Форель: как правильно почистить от чешуи, выпотрошить и разделать

Как чистить форель



Как чистить форель , зависит от того, что вы планируете дальше с ней делать. Если вы планируете запекать форель целиком или готовить из нее стейки, то ее достаточно очистить от чешуи и внутренностей. Если же вы собираетесь делать, например, суши, то форель нужно также отчистить от кожи и костей.

Итак, рассмотрим, как правильно чистить форель поэтапно для того, чтобы получить чистое филе без костей и кожи. Учитывая способ приготовления, выберите те или иные этапы чистки форели.

Прежде всего стоит отметить, что в рыбе, как и в мясе, могут присутствовать паразиты, поэтому для ее чистки стоит использовать отдельную разделочную доску и нож.

Дома лучше иметь как минимум два ножа и две доски. Один комплект для разделывания мяса и рыбы, а другой для всего остального.

Для начала промываем рыбу в холодной проточной воде. Если рыба скользкая, то немного посыпьте ее солью, чтобы она не выскальзывала из рук при чистке.

Чистим форель от чешуи

Чистить чешую с рыбы стоит лишь в том случае, если вы планируете готовить рыбу в коже. Если же вы будете снимать с форели кожу, то удалять чешую не нужно. Она будет удалена позже вместе с кожей.

Готовить рыбу, не счистив с нее чешую, не стоит, так как чешуя содержит в себе хитин, который является аллергеном. Особенно не стоит пренебрегать чисткой рыбы от чешуи, если блюда из нее будут есть беременные, дети или люди, склонные к аллергии.

Отметим, что со свежей рыбы чешую счистить легче, чем с размороженной. Поэтому заняться чисткой чешуи стоит сразу после того, как вы принесли рыбу домой.

Чтобы чешуя не разлеталась по всей кухне, рыбу стоит чистить, погрузив ее полностью в прохладную воду, и не вынимая из воды. Возможно, во время чистки придется менять воду, но это лучше, чем отмывать потом кухню.

Для чистки чешуи удобнее всего использовать короткий нож с зазубринами. Чешую можно чистить как по росту, так и против роста.

После чистки чешуи рыбу нужно промыть в проточной воде.

Потрошим рыбу

Для того, чтобы очистить рыбу от внутренностей, сделайте надрез от анального отверстия к грудным плавникам. Для удобства можно использовать вместо ножа ножницы. Если вам повезет, и в рыбе окажется икра, то рекомендуем прочитать о том, как солить икру форели.

После того, как внутренности удалены, острым ножом сделайте надрезы сбоку жаберных пластин и под челюстью, чтобы можно было приоткрыть жаберные пластинки и удалить их.

Т.е. не отрезайте голову полностью, а лишь сделайте надрез снизу. Затем удалите все плавники и очистите внутреннюю часть тушки от всех пленочек и крови.

Старайтесь тщательно избавиться от крови, так как ее присутствие в блюде может сделать его горьковатым на вкус.

Снимаем кожу с рыбы и удаляем кости

Если рыба небольшого размера, то снять кожу с нее можно по принципу чулка. Возьмите рыбу одной рукой за тушку, другой за голову и потяните голову назад, чтобы переломить хребет. Затем снимайте кожу чулком. Вымойте рыбу в проточной прохладной воде и удалите остатки кожи.

Если рыба большая (больше 200 грамм), то сначала отделяем голову и хвост. Затем режем рыбу вдоль по хребту до хвоста. Таким образом мы получили две половинки рыбы, каждую из которых нужно положить кожей на разделочную доску и, слегка приподнимая, срезать кожу. Затем срезать хребет и удалить все кости руками или пинцетом.

На этом все! Мы получили совершенно чистое филе форели без костей и кожи.

Если вы будете замораживать рыбу, то перед тем как отправить ее в морозильную камеру, надо вытереть рыбу насухо.

Как разделать форель и почистить

Форель — это рыба из семейства лососевых, которая отличается приятным вкусом и содержит большое количество полезных для организма человека веществ. Чтобы сохранить их, необходимо знать, как почистить и правильно разделать этого представителя водной фауны.

Полезные свойства форели

Перед тем как разделать форель и подготовить ее для дальнейшего приготовления, необходимо изучить все полезные свойства этой рыбы. Благодаря им можно избавиться от различных заболеваний и предотвратить их повторное появление. Форель содержит большое количество полезных веществ (ретинол, тиамин, рибофлавин, цианокобаламин, пиридоксин, аскорбиновая и фолиевая кислоты), которые благотворно влияют на различные системы организма.

Полезные свойства рыбы:

  • очищает сосуды;
  • борется с болезнью Альцгеймера;
  • оказывает положительное влияние на работу головного мозга;
  • ускоряет процесс усвоения глюкозы;
  • нормализует обмен веществ;
  • снижает уровень холестерина;
  • избавляет от депрессии и тревожности;
  • оказывает положительное воздействие на центральную нервную систему.
  • снижает риск появления сердечно-сосудистых заболеваний;
  • уменьшает риск развития сахарного диабета.

Как почистить рыбу от чешуи?

Чтобы почистить форель от чешуи, необходимо выполнить несколько подготовительных действий. Они помогут упростить работу и выполнить ее за максимально короткий промежуток времени.

Чистка рыбы от чешуи выполняется с помощью следующих предметов:

  • специальный нож для рыбы (с зазубринами) или металлическая щетка для мытья посуды;
  • разделочная доска;
  • бумажные полотенца;
  • резиновые перчатки.

В большинстве случаев хозяйки выполняют всю грязную работу в перчатках. Это помогает защитить кожу рук от негативного воздействия различных факторов.

  1. Рыбу тщательно моют холодной водой. Делают это для того, чтобы избавиться от слизи, которой покрыта форель.
  2. После этого берут бумажные полотенца и с их помощью избавляются от оставшейся влаги.
  3. Рыбу со всех сторон посыпают солью. Эта небольшая хитрость поможет избежать выскальзывания форели из рук.
  4. Счищать чешуйки острым ножом или металлической щеткой начинают с хвоста, постепенно перемещаясь к голове. Эту работу нужно делать максимально аккуратно, так как при малейшей ошибке можно повредить нежную кожу водного обитателя.
  5. Затем форель переворачивают брюшком вверх и повторяют все те же действия, что и для боковых частей тушки.
  6. В самом конце рыбу промывают водой и пальцами проверяют наличие пропущенных чешуек.

Процесс разделывания форели

Разделка рыбы для засолки, жарки или приготовления супа также нужно проводить по общепринятым правилам. В противном случае можно испортить внешний вид форели или ухудшить ее вкусовые качества.

Разделка на филе для засолки и жарки

Чтобы разделать форель для засолки или жарки, необходимо из тушки получить филе. Для этого нужно знать, как отделить хребет и все остальные кости, а также учитывать важные нюансы процесса. Сделать все это не так просто, поэтому лучше потренироваться на более дешевой рыбе.

Работы выполняют следующим образом:

  1. Первым делом следует выпотрошить форель. Для этого делают продольный разрез на брюшке и аккуратно вынимают все внутренности.
  2. Тушку кладут на разделочную доску спинкой вверх.
  3. С помощью специального ножа выполняют разрез от основания головы до хвоста.
  4. Затем делают поперечный надрез, стараясь максимально приблизиться к хребту рыбы.
  5. После этого переворачивают тушку и выполняют аналогичные действия.
  6. С 2 больших филейных кусков срезают реберные кости.
  7. На следующем этапе работы удаляют спинные и брюшные плавники.
  8. С помощью пинцета вынимают все мелкие кости.
  9. В самом конце рыбу кладут на разделочную доску и отделяют кожицу. Делают это тонким и максимально острым ножом.

Процесс отделения икры

Иногда внутри купленной или пойманной форели можно найти икру. Чтобы превратить ее в деликатес для бутербродов, необходимо выполнить несколько простых действий. Среди них должны быть такие:

  1. Наливают в глубокую емкость воду, температура которой составляет около +70°C.
  2. В жидкость добавляют 2 ч. л. соли.
  3. В получившийся раствор кладут икру.
  4. Затем берут вилку и начинают тщательно разминать содержимое миски. В результате этих действий часть пленки, которая удерживает икринки вместе, разорвется и ее будет просто удалить.
  5. После этого меняют вилку на венчик и продолжают все те же действия.
  6. Отделившиеся икринки осядут на дне соленой воды.
  7. Жидкость фильтруют через мелкое сито или дуршлаг.
  8. Оставшуюся икру перекладывают в стеклянную банку и ставят на хранение в холодильник.

Второй способ отделить икру от пленки еще более простой, чем первый. Для его проведения нужно будет использовать обыкновенную терку, которая найдется у любой хозяйки.

Правильная последовательность действий:

  1. Берут мешочек с икрой и трут его на самой крупной терке. При этом запрещается прикладывать силу, так как это может повредить ценный продукт.
  2. Большая часть пленки останется на терке, а в подставленную емкость попадут отделенные икринки.
  3. Их несколько раз промывают теплой водой.
  4. После этого дорогостоящий деликатес перекладывают в банку и ставят в холодильник.

Разделка целой рыбы для ухи и на стейки

Уха считается одним из самых популярных рыбных блюд. Для ее приготовления используют не филейные кусочки, а хребет, голову и хвост. Благодаря им получается хороший навар и приятный рыбный аромат. Перед тем как готовить уху, необходимо правильно разделать форель. Делают это так:

  1. Заранее вымытую тушку очищают от чешуи.
  2. После этого удаляют внутренности и вырезают жабры.
  3. Затем отрезают голову и хвост, которые сразу же кладут в кастрюлю.
  4. Туда же помещают плавники и хребет, отделенный от филе.

Все остальные части тушки добавляются в блюдо по желанию кулинара.

Из форели можно приготовить не только уху, но и стейки. Их можно запечь в духовке, пожарить на сковороде или гриле. Добиться хорошего вкуса помогут ароматные специи и правильная нарезка форели.

  1. Вымытую от слизи форель кладут на разделочную доску.
  2. С помощью специального ножа отрезают голову и хвост.
  3. Оставшуюся часть тушки режут кусочками шириной не менее 2,5 см. При этом кости лучше оставить, так как они не только сохранят форму стейка, но и сделают его более вкусным.

Как чистить замороженную рыбу?

Работать с замороженной рыбой намного проще, чем со свежей. Из-за этого многие хозяйки предпочитают класть в морозильную камеру только что купленную форель и приступать к ее чистке только спустя несколько часов.

Процесс подготовки замороженной рыбы:

  1. Форель вынимают из морозильной камеры и кладут в большую емкость, заполненную холодной водой. Важно помнить, что не рекомендуется размораживать рыбу или мясо в теплой или горячей воде.
  2. Примерно через 15 минут начинают чистку тушки. Для того чтобы она не скользила по разделочной доске, ее натирают крупной солью.
  3. На начальном этапе удаляют чешую. Из-за того, что она скована кристаллами льда, работа выполняется максимально просто.
  4. После этого разделывают форель одним из способов (зависит от блюда, которое будут готовить из рыбы).

Хранение рыбы

Для того чтобы избежать ежедневной чистки, потрошения и разделки форели, необходимо сразу обработать всю купленную или пойманную рыбу. Неиспользованные кусочки можно заморозить и хранить в холоде несколько дней. Чтобы за это время форель не испортилась, нужно придерживаться следующих правил:

  1. Быстро охладить почищенную и выпотрошенную рыбу можно с помощью колотого льда. Однако для длительного хранения лучше поместить тушки в морозильную камеру.
  2. Увеличить срок годности форели можно при помощи растительного масла. Им следует натереть тушку и убрать ее в холод. Перед приготовлением обязательно нужно будет смыть защитный слой с поверхности продукта.
  3. Если на рыбе появился желтоватый налет, то это свидетельствует о начале процесса гниения. Поврежденное микроорганизмами мясо следует срезать и утилизировать, а оставшуюся часть — употребить в течение 24 часов.
  4. Перед тем как класть форель в морозильную камеру, необходимо протереть ее бумажными полотенцами. Это уберет лишнюю влагу, которая сократит срок годности продукта.
  5. Не рекомендуется хранить тушки или кусочки филе в открытом виде. Лучше всего завернуть их в пергаментную бумагу, которая убережет рыбу от попадания влаги и сохранит все полезные для организма человека вещества.
  6. Перед длительным хранением (более недели) в морозильной камере необходимо обработать рыбу солевым раствором. Готовят его из 1 л воды и 3 ст. л. соли. Благодаря этому удастся замедлить процесс размножения вредоносных микроорганизмов, которые способны привести к гниению рыбы.
  7. Важно хранить форель далеко от молока, колбасы и любых копченостей. В противном случае срок годности рыбы сократится в несколько раз.

Форель является одной из самых полезных и вкусных рыб. Чтобы насладиться ею и сохранить максимальное количество витаминов, необходимо уметь чистить и разделывать тушку. При точном выполнении всех действий сделать эту работу сможет даже начинающая хозяйка.

Читайте также:

Диетическое мясо моллюсков часто используется в кулинарии для приготовления изысканных закусок, салатов, первых и вторых…

Знание секрета, как чистить куриные желудки, облегчит работу тем, кто держит собственную домашнюю птицу. Неприятная…

Основной вопрос, возникающий у тех, кто впервые покупает стерлядь, – как чистить дорогую рыбу, чтобы…

Способы почистить рыбу от чешуи

Многие продавцы рыбных магазинов предлагают почистить рыбу от чешуи за небольшую плату или в качестве бонуса за покупку. Этот способ нравится нашим хозяйкам, ведь быстро и аккуратно обработать скользкую рыбину, которая так и норовит вырваться из рук, удается не многим. К тому же вслед за этим следует еще один неприятный процесс: почистить от чешуи окружающее пространство: стол, раковину, одежду, детей и т. д.

Навык избавлять рыбу от ее «панциря» полезен и в тех случаях, когда муж порадует вас хорошим уловом. Быстро почистить полсотни карасиков или окуньков – это, конечно, не подвиг, но что-то героическое в этом есть. Особого искусства в этом деле достигли повара кошерных ресторанов, ведь только рыба с чешуей считается в иудаизме «правильной». Сегодня профессионалы с удовольствием делятся поварскими секретами с читательницами нашего блога.

Очистка рыбы: правила безопасности

Рыба – существо коварное, она может испортить ваш шикарный маникюр и даже поранить острым плавником. Поэтому приступать к работе с ней нужно во всеоружии. Для этого нам понадобится:

  • разделочная доска;
  • рыбочистка или нож;
  • полиэтиленовый пакет или глубокий таз;
  • кулинарные ножницы.

Подготовительный этап

Самое главное – не забыть надеть одноразовые перчатки. Перед любой обработкой необходимо тщательно промыть тушки проточной водой. Потрошение должно производиться одновременно с чисткой, а лучше предшествовать ей. После этого почистить рыбу от чешуи будет гораздо легче.

Разделочную доску для потрошения лучше застелить чистой бумагой или пищевой пленкой. Это позволит предотвратить ее пропитывание рыбным запахом. Интересно, что настоящие повара всегда оперируют различными досками для разделывания рыбы, мяса, овощей.

В первую очередь, отрезаем ножницами острые плавники, чтобы работа была безопасной. Если предполагается варка ухи, их вместе с потрошеной головой можно отправить в общий котел для навара.

Сделайте глубокий надрез вдоль всего брюшка, стараясь не проколоть желчный пузырь. Удалите внутренности, соскоблите черную пленку внутри брюшка. Если желчь все-таки вытекла, быстро сполосните это место подсоленной водой, чтобы рыба не стала горькой. Из головы удалите глаза и жабры. Еще раз тщательно промойте тушку под струей воды.

Необходимый инвентарь

Обыкновенный кухонный нож, безусловно, справится с задачей избавления рыбьей туши от чешуи, но прогресс человечества и тут постарался облегчить участь современных поваров.

На рынке представлено великое множество рыбочисток: от банальных пластмассовых и металлических скребков до модернизированных электрических вариантов. Наиболее удобен в работе экономичный вариант с контейнером для сбора чешуи. Такое устройство предотвращает разлетание чешуек по квартире. Как правило, оно снабжено острым ножичком для вспарывания брюшка.

Читайте также:  Рыбалка в Сургуте

Иногда в комплект входит доска с прижимом для хвоста. Вооружившись такими хитрыми девайсами, легко почистить рыбу сможет даже ребенок.

Но если специального инструментария на вашей кухне нет, подойдет и традиционный нож. Некоторые хозяйки предпочитаются острому предмету менее опасную кухонную утварь: ложку, вилку и т. д.

Как аккуратно почистить рыбу от чешуи: алгоритм действий

Итак, переходим к основному этапу. Предотвратить нежелательное разлетание чешуи можно двумя простыми способами:

  1. Положить рыбу в плотный полиэтиленовый пакет и все действия совершать под его защитой. По отзывам на форумах, надо сказать, что для такого «пакетного» очищения требуется изрядная ловкость рук и сноровка.
  2. Второй способ заключается в том, что рыбу нужно вернуть в естественную для нее среду обитания, то есть полностью погрузить в воду. Для этого можно использовать глубокий таз или раковину, предварительно заткнув отверстие слива пробкой.

Техника очищения одинакова в обоих способах. Нужно прочно удерживать рыбу за хвост одной рукой так, чтобы голова была повернута от вас. Второй рукой резкими быстрыми движениями чистить тушку в направлении, противоположному росту чешуи. В завершение еще раз промыть очищенную тушку.

Чистка мелкочешуйных пород

Особое слово стоит сказать об очищении таких сортов, как судак, линь, окунь, ставрида и подобные. Как известно, у них чешуйки прилегают особенно плотно к коже. Чтобы соскрести их нужно приложить большее усилие и потратить немало времени.

Секрет быстрой очистки такой рыбы чрезвычайно прост. Ее надо предварительно ошпарить крутым кипятком. После этого чешуйки «встанут дыбом», и останется лишь провести по ним рукой от хвоста к голове. Очистите таким образом сначала бока, а затем брюшко. Чешуя легко отстанет от кожи, полностью сохраняя ее целостность. Это немаловажно, ведь в зажаренном виде шкурка неимоверно вкусна.

Рекомендации от опытных хозяек

В заключение несколько полезных советов от профессионалов:

  • Легче всего почистить свежепойманную рыбу, поэтому истинные рыбаки предпочитают делать это непосредственно после улова.
  • Чистка ускорится, если подержать некоторое время рыбу в холодной воде, подкисленной уксусом.
  • Если на руках нет ранок, натрите их солью перед чисткой рыбы, тогда она не будет выскальзывать в самый неподходящий момент.
  • Если вам достался экземпляр с засохшей чешуей, предварительно смочите его водой.

Надеемся, что теперь вы не сможете отказать себе в удовольствии полакомиться полезными рыбными деликатесами по причине неприятного процесса скобления чешуи. Проходя мимо рыбного ряда, смело выбирайте понравившиеся экземпляры, невзирая на обилие чешуйчатого покрытия.

Лодки-плоскодонки

Устройство

Состоит такое плавсредство:

  • из двух бортов (правого и левого) высотой до 60–70 см;
  • плоского днища, усиленного продольными или поперечными ребрами жесткости (ламелями);
  • прямоугольной кормы (транца).

Для перевозки людей и управления лодкой между ее бортами крепят 2–3 скамейки (банки). Различные рыболовные принадлежности хранят в установленном на корме ящике с закрывающейся крышкой. В зависимости от того, какое количество людей планируется перевозить на лодке. Ее длина варьируется от 2 до 4 метров при ширине 1,0–1,2 метра.

Большинство современных моделей имеют заострённую или зауженную форму носовой части, благодаря чему такая лодка приобретает лучшую маневренность и скорость передвижения (особенно против течения), имеет меньшую парусность при сильном встречном ветре.

Передвигаться на плоскодонке можно как при помощи весел, так и на навесных винтовых или водометных двигателях, устанавливаемых на корму.

Что нам нужно

Набор инструментов

Приступая к работе, нам следует позаботиться о наличии всех необходимых инструментов.

В принципе, набор потребуется простой:

Выпиливать заготовки удобнее всего дисковой пилой

  • пила по дереву (дисковая или сабельная);
  • электролобзик с набором полотен;
  • шлифовальная машинка с насадками для обработки фанеры;
  • дрель и сверла разного диаметра;
  • шуруповерт;
  • струбцины для фиксации склеиваемых деталей;

Вместо струбцин в некоторых случаях подойдут зажимы для бумаги

  • ручной инструмент – молотки, пассатижи, стамески и т.д.
  • измерительный инструмент – рулетка и уровень.

Работы лучше выполнять в свободном гараже или мастерской. В принципе, детали можно собирать и на полу, но работать будет куда удобнее, если мы из бруса и толстых досок сконструируем специальные козлы, на которых и будут размещаться все элементы нашей будущей лодки.

Подбор материалов

Проекты лодок из фанеры, в изобилии представленные в интернете, предполагают использование самых разных материалов. Мы рассмотрим одну из наиболее простых модификаций, поскольку новичкам лучше отрабатывать методики на несложных образцах.

Заготовки для работы

Для постройки судна нам будут нужны:

Фанера для лодки должна соответствовать ряду требований:

В качестве дополнительного укрепления швов применяются полосы из стеклоткани, пропитанной эпоксидными смолами.

К ним относятся:

Чертежи лодки и перенос их на материал

Прежде чем приступать к закупке материалов, нам будут нужны чертежи лодок из фанеры. Строить схему плоскодонки или туристической байдарки самостоятельно стоит только в том случае, если у вас есть достаточный опыт, и вы четко понимаете, какого размера вам нужна лодка, и какую конструкцию она обязана иметь. Новичку же лучше воспользоваться готовым проектом – благо, найти его в сети не составит труда.

Чертежи лодки из фанеры с крупными схемами устройства основных узлов

Итак, перед тем как из фанеры сделать лодку, поступаем следующим образом:

  1. На основе чертежей делаем шаблоны нужной формы и размера из оберточной бумаги или старых обоев.
  2. Выкройка лодки из фанеры прикладывается к деревянной панели и обводится по контуру.
  3. Точно так же шаблоны используются для разметки досок и брусьев, из которых будет делаться внутренний каркас.

Еще одна схема: плоскодонка с фанерными бортами и дощатым днищем

При переносе размеров на заготовки мы с высокой вероятностью столкнемся с трудностями. Связано это с тем, чтоб стандартный размер фанерного листа (максимум 3000 мм по длине) часто бывает меньше, чем запланированные габариты лодки. В этом случае нам необходимо освоить методику склейки фанеры:

Торцы двух деталей подгоняем друг к другу.

  1. Аккуратно стесываем края на длину, превышающую толщину листа примерно в 7 – 8 раз.
  2. Полученные скосы смазываем столярным или полимерным клеем и надежно зажимаем струбцинами.
  3. После полной полимеризации клея мы получаем достаточно длинный лист с прочным соединением «на ус».

Схема склейки фанерных листов

Процесс изготовления

Сборка каркасной части начинается на верстаке, а заканчивается на полу (земле).

Чтобы не допустить ошибок в процессе сборки конструкции рекомендуется воспользоваться предложенной ниже инструкцией:

Укладываем киль на верстак.

К одной из сторон киля прикрепляем ахтерштевень с транцем. Ко второй стороне подсоединяется форштенвель.

С помощью гвоздей соединяются килевая часть (совместно со шпангоутами) и штевни. Тщательно всё проверяем на наличие перекосов. При наличии таковых необходимо проводить подгонку. Для этого между транцем и штевнем натягивается бечёвка.

Убедившись в полном совпадении осей, производим окончательное крепление.

Тонкая ткань пропитывается краской (достаточно густой) и распределяется между имеющимися соединениями.

После закрепления штевней приступаем к установке шпангоутов. Чтобы обеспечить плотное фиксирование, следует разрез под киль делать немного уже шпангоута (на пару мм).

Посадка проверяется с помощью натянутой верёвки. Должно быть обеспечено точное совпадение с бимсами.

Устанавливать шпангоуты рекомендуется соблюдая угол 90 градусов.
Окончательно скрепляем шпангоуты.

Проделав все операции, задаём угол прогиба. С этой целью могут быть использованы круглые брусья, временно закреплённые к крайним частям киля (с внутренней стороны).

Между брусом и килем вставляем деревянную балку (11 см).

Крепление производится исключительно брусьями, что предотвратит появление перекосов транца.

Переходим к обшивке каркаса. Желательно весь листовой эскиз перенести на уменьшенный размер картона и вырезать.

Чертим изображение для вырезания на фанере (соблюдая листовые размеры).
Примеряем шаблоны.

Выпиливаем с помощью лобзика (мелкие зубчики) все детали. Запас делаем не более 2 мм

Очень важно для стыковки листов дополнительно прибавить 70 мм.

Используя вбитые (между досками) нитки, совмещаем оси элементов. Производим склеивание и дожидаемся его затвердения.

Используя небольшие гвоздики, сбиваем одинаковые части плавсредства.

Тщательно подгоняем между собой рубанком.

Просверливаем отверстия (диаметром 2 мм) отступив от кромок скул 12 мм соблюдая шаг 50 мм, предназначенный для скреп (проволочных)

Именно скрепы станут надёжными соединителями.

Обшивка крепится начиная с носа судна. Фиксировать её следует проволокой из меди сквозь отверстия, которые делаются вдоль дна и бортовой части. Проволока скручивается с внешней стороны на пару оборотов.

Далее производим обшивку транца и днища.

Собранные борта подлежат установке и временно соединяются.

Днище собирается по тому же принципу, что и борта.

Устанавливаем транец и скрепляем его используя шурупы (3 на 18) и клеевую основу, соблюдая при этом расстояние около 0,5 см.

Если бортовые элементы выступают за транец в корму, то можно с помощью рубанка выровнять кромки.

Окончательно закручиваем плоскогубцами скрепки. Обжимаем всё во внутренней области.

Каждая щель и стык плавсредства должны быть проклеены лентами из стеклоткани. Ширина первого слоя должна достигать 28 мм, последующие слоя – около 75 мм. Располагая каждый последующий слой немного сдвигаем его (по разным сторонам).

После затвердевания стеклопластика необходимо удалить выступающие края скреп. Проклеиваем наружную область стекловолокном.

Чтобы увеличить степень жёсткости и повысить срок эксплуатации необходимо провести укрепление днища планками. Для этого на планках просверливаются отверстия под шурупы (шаг составляет 25-28 см). Все заготовки, разложенные по местам фиксируются шурупами, производят наметку фломастером и снимаются. Только после обработки каждой наметки клеевой основой можно прикручивать заготовки на место. После засыхания клея шурупы выкручиваются, а образовавшиеся отверстия забиваются гвоздями, которые вырезаются из дерева.

Сняв вспомогательные приспособления, зашпаклёвываем смесью эпоксидной смолы с опилками все отверстия обшивки.

Наружная часть плавсредства обрабатывается клеем и стеклотканью.

Внутри лодка покрывается горячей олифой.

Судно окрашивается краской на масляной основе.

Изготовление плоскодонки своими руками

Сборка плоскодонки своими руками включает в себя составление чертежей, покупку материалов, подготовку необходимых инструментов, изготовление из доски днища, бортов, кормы, их крепление и обработка конструкции против гниения антисептиками, смолой.

Материалы и инструменты

  • Электролобзик.
  • Рулетка.
  • Угольник.
  • Маркер.
  • Молоток.
  • Шуруповерт.

Из материалов необходимы сухие еловые или сосновые доски толщиной 25–30 мм, бруски сечением 50×50 мм для поперечин, гвозди или оцинкованные саморезы, смола, пакля, водостойкая краска.

Составление чертежа

Для того чтобы построить лодку плоскодонку из досок самостоятельно необходимо прежде всего сделать понятные и наглядные чертежи (проект) ее основных частей: бортов, днища, кормы (транца). На основании чертежей производится расчет потребности в материалах: доске, фанере, брусков для каркаса и ламелей.


Чертеж плоскодонной лодки должен быть наглядным и понятным – ошибка в размерах при изготовлении плавсредства приведет к снижению его герметичности и маневренности.

Изготовление днища

Несколько досок кладут плотно друг к другу, на них маркером очерчивается контур дна согласно размерам чертежа. Из брусков изготавливают 5 поперечин, длина которых равна ширине днища в средней, кормовой и носовой части. Самой длинной поперечиной уложенные доски сшиваются посередине, после чего с помощью лобзика или ручной циркулярки днище вырезают по очерченному контуру, оставляя не выпиленными участки у носовой и кормовой части.


В носовой и кормовой части заготовку днища дополнительно фиксируют досками и капроновым шнуром

Далее такими же поперечинами сшивают плотно доски в области носа и кормы. После этого, днище выпиливается полностью.


Стягивая днище поперечинами, добиваются минимальных зазоров между его досками

Монтаж носовой доски и кормы

После того как днище выпилено к носовой его части при помощи ершённых гвоздей или саморезов под близким к прямому углу крепится брусок – носовая доска. Затем к задней части днища крепится несколько досок, из которых формируется корма (транец).


Близкий к прямому угол крепления носовой доски позволит равномерно распределить воздействующую на нос силу встречного потока воды при движении лодки

Крепление к днищу бортов

Две первые доски правого и левого борта прибиваются сначала к носовой доске, затем выгибаются по контуру днища и стягиваются прочным шнуром у кормы. После этого, они крепятся к торцам днища гвоздями.


При креплении первых досок бортов их лучше фиксировать у кормы прочным капроновым шнуром

Для крепления последующих досок параллельно поперечинам к днищу прибивают переборки.

Чтобы борта «не повело» доски правого и левого борта прибивают к переборкам одновременно, не собирая сначала правый или левый борт полностью.


При длине лодки 3,5–4 метра обязательно наличие не менее 2 переборок, к которым пришивают доски бортов

Обработка днища и бортов

Все щели в днище и между досками бортов конопатят паклей. Для защиты дерева днища от гниения, а также для предотвращения течей дно и борта хорошо промазывают смолой.

Как сделать лодку из досок своими руками

Покупка лодки – дело достаточно затратное. Именно поэтому многие задаются вопросом о том, как сделать самостоятельно свое маленькое и надежное судно. Процесс создания лодки не такой уж сложный, как может показаться на первый взгляд. Тем не менее он достаточно кропотлив и требует большого внимания к деталям.

Первым и самым важным этапом является определение, из чего будет сделано судно. Вариантов не так много, давайте их рассмотрим:

  • Особенности изготовления ↓
  • Определяемся с размерами ↓
  • Необходимые материалы и инструменты ↓
  • Процесс изготовления ↓
  • Тестирование лодки ↓
  • Блиц-советы ↓
  • Ткань на основе резины. Конечный итог – надувная лодка.
  • Пластик.
  • Сталь.
  • Дерево.
  • Фанера.

Каждый из вариантов имеет свои достоинства и недостатки, которые сразу бросаются в глаза. Но сейчас речь пойдет о лодке, сделанной из дерева.

Определившись с материалом можно переходить к следующим стадиям планирования и подготовки.

Особенности изготовления

Особенностей действительно много, поэтому давайте их детально рассмотрим:

  1. Работа с деревом. Первая и главная особенность – умение работать с деревянными конструкциями и с деревом в частности. Нужно понимать, какие доски лучше всего выбрать, как их правильно изгибать, какие нагрузки может выдержать тот или иной материал. Перед началом работы лучше всего подготовится и почитать книги по работе с деревом. Найти их очень легко, они имеются в свободном доступе в сети Интернет.
  2. Выбор материалов для сборки. Помимо древесины необходимо сразу определиться с другими материалами, которые помогут скрепить лодку и защитить её от протекания. Они должны подходить для материала, который был выбран и хорошо с ним взаимодействовать.
  3. Место сборки. Для изготовления обязательно понадобится достаточно много места, а также времени. У профессионалов на изготовление и сборку может уйти от 4 до 10 дней, в зависимости от сложности. Новичку же понадобится в несколько раз больше времени. Именно поэтому важно выбрать сухое и удобное место.
  4. Инструменты. Для облегчения и ускорения процесса понадобится целый ряд инструментов (который рассмотрим позже). Помимо этого желательно иметь дополнительную пару рук на некоторых этапах сборки.

Это основные особенности, которые необходимо знать, но по ходу работы, вполне вероятно, придется столкнуться и с другими.

Читайте также:  Рыбалка в Санкт-Петербурге

Чертеж лодки из досок для самостоятельного изготовления

Определяемся с размерами

Один из важнейших этапов на стадии планирования. От размера зависит вместимость, грузоподъемность и вес. Очень важно соблюдать правильные габариты, чтобы лодка была устойчивой на воде.

Их можно менять на свое усмотрение, но в пределах разумного:

  • Длина всей конструкции. Длина может колебаться от двух до четырех метров. Если судно рассчитано на одного, то длина должна быть 1.8 – 2.5 метров. Два человека – примерно 3 метра. Три человека – 3.5 – 4 метра. Лодка длиной 3 – 4 метра вполне может выдержать до 5-6 человек, вопрос здесь больше в комфорте.
  • Ширина. Тоже один из основных критериев. Средние показатели ширины 1 – 1.5 метров. Чем больше ширина, чем устойчивее чудно. С другой стороны, чем больше ширина, тем меньше маневренность. Необходимо найти золотую середину. Она для каждого разная в зависимости от тела человека, груза, который будет перевозиться, а также длинны всей конструкции.
  • Высота борта. Средняя и рекомендованная высота борта – 50 сантиметров. Опять же сделать её можно как выше, так и ниже, в зависимости от желания.

Именно отталкиваясь от данных габаритов, необходимо будет делать все детали в дальнейшем. На глаз определить эти габариты сложно, поэтому лучше всего сделать чертеж для наглядности.

Переходя к чертежам сразу нужно сказать, что необязательно иметь талант к черчению. В данный момент чертеж можно сделать, не имея подобных навыков онлайн в Интернете. Можно сделать трехмерную модель, которая будет соответствовать всем требованиям и желаниям.

На чертеже помимо основных размеров нужно сразу определиться с размерами других, более мелких, но не менее важных деталей. Лучше всего сделать чертежи и для них отдельно, чтобы в дальнейшем не пришлось их подгонять.

Базовые плоскости, необходимые для построения теоретического чертежа корпуса лодки

Необходимые материалы и инструменты

Разобравшись со всеми теоретическими вопросами, переходим к практике. Сбор всех инструментов и материалов и подготовка их к работе финальная часть подготовки, поэтому к данному процессу необходимо отнестись с особенной внимательностью.

Рассмотрим перечень инструментов и инструментов, которые понадобятся при сборке:

Лучше всего брать древесину, которая как минимум год пролежала в сухом месте на ровной поверхности

Доски, которые послужат основным материалом. Лучше всего выбрать сосну или ель. Она отлично подходит для подобных целей благодаря своим характеристикам. Доски должны быть без трещин и выпадающих сучьев. Многие считают, что доска должна быть вообще без сучков, но это заблуждение. Они никак не повредят лодке, если крепко держаться. Проверить это можно ударив по ним молотком или даже кувалдой. Подобный краш-тест во многих сразу вселяет понимание всей ситуации. Помимо этого лучше всего брать древесину, которая как минимум год пролежала в сухом месте на ровной поверхности.

  • Полиуретановый клей.
  • Гвозди. Понадобятся гвозди разной длины, в большом количестве. Но нужно понимать, что часто их можно будет заменить шурупами.
  • Шурупы. Как и гвозди, они должны быть разной длинны.
  • Шуруповерт и дрель. Шуруповерт подойдет любой, а вот дрель необходима не очень мощная, чтобы она не расколола древесину. Можно использовать даже ручную дрель. Не рекомендуется заменять дрель перфоратором.
  • Электролобзик.
  • Наждачная бумага.
  • Рулетка.
  • Пакля.
  • Водоотталкивающая краска (в большом количестве).
  • Кисти для нанесения краски.
  • Смола. Ею можно заменить клей, хотя работа с ней требует большего внимания и умения.
  • Шприц, для нанесения клея в труднодоступные места.
  • Паракорд. Понадобится для придания бортам необходимой формы. Можно заменить другими плотными веревками, которые способны выдерживать большие нагрузки.
  • Листы металла (могут послужить отличным дном для лодки, а также при их помощи можно хорошо скрепить некоторые детали).
  • Антисептик. Понадобится для пропитки древесины.
  • Лак. Желательно использовать качественный лак для яхт.
  • Это основной перечень того, что пригодится при сборке. Помимо этого в процессе могут пригодиться другие инструменты. Например, ножовка, молоток, зажимы и прочее.

    Подбор досок для обшивки днища лодки-плоскодонки

    Процесс изготовления

    Переходим к самому интересному, процессу изготовления. Представим его в виде пошаговой инструкции.

    Тут нет места спешке и недочетам, поэтому делаем все предельно внимательно и четко:

    Заранее подготовленная деталь по чертежам, которая послужит задним бортом, теперь должна отлично подходить по габаритам

    Первый этап изготовления всех деталей по чертежам и их подготовка. Сюда входит подготовка бортов. Две широкие (которые послужат бортами) необходимо подготовить, убрав с них опасные места. Для этого пригодится напильник и наждачная бумага.

  • Далее с одной стороны каждой доски отпиливаем край под углом в 45 градусов. С заиленных концов снимаем фаску таким образом, чтобы при соприкосновении обе доски идеально подходили друг к другу и не имели зазора. Это будет носовая часть лодки.
  • Теперь необходимо закрепить их в таком положении. Для этого переем треугольный брусок и с внутренней стороны плотно прикладываем на стык. При необходимости все подгоняем и намертво скрепляем борта с данным бруском при помощи гвоздей или шурупов. Для того чтобы эти места не протекали, края соприкасающихся досок необходимо пропитать сначала антисептиком, а после смолой или клеем, а только после скреплять.
  • Теперь бортам необходимо придать необходимую форму. Необходимо взять паракорд и обвязать его вокруг бортов придавая желанную форму. Чтобы все получилось, внутри устанавливаем распорки, которые должны быть такой же ширины, как и ширина будущего судна. Сделать все самому на этом этапе сложно, поэтому лишняя пара рук не помешает.
  • Придав бортам форму, можно переходить к задней части лодки. Заранее подготовленная деталь по чертежам, которая послужит задним бортом, теперь должна отлично подходить по габаритам. Крепко прикрепляем её к бортам при помощи клея, а также гвоздей или шурупов.
  • Теперь, когда основа лодки готова, можно переходить к созданию дна. Его можно сделать из листов металла или из дерева.
  • В случае с металлом, вырезаем лист, который по размерам будет на несколько сантиметров шире дна лодки, и крепим это к бортам. Важно понимать, что именно на этих стыках чаще всего бывают протечки. Поэтому для крепежа не жалеем клея или смолы на стыках, а шурупы или гвозди забиваем на расстоянии 1.5 – 2 см друг от друга по всем контуру. Для надежности и лучшей защиты от протекания на стыках можно использовать паклю. Выступающий по краям металл при помощи молотка плотно загибаем к бортам.
  • В случае с деревянным дном все немного сложнее. Лучшего всего делать его из одной широкой доски, которая может закрыть сразу все дно. Придаем ей необходимую форму и поступаем с ней, так же как и в случае с металлом.
  • На этом этапе лодка уже почти готова. Теперь необходимо обработать её антисептиком, устранить все возможные зазоры, через которые может поступать вода и покрасить в несколько слоев водоотталкивающей краской. Далее покрываем все это лаком для яхт. Перед нанесением каждого нового слоя, необходимо предыдущему дать полностью высохнуть.
  • Последний этап – внутренняя отделка. Можно установить скамейки, подставки для ног и другие «фишки», которые только пожелает конструктор.
  • Тестирование лодки

    После создания и сбора судна переходим к его тестированию.

    Тестировать лодку можно по-разному, но лучше всего во сколько этапов:

    • Первый тест на проверку водонепроницаемости можно сделать во дворе. Для этого переворачиваем лодку и устанавливаем её на какую-то опору (стулья, скамейки, стол). Далее выливаем на неё большое количество воды. Для этого лучше всего использовать шланг и «поливать» минут 5 -10. После этого лодку можно перевернуть и проверить, попала ли внутрь вода.
    • Теперь, зная, что шхуна не пропускает воду, можно перейти к выходу на большую воду. Точнее говоря испробовать её в деле. Настоятельно рекомендуется первые полчаса не выплывать на большую глубину, ведь если что-то сделано не так и лодка начнет быстро набирать воду, достать на мели её куда легче.

    Настоятельно рекомендуется первые полчаса не выплывать на большую глубину

    Блиц-советы

    Давайте рассмотрим несколько советов, которые могут пригодиться новичку в нелегком деле конструирования и сборки:

    • При сборке не стоит жалеть материалов. Например, при скреплении бортов с дном лодки стоит потратиться лишнее время, но плотно пройтись по всем стыкам клеем или смолой. В дальнейшем подобные погрешности исправить будет очень сложно.
    • Делать с запасом. Лишние части всего можно убрать, например, отпилить брусок в носу лодки. Это касается и всех остальных деталей.
    • Перед тем как использовать большие гвозди или шурупы, желательно сделать для них отверстия при помощи дрели. Это позволит предотвратить появление трещин.
    • Не стоит скупиться на материалы. Чем качественней древесина, тем дольше и лучше она прослужит в дальнейшем.

    Лодка-плоскодонка из фанеры своими руками: чертежи, особенности сборки

    Выезды на лоно природы, имеют свое огромное терапевтическое действие. Ровная гладь озера или реки успокаивают лучше, чем многочисленные препараты, будь они хоть сплошь из натурального сырья. Вот поэтому мужчины стремятся посидеть с удочками на берегу водоема, а заплыть в камыши на лодке или катере — верх мечтаний.
    И все было бы неплохо, да вот стоят лодки сейчас дорого. Про катера — вообще разговор отдельный. А теперь представим, что необходим для катера отдельный гараж и плюс прицеп для перевозки, вот и получается, что ни одна здравомыслящая хозяйка не понимает такого обычного, нормального мужского увлечения.
    Чертеж важен, но может быть и изменен.
    Однако есть и более бюджетный вариант хобби, вполне допустимы самодельные водные транспортные средства. Разговор пойдет о лодках плоскодонках, тем более что и материал для них имеется недорогой — фанера.

    1. Почему плоскодонка
    2. Глава о материале и общих правилах работы с ним
    3. Выбор инструмента
    4. Процесс начинается
    5. Парус – символ романтиков
    6. Дополнительные замечания
    7. Покрасить и назвать
    8. В заключение

    Почему плоскодонка

    Потому что собрать легко.
    Да действительно, почему именно плоскодонка, а не скажем стационарная лодка или катер. Забегая вперед, скажем, что плоскодонка, или лодка с плоским дном, это самое простое, что можно сделать самостоятельно. В ней присутствует тот набор положительных качеств, который для обычного водного транспортного средства требует значительных затрат.
    А именно:

    • Цена лодки, как и вес, будут минимальными ;
    • Перевозку данного вида транспорта можно спокойно осуществлять на багажнике собственной машины без всяких дополнительных прицепов;
    • При хранении лодка спокойно устанавливается в обычном гараже, занимая немного места;
    • Обычное окрашивание днища может решить весь комплекс проблем;
    • И самое главное – лодка плоскодонка из фанеры своими руками собирается. Постройка доступна даже людям, не имеющих навыков изготовления таких изделий.

    Это основные позитивные черты. И для дальнейшего сравнительного анализа хочется остановиться на некоторых параметрах, имеющих цифровое выражение.
    В частности:

    • Длина лодки зависит от количества людей и грузоподъемности судна и может быть от 1800 до 3800 мм и больше;

    Наша справка! Лодки, конечно же, могут быть больше, но в таком случае они рассчитаны на так называемые коммерческие перевозки, и в таком случае будут требовать более серьезных материалов для постройки, соответствующих пропиток, работ со швами и так далее.

    К сведению! Несмотря на кажущуюся несерьезность конструкции, она может дополнительно оснащаться парусом или мотором (это кроме двух весел). При этом мотор может быть от 2 до 8 л.с, транец же спокойно выдержит такую надстройку. Для любителей походить галсами или с попутным ветерком, также есть возможность провести оснастку, о чем речь пойдет в следующих главах.

    Глава о материале и общих правилах работы с ним

    Для производства задуманного выберем фанеру
    Раз заговорили о фанере, значит, разберем по косточкам фанеру. Понятно, что не всякий материал из этого семейства нам понадобится.
    Будем использовать материал двух видов:

    • Первый. Фанера с повышенной влагостойкостью. Это, как правило, обычный строительный материал, толщина которого находится в пределах 12 – 16 мм. Зачастую в производстве такого материала используется клеевая основа, не рекомендованная для применения в жилье, а именно в комнатах.

    Ограничено, разрешено к использованию на балконах и в помещениях хозяйственного предназначения, вследствие вхождения формальдегидов в состав клеев. Для экологии такое соотношение также нежелательно, поэтому рекомендуем вам использовать многослойную ламинированную фанеру с минимальным количеством клея и заявкой на практически экологическую чистоту.

    • Второй. Так называемая авиационная или пятислойная фанера . Несмотря на свою легкость, она достаточно прочна и может быть использована:
      • во-первых, на транец;
      • во-вторых, на сиденья.

    Несмотря на различные подходы к строительству плоскодонок, в разных источниках существуют общие правила работы с материалом, своеобразная универсальная инструкция пользователя, вот она:

    • Учитывая наш случай, для резки материала вам понадобится дисковая пила. При работах с тонкой фанерой, которую можно использовать, например, чтобы вырезать буквы, подойдет обычный нож строительный (это фанера до 2 мм). Ну и для полноты картины сообщаем, что фанера от 2до 6 мм пилится электролобзиком;
    • В любой многослойной фанере существует опасность появления трещин в наружных слоях шпона при резке поперек волокон. Этого можно избежать, если вдоль предполагаемого распила провести ослабляющие полосы верхнего слоя шпона;

    Качество материала это важно.

    • Основные конструкции плоскодонок предполагают стяжки деталей проволокой, в некоторых присутствует фиксация саморезами с последующей заливкой эпоксидной смолой. Хочется сказать о том, что саморез не вгоняется в фанеру просто так.

    Причина этого банальна, при непосредственном вбивании или вкручивании возможны расходящиеся радиальные трещины в изделиях. Рекомендовано вначале просверлить фанеру сверлом соответствующего диаметра, а затем закручивать саморез;

    • При конструировании плоскодонок возникает необходимость выгнуть основание лодки, придав ей изогнутые формы. Для того чтобы фанера легче гнулась, ее смачивают, крепят к необходимой форме и оставляют в таком положении до полного высыхания до 14 часов;

    Процесс сборки по всем правилам.

    • При склеивании деталей все общие рекомендации по очистке, обезжириванию, зачистке даются на флакончике с клеем или упаковке, поэтому повторяться здесь, смысла нет. Но вот на что необходимо обратить внимание, так это на расположение волокон фанеры при склеивании. Так вот, параллельно идущие волокна склеиваются гораздо надежнее;
    • О некоторых огорчениях в работе. Если у вас фанера слоится при проведении работ, то ее можно склеить, проложив между слоями тонкую бумагу и проклеив ее клеем. Конечно, ни о каком строительстве лодки не может идти и речь, но, к примеру, для сборки полочек, скворечников, декоративных фигур на детских площадках такой материал вполне подойдет. К сожалению, вам попался брак.

    Выбор инструмента

    Электрорубанок к бою готов.
    Выбор инструментов всегда важен, хотя если вы собираетесь вести конструирование в гараже или домашней мастерской. То все это у вас наверняка есть.
    Ну, чего у вас нет?

    • Электролобзик и дисковая пила — это то, что наверняка найдется и именно на них лежит основная задача по распиловке материала;
    • Электрорубанок – сейчас это не редкость. Нет своего, возьмите у соседа, но это если вы не собираетесь делать лодку с прямыми бортами. Для обычной конструкции плоскодонок предусмотрены разводы бортов под углом в 45 градусов, для этого необходимо провести заусовку и здесь без электрорубанка обойтись очень сложно;
    • Инструменты для шлифовки. Они могут быть как электрические, так и механические (наждачная бумага и держатель для нее, прекрасно справятся с проблемой зачистки);
    • Шуруповерт – может быть применен, как по основному предназначению, так и в роли дрели для сверления отверстий под крепления или саморезы.
    Читайте также:  На голавля с мушкой Black popper

    Процесс начинается

    С материалом разобрались, расчет провели. Лучше всего крой и шитье устраивать на специальном столе, но скажите, пожалуйста, где вы видели в гараже широкий стол? Вот именно, нет его там, поэтому исходим из реалий.
    На полу:

    • На полу устанавливается лист фанеры, и своими руками при помощи угольника осуществляем поэтапный перенос на полотно всех деталей. Неплохо будет заранее подготовить выкройки на бумаге и затем перенести их на полотно.

    Кстати, некоторые мастера рекомендуют перед сборкой провести моделирование и соорудить в масштабном соотношении модель будущей лодки. Таким образом, вы сможете и визуально представить то, что вы будете создавать и в случае необходимости внести коррективы;
    Один из видов сборки.

    Обратите внимание! Предварительная подготовка деталей на бумаге необходима еще и при решении вопроса экономии материала. Дело в том, что рациональное размещение помогает реально экономить материал, но хорошо бы это делать без фанатизма, оставляя достаточно места для распилов и возможности отшлифовать деталь до необходимых размеров.

    • Процесс, который мы сейчас пропишем можно не делать, если вы готовите обычные вертикальные борта судна. Если же вы предпочитаете классику с небольшим разводом бортов, то от заусовки вам никуда не уйти.

    Для этого применяется электрорубанок. Для работы с этим инструментом достаточно одного прохода, оставьте больше простора для шлифовки, а уж здесь используйте что угодно хоть электроинструмент, хоть наждачную бумагу, выбор за вами;

    • Если в вашей конструкции предусмотрены шпангоуты или прочие перемычки увеличивающие жесткость конструкции, то самое время их собрать или вырезать (если они предполагают литую форму);
    • Затем происходит сборка бортов, кормы и если существует форшпигель в задумке, то и его. При этом фиксация деталей происходит металлической проволокой, для чего места соединения сначала просверливаются, а затем стягиваются;

    Совет! Для облегчения сборки можно использовать пластмассовые хомуты для кабелей, единственное неудобство заключается в том, что их надо ставить чаще, особенно в местах, где происходит натяжение, зато они прекрасно скроются в толстом слое эпоксидной смолы.

    • После каркаса подсоединяется дно лодки. Принцип присоединения точно такой же: либо на хомуты, либо на проволоку. Стыки в прямом смысле заливаются эпоксидной смолой. Обычное оклеивание не будет иметь такого эффекта вам необходимо не просто фиксация деталей, а еще и герметизация, а здесь придется именно заливать;
    • После высыхания швов происходит еще одна обработка. Образовавшиеся швы ошкуривают, придают им единый внешний вид. А затем, специально купленной широкой стекловолоконной лентой, пропитанной и промазанной той же самой эпоксидной смолой, стыки проклеиваются еще раз:
      • дважды снаружи;
      • и один раз по внутренним контурам;
    • А вот теперь можно крепить другие части судна.

    Парус – символ романтиков

    • Для хождения под парусом одной мачты и паруса будет мало, необходимо обеспечить устойчивость судна, в противном случае его будет заваливать как неваляшку. Для этих случаев предусмотрен шверт. Этот элемент вполне может быть изготовлен из фанеры до 6 мм, а также руль, но его можно изготовить из фанеры, которая идет на производства корпуса.

    Швертов может быть один или несколько. Считается, что наиболее устойчивое положение судна обеспечивают два шверта, которые расположены под днищем лодки с некоторым разворотом в разные стороны;
    Под парусом пройти интереснее.

    • Несколько слов о руле. Самое простое крепление руля, это обычные петли, в количестве двух штук, одна часть крепится на транец, а вторая непосредственно на руль.

    Предпочтение отдается петлям несъемным, чтобы не выпал руль. Иногда допускается высверливание в транце специального овального окна, в которое вставляется руль, фиксация происходит металлическим штырем;

    • Мачты готовятся разборные из двух кусков. При этом крепление частей друг к другу происходит с помощью специальных креплений, нижняя часть мачты имеет квадратное сечение и крепится в степсе (специальном гнезде);
    • Паруса готовят из плотной ткани, к примеру, тика, на худой конец бязи. Способов крепления парусов существует очень много, их перечисление нецелесообразно в виду отдаления от темы, найти их можно в соответствующей литературе и на сайтах, которые специализируются на тематике яхт и катеров.

    Хоть на нем и не совершишь кругосветное плавание, но удовольствия будет много.

    Дополнительные замечания

    • Создание лодки плоскодонки занятие увлекательное и дающее право на ошибку. Объяснимся. Дело в том, что любая конструкция, которую вы начнете собирать, может пойти не так, особенно у новичков. Возможны погрешности на развороте бортов, на сочленении деталей, на подгонке и так далее.

    Это не должно быть препятствием, тем более что фанера красиво подгоняется под любые размеры. Если вы немного измените геометрию лодки, заберете один – два сантиметра, то на ходовых качествах вашего транспортного средства это, скорее всего, никак не отразится (читайте также статью «Обшивка фанерой фургона или как защитить металл от вмятин и коррозии»).
    А в данной конструкции рейки отсутствуют.

    • Существуют детали, на которые часто обращают внимание в последнюю очередь. Связано это с легкостью их крепления. Два киля для устойчивости и направления движения и рейки для ног на дно судна для удобства гребцов. И если первые две легко присоединить к уже готовой лодке, то рейки лучше крепить до момента закрепления дна к общей конструкции.

    Покрасить и назвать

    Остались последние штрихи, в виде: пройтись шпаклевкой, ошкурить и покрасить. Можно просто покрыть олифой, а затем тремя слоями краски.
    Почему тремя, объясняем:

    • Первый слой — грунтовка. Он может быть по цвету любым, хоть белым, его основная задача выровнять возможные дефекты и покрыть всю поверхность единым слоем;
    • Второй и третий — декоративный и защитный. Понятно, что чем больше слоев, тем лучше защита. Но опять же, в пределах разумного. Выбор цвета или цветов остается за вами.

    Не обязательно в один цвет, хотя, скорее всего, это грунтовка.

    Совет! Неплохо зарекомендовал себя и яхтенный лак, который представлен широким фронтом даже в строительных супер и гипермаркетах. Его вполне можно использовать. Остальные краски лучше покупать в магазинах специализирующихся на товарах для катеров и яхт, так как водостойкие краски могут отличаться друг от друга.

    На лодке можно и рассвет встретить.
    И вот теперь осталось назвать свое творение, каким либо именем. Не забудьте, что как вы яхту назовете, так она и поплывет (это вполне приемлемо и для лодки). Эта посудина интересна тем, что к ней не предъявляют особых требований, но она может быть использована как на море, так и на реке или озере.

    В заключение

    Фанера позволит вам не только зашить стену или прикрыть утеплитель, она прекрасно подойдет и для постройки лодки, видео в этой статье также готово осветить проблему. Интерес к этой теме достаточно велик, а учитывая финансовые траты и возможности фанеры, то еще долгое время информация по этой теме будет востребованной (узнайте также как сделать ящик из фанеры своими руками).

    Лодки-плоскодонки

    7 минут Автор: Сергей Елин 0

    • Устройство
    • Виды
    • Преимущества и недостатки
    • Изготовление плоскодонки своими руками
    • Плоскодонная лодка из фанеры
    • Видео по теме

    Лодка плоскодонка – традиционное рыбацкое плавсредство, появившееся задолго до килевых аналогов из пвх, алюминия. Удобная и довольно простая она использовалась не только для рыбной ловли – с ее помощью по воде перевозили объемные грузы, людей. Несмотря на появление большого количества моделей надувных лодок, не утратила свою популярность плоскодонка и в наши дни. Одной из причин этого является тот факт, что такое плавсредство можно не только приобрести, но и сделать своими руками.

    Более подробно о том, что собой представляет плоскодонка, из чего она состоит и каких видов бывает, какие у нее плюсы и минусы, а также о том, как изготовить такую лодку самостоятельно будет рассказано в этой статье.

    Устройство

    Состоит такое плавсредство:

    • из двух бортов (правого и левого) высотой до 60–70 см;
    • плоского днища, усиленного продольными или поперечными ребрами жесткости (ламелями);
    • прямоугольной кормы (транца).

    Для перевозки людей и управления лодкой между ее бортами крепят 2–3 скамейки (банки). Различные рыболовные принадлежности хранят в установленном на корме ящике с закрывающейся крышкой. В зависимости от того, какое количество людей планируется перевозить на лодке. Ее длина варьируется от 2 до 4 метров при ширине 1,0–1,2 метра.

    Большинство современных моделей имеют заострённую или зауженную форму носовой части, благодаря чему такая лодка приобретает лучшую маневренность и скорость передвижения (особенно против течения), имеет меньшую парусность при сильном встречном ветре.

    Передвигаться на плоскодонке можно как при помощи весел, так и на навесных винтовых или водометных двигателях, устанавливаемых на корму.

    В зависимости от материала для изготовления плоскодонки, они бывают следующих видов:
    Деревянные – классически вариант данной лодки. Изготавливаются деревянные лодки самостоятельно из досок хвойных пород (ели, сосны), фанеры. Недостатком таких плавсредств является их приличный вес, из-за чего рыболовы не имеющие авто с прицепом используют такую лодку только на находящемся рядом водоеме.

    Пластиковые – легкие и прочные заводские лодки, имеющие цельную конструкцию, сделанную из прочного и устойчивого к ударам полипропилена, стеклопластика, пластика ABS. Сделать такую лодку самостоятельно невозможно. Цена ее, по сравнению с надувными аналогами, несколько ниже. Минусом такой лодки является ее хрупкость при низких температурах и очень сложный самостоятельный ремонт.

    Металлические – изготавливают такие лодки из алюминия и дюралюминия. Такие лодки по прочности и весу являются «золотой серединой» между деревянными и пластиковыми моделями. Имея небольшой вес и постоянную, не зависящую от температуры воздуха и воды прочность материала корпуса, они могут свободно эксплуатироваться в течение всего сезона открытой воды.

    Преимущества и недостатки

    Если задаться вопросом, какая лодка лучше – килевая или с плоским дном – то у последней можно выделить ряд таких преимуществ, как:

    • Устойчивость – благодаря большой площади соприкосновения плавсредства с водой плоскодонная лодка по сравнению с килевым аналогом более устойчива к боковой волне и ветру;
    • Высокая проходимость и грузоподъемность – имеющие небольшую осадку такие лодки позволяют перевозить при длине 4 м до 5–6 человек, перемещаясь при этом по мелководным участкам;
    • Небольшой вес – пластиковые и алюминиевые плоскодонки имеют вес значительно меньше, чем у деревянных и некоторых надувных лодок;
    • Простота изготовления – сделать плоскодонку своими руками можно имея минимальный набор инструментов и материалов. Стоимость такого плавсредства будет значительно ниже, чем заводской модели.

    Основным недостатком такой лодки является низкая, по сравнению с килевыми плавсредствами, маневренность и скорость.

    Изготовление плоскодонки своими руками

    Сборка плоскодонки своими руками включает в себя составление чертежей, покупку материалов, подготовку необходимых инструментов, изготовление из доски днища, бортов, кормы, их крепление и обработка конструкции против гниения антисептиками, смолой.

    Материалы и инструменты

    • Электролобзик.
    • Рулетка.
    • Угольник.
    • Маркер.
    • Молоток.
    • Шуруповерт.

    Из материалов необходимы сухие еловые или сосновые доски толщиной 25–30 мм, бруски сечением 50×50 мм для поперечин, гвозди или оцинкованные саморезы, смола, пакля, водостойкая краска.

    Составление чертежа

    Для того чтобы построить лодку плоскодонку из досок самостоятельно необходимо прежде всего сделать понятные и наглядные чертежи (проект) ее основных частей: бортов, днища, кормы (транца). На основании чертежей производится расчет потребности в материалах: доске, фанере, брусков для каркаса и ламелей.

    Изготовление днища

    Несколько досок кладут плотно друг к другу, на них маркером очерчивается контур дна согласно размерам чертежа. Из брусков изготавливают 5 поперечин, длина которых равна ширине днища в средней, кормовой и носовой части. Самой длинной поперечиной уложенные доски сшиваются посередине, после чего с помощью лобзика или ручной циркулярки днище вырезают по очерченному контуру, оставляя не выпиленными участки у носовой и кормовой части.

    Далее такими же поперечинами сшивают плотно доски в области носа и кормы. После этого, днище выпиливается полностью.

    Монтаж носовой доски и кормы

    После того как днище выпилено к носовой его части при помощи ершённых гвоздей или саморезов под близким к прямому углу крепится брусок – носовая доска. Затем к задней части днища крепится несколько досок, из которых формируется корма (транец).

    Крепление к днищу бортов

    Две первые доски правого и левого борта прибиваются сначала к носовой доске, затем выгибаются по контуру днища и стягиваются прочным шнуром у кормы. После этого, они крепятся к торцам днища гвоздями.

    Для крепления последующих досок параллельно поперечинам к днищу прибивают переборки.

    Чтобы борта «не повело» доски правого и левого борта прибивают к переборкам одновременно, не собирая сначала правый или левый борт полностью.

    Обработка днища и бортов

    Все щели в днище и между досками бортов конопатят паклей. Для защиты дерева днища от гниения, а также для предотвращения течей дно и борта хорошо промазывают смолой.

    Плоскодонная лодка из фанеры

    В носовой части устанавливают кольцо для цепи или швартовочного троса.

    Плоскодонная лодка может быть сделана не только из досок, но и из влагостойкой фанеры марок ФБС или ФСФ.

    Изготавливается лодка плоскодонка из фанеры по более простой технологии, чем аналог из досок. Сначала из листа фанеры лобзиком выпиливают два борта высотой 30–40 см в виде прямоугольных трапеций, прямоугольную кормовую и носовую часть. Затем при помощи специального клея, к целому листу фанеры (днищу) крепят последовательно сначала правый борт, затем корму, левый борт, носовую часть. При этом кормовая часть крепится к днищу под прямым углом, а носовая – под тупым (120–130°). Все элементы, помимо клея, скрепляются между собой и днищем брусками, располагающимися внутри плавсредства. После сборки лодка снаружи покрывается двумя слоями водостойкой краски или смолы.

    Такая лодка, по сравнению со сделанной из досок, обладает такими плюсами, как малый вес, небольшие расходы на покупку материалов, простота изготовления.

    Более подробно о том, как изготавливается такая лодка плоскодонка своими руками расскажет следующее видео:

    Таким образом, лодка плоскодонка – это плавсредство незначительно уступающее по своим характеристикам килевым лодкам. Изготавливается оно как из досок, так и из влагостойкой фанеры. Кроме самодельных лодок, в продаже имеется большой выбор заводских моделей плоскодонок из пластика, алюминия.

    Оцените статью
    Добавить комментарий