий КПД гребного винта, редуктора (владельцы моторов выполняли полировку винта и корпуса редуктора, что повышало КПД);
  • неоптимальные для большинства лодок параметры штатного гребного винта;
  • в редукторе используются подшипники скольжения, имеющие ограниченный срок службы и уплотнительные манжеты невысокого качества;
  • неудобный механизм реверса, не позволяющий фиксировать муфту сцепления в положении свободного хода, что приводило к авариям или падением человека, запускающего мотор, за борт;
  • невысокая надёжность золотникового устройства;
  • на ранней модели «Вихрь» — тяжёлый тепловой режим верхнего цилиндра;
  • ненадёжное магнето, как контактное, так и электронное;
  • затрудненная регулировка карбюратора.
  • на моторе «Вихрь-30» каналы системы охлаждения имели недостаточное сечение, как следствие, при изношенной помпе мотор периодически перегревается.

Любительские доработки

Владельцы моторов часто модернизировали их с целью устранения недостатков или повышения эксплуатационных качеств. В этом плане конструкция мотора предоставляла большие возможности. Помогали владельцам многочисленные публикации в журнале «Катера и яхты», а также книга «Вихрь без секретов», написанная главным конструктором. Некоторые доработки мотора были возможны только в заводских условиях.[1]

Поскольку прототипом мотора «Вихрь» были немецкие моторы Кёниг, которые хорошо зарекомендовали себя в водномоторном спорте конструкция советского мотора также допускала значительную форсировку, чем пользовались как спортсмены, так и водномоторники-любители. Первые, обычно, получали мощность 45-50 л. с. при 8000-8500 об/мин, правда за счёт катастрофического сокращения ресурса (до 30—60 минут). Вторые стремились к компромиссу между мощностью и надежностью и форсировали 20 сильный «Вихрь» примерно до 22-24 л.с., а 30 сильный — до 33-35 л.с. без повышения частоты вращения только за счет совершенствования процесса продувки и тонкой настройки карбюратора и применения самодельных более совершенных систем электронного зажигания. Популярны были и доработки мотора для повышения надежности.

Карбюратор моторов «Вихрь».

При такте «впуск» за счет разрежения, создающеюся в цилиндре двигателя, воздух проходит через диффузор 10 (в карбюраторе «Вихря» отверстие диффузора прикрыто защитной решеткой), в самой узкой части которого установлен распылитель — калиброванная трубка 8.

Топливо поступает в распылитель через главный топливный жиклер 9. Эта деталь имеет тщательно подбираемое на заводе калиброванное отверстие, через которое производится точное дозирование топлива.

У верхнего конца распылителя имеются четыре выходных отверстия. Эти отверстия расположены несколько выше уровня топлива в поплавковой камере для избежания его вытекания при крене и качке лодки. Благодаря сужению поперечного сечения диффузора скорость прохождения через него воздуха в месте установки распылителя увеличивается, а давление в потоке понижается.

Под действием разрежения топливо начинает фонтанировать через отверстия распылителя. С повышением частоты вращения двигателя увеличивается и скорость воздуха, проходящего через диффузор, соответственно больше понижается давление и большее количество топлива поступает через распылитель.

Попадая в воздушный поток, движущийся с большой скоростью, капли бензина размельчаются и начинается его испарение. В смесительной камере 11, расположенной во вновь расширяющейся части воздушного тракта, происходит интенсивное смешивание топлива с воздухом, образуется горючая смесь. При дальнейшем движении смеси наиболее интенсивное перемешивание и испарение ее происходит в кривошипной камере картера и заканчивается в цилиндрах двигателя во время такта впуска.

Диаметр главного жиклера 9 подобран таким образом, чтобы бензин и воздух смешивались в строго определенной пропорции. Проходящее через диффузор количество воздуха регулируется дроссельной заслонкой 5, расположенной в смесительной камере.

Одновременно заслонка регулирует и количество топливной смеси, подаваемой в цилиндры двигателя, являясь основным регулирующим органом карбюратора и частоты вращения двигателя. Больше открыта заслонка — больше смеси попадает в двигатель, его обороты выше — расход топлива больше и наоборот.

Так работает главное дозирующее устройство, которое обеспечивает необходимый состав топливной (горючей) смеси и наиболее экономичные режимы при средних и максимальных нагрузках двигателя. При различных режимах требуется различный состав топливовоздушной смеси. Поэтому в карбюраторе имеются дополнительные системы: запуска двигателя, холостого хода и система запуска при пониженной температуре.

При запуске дроссельная заслонка почти полностью прикрыта, и скоростной поток в диффузоре практически отсутствует. Для обеспечения питания двигателя на этом режиме распылители 12 выведены не в диффузор, а за кромку почти прикрытой дроссельной заслонки, где имеется достаточное разрежение при прокручивании двигателя за стартер.

Система холостого хода состоит из топливного 13 и воздушного 14 жиклеров, которые позволяют получить в каналах системы обогащенную топливовоздушную смесь. По отверстиям распылителей холостого хода 12 эта смесь засасывается в смесительную камеру карбюратора, ее количество регулируется винтом качества смеси 15, а устойчивые минимальные обороты ограничиваются винтом на рычаге дроссельной заслонки 16.

Два отверстия распылителей 12, выходящие в смесительную камеру, обеспечивают плавный переход питания двигателя от системы малых оборотов и холостого хода на работу главного дозирующего устройства по мере открытия дроссельной заслонки.

Запуск двигателя при пониженной окружающей температуре требует еще более богатой смеси и осуществляется при помощи специальной системы. Она состоит из топливного жиклера 17, отверстия забора воздуха 18 и клапана 19. В каналах системы образуется смесь, которая при открытии клапана 19 и закрытой дроссельной заслонке через отверстие 22 всасывается на вход в кривошипную камеру двигателя.

Проверка и регулировка карбюратора

Если во время проверки мотора перед сезоном обнаружен плохой запуск, не спешите начинать регулировку карбюратора, как это делают начинающие любители. Чтобы правильно определить причину плохого запуска, выверните запальные свечи и осмотрите их. Если свечи мокрые (сырые), то причина плохого запуска в системе зажигания. Если сухие, следует осмотреть карбюратор и, прежде всего, его систему холостого хода.

Для регулировки системы холостого хода перед запуском мотора нужно вывернуть на 3- 5 мм винт 16 на рычаге дроссельной заслонки, затем запустить мотор и рукояткой румпеля установить минимальноустойчивые обороты двигателя.

Затем следует ввернуть до упора в корпус винт 16, не допуская при этом повышения оборотов. Это зафиксирует положение дроссельной заслонки. После этого рукоятку румпеля вращают против часовой стрелки до упора (положение «стоп»); двигатель при этом не должен глохнуть.

Затем плавно ввертывая и вывертывая винт качества 15 холостого хода, нужно определить «на слух» максимальные обороты на этом режиме. После этого винтом 16 опять необходимо добиться фиксации положения минимальноустойчивых оборотов.

Если во время этой повторной регулировки двигатель заглохнет, его нужно запустить и немного увеличить минимальные обороты путем ввертывания винта 16.

По окончании регулировки винт качества 15 нужно вывернуть на половину или четверть оборота. Благодаря этому топливная смесь будет несколько более богатой, а работа двигателя на холостом ходу вполне устойчивой.

Карбюратор «Вихря» может регулироваться любителями только для режима холостого хода, так как остальные режимы обеспечиваются специально подобранными и проверенными на заводе жиклерами.

При многолетней эксплуатации по мере выработки рычага 6 требуется регулировка уровня топлива в поплавковой камере. Но эту операцию может выполнять только опытный любитель, осторожно подгибая рычаг 6.

Обслуживание карбюратора.

Содержание карбюратора в хорошем техническом состоянии обеспечивает легкий запуск двигателя, его безотказную работу с минимальным расходом топлива, равномерность работы и получение максимальной мощности.

Перед началом сезона карбюратор рекомендуется осмотреть. Проверить затяжку всех резьбовых соединений и крепления карбюратора к картеру. Сняв крышку поплавковой камеры, ее нужно протереть чистой салфеткой от осадка и грязи. Эту операцию рекомендуется повторять в течение сезона дватри раза.

При снятой крышке следует убедиться в герметичности запорного игольчатого клапана и поплавка. Герметичность клапана проверяется путем легкого вдувания воздуха через входной штуцер при закрытом рычагом 6, клапане 7 Если клапан не «держит» воздух, его лучше заменить или притереть иглу с помощью мелкого сухого мела или зубного порошка.

При нарушении герметичности поплавка его лучше заменить, а если нет запасного, то, найдя поврежденное место, запаять его очень тонким слоем олова; важно, чтобы вес поплавка не увеличился, так как это влияет на работоспособность клапана.

Нарушение герметичности клапана и поплавка приводит к переливанию топлива, переобогащению смеси и плохому запуску. Двигатель не развивает максимальных оборотов даже на холостом ходу при полностью открытой дроссельной заслонке.

Далее нужно поочередно, чтобы не спутать, вывернуть все жиклеры, и продуть их. Имеющиеся калиброванные отверстия можно прочистить только остро отточенной спичкой.

Жиклеры изготавливаются из мягких антикоррозийных материалов, их отверстия ни в коем случае нельзя прочищать металлическими предметами, так как это нарушит правильную работу жиклера (увеличит производительность, изменит направление струи и т. д.).

Засорение жиклеров, а также уменьшение уровня в поплавковой камере ведет к работе двигателя на обедненной топливной смеси, его перегреву, потере мощности и другим неприятным факторам.

Работу двигателя на бедной топливной смеси обнаружить весьма просто: нужно на номинальных или максимальных оборотах включить «подсос» 23 (систему холодного запуска). Если при этом обороты двигателя возрастут — значит смесь бедная*.

При эксплуатации моторов «Вихрь» следует иметь в виду, что если холодный двигатель запускается без «подсоса», значит карбюратор дает богатую смесь.

В этом случае двигатель плохо запускается в горячем состоянии, поскольку в смеси явный избыток топлива, который мгновенно испаряется, и смесь получается переобогащенной. Поэтому, если при запуске холодного двигателя включать «подсос» не приходится, то на горячем двигателе его включать нельзя.

* Бедная смесь — это смесь с малым относительным содержанием топлива; богатая (обогащенная) — это смесь с повышенным против оптимального количеством топлива на единицу объема воздуха.

Оцените статью
Добавить комментарий