Как правильно засолить таранку в домашних условиях

Технология приготовления таранки к пиву

Таранку к пиву любят не только заядлые рыбаки, но и многие любители пенного напитка, которые никогда в жизни не держали удочку в руках. Предлагаем вашему вниманию пошаговую методику, как сделать таранку в домашних условиях, идеально сочетающуюся с пивом: имеет отличный вкус и аромат, содержит нужное количество жира (не слишком сухая), в меру просоленная, хорошо хранится, не теряя свойств.

Теория

Для приготовления таранки подходит любая пресноводная рыба: карась, плотва, лещ, вобла, щука, чехонь, тарань, красноперка, ёрш, окунь, пескарь и другие виды. Под пиво зачастую используют карася, леща, окуня и воблу. Лучше брать мелкую и среднюю рыбу (250-900 грамм), так как она хорошо просаливается и долго не портится. Самым жирным считается лещ, а ёрш имеет мало костей и очень нежную мякоть, которая буквально тает во рту. Таранка из окуня сладковата, из щуки – слегка терпкая и пикантная. Карась – золотая середина во всех отношениях. Предпочтительнее делать таранку из свежей, еще живой рыбы. Для этого улов желательно транспортировать в плетенных корзинах, а рыбу переложить листьями крапивы.

Существует два способа засолить таранку: сухой и мокрый. Мокрый способ проще, но подходит только для мелкой рыбёшки весом до 400-500 грамм и зачастую ухудшает аромат. Поэтому опытные рыбаки солят таранку сухим способом.

Требуется каменная соль крупного помола без примесей и добавок, так как она хорошо вытягивает влагу и не насыщает мясо сторонними запахами. Йодированная не подходит!

Засаливать рыбу для таранки можно в эмалированной посуде, а также в стеклянных или ёмкостях из пищевой нержавейки, поскольку эти материалы не разъедаются солью и не влияют на вкус домашней таранки.

Ингредиенты:

  • рыба – 1 кг;
  • кухонно-каменная соль – 250-300 грамм.

Рецепт таранки

Как засолить таранку

1. Рыбу почистить от внутренностей. Чешую оставить.

Тушки весом до 1 кг чистить не обязательно, так как киши высохнут, но всё же лучше выпотрошить даже мелкую рыбу, поскольку летом она питается зеленью и микроорганизмами, которые дают неприятный запах, а у готовой таранки появляется горьковатый привкус.

Если внутренности всё же решено оставить, тогда в горло каждой еще живой рыбы нужно влить 10-30 мл насыщенного солевого раствора (1 часть воды на 2-3 части соли), при заглатывании рыбой рассола хорошо просаливаются внутренние органы.

2. Каждую рыбёшку тщательно промыть в проточной воде от остатков внутренностей. Уделить особое внимание зонам возле головы и хвоста.

3. Дно ёмкости для засола покрыть равномерным слоем соли в 1 см.

4. В каждой рыбине просолить жабры, перетереть солью внутреннюю часть, затем с каждой стороны сделать по одному проколу вилкой и хорошо натереть тушку сверху. Жабры нужно буквально утрамбовывать солью или удалить их вовсе, чтобы таранка гарантированно не испортилась.

5. Уложить засоленную рыбу слоями по одной штуке. Друг к другу тушки складывать спинкой к брюшку и головой к хвосту. Каждый слой закрывать прослойкой из соли толщиной примерно 1 см.

Для более качественного просола вниз лучше укладывать крупную рыбу, сверху – мелкую. В одном слое должна находиться рыбёшка примерно одинакового размера.

6. Сверху уложить на рыбу картонку или деревянную доску с дырочками. Для прикрытия круглых ёмкостей можно использовать старые крышки меньшего диаметра. Дырочки нужны обязательно для доступа воздуха. Сверху на крышку поставить груз весом 10-20 кг. Для равномерного просола желательно поставить сначала вес 5-10 кг, а через 6-8 часов добавить еще 5-10 кг.

7. Перенести емкость с засоленной таранкой в темное прохладное место: холодильник, погреб или подвал. Важно, чтобы на рыбу не попадали прямые солнечные лучи. Можно накрыть марлей для защиты от насекомых.

Длительность засолки таранки зависит от веса рыбы:

  • до 100 грамм – 1-2 дня;
  • 600-800 грамм – 3-4 дня;
  • от 800 грамм – 5-14 дней.

В процессе выдержки будет выделяться сок, который нужно сливать раз в 8-12 часов. Таранка считается готовой к сушке, когда сок больше не выделяется или его минимальное количество.

8. Каждую тушку промыть в проточной воде (особенно жабры и середину), замочить на 2 часа в холодной воде, убрав излишки соли. Затем еще 60 минут вымачивать таранку в уксусном растворе (50 мл уксуса 9% на 10 литров воды), чтобы убить патогенные микроорганизмы, отпугнуть мух и других насекомых при сушке.

Среди опытных рыбаков есть правило: сколько дней рыба засаливалась, столько часов должно длиться вымачивание в воде. Этой рекомендации можно придерживаться, но этап с уксусным раствором лучше не пропускать.

Сушка домашней таранки

9. Воду слить. Для каждой тушки подготовить 10-15 см веревки. В хвостах сделать сквозной прокол шилом или иглой. Протолкнуть веревку в отверстие, достать с обратной стороны и завязать узел, чтобы получилась петелька. В брюшках крупной выпотрошенной рыбы можно сделать по 1-2 «распорки» из зубочисток для лучшей просушки внутренней части.

Сушение вниз головой избавляет от горечи

Правильно сушить таранку вниз головой, чтобы горечь из жабр не перешла в мясо.

10. Каждую рыбину подвешать за петельки к крючочкам (изготовить любой из проволоки) на веревке. Первые 2-3 часа вязку можно держать одним пучком, подставив под неё емкость для стекания остатков рассола.

11. Когда жидкость перестанет капать, перенести таранку для сушки на балкон или другое хорошо проветриваемое место с высокой температурой, где нет мух. Разместить тушки на расстоянии минимум 5-7 см друг от друга.

Чем больше тепла и солнца, тем быстрее высыхают тушки. Через 2-4 дня получится вяленая рыба, а полностью сухой таранка станет через 10-14 дней.

Как хранить таранку

12. Готовая, хорошо высушенная таранка хранится до 4-х месяцев в жестяных банках с плотно прилегающей крышкой или завернутой в пергамент. Срок годности вяленой рыбы вдвое меньше. Оптимальные условия хранения: температура +3-8 °C, влажность воздуха – 80%, отсутствие прямых солнечных лучей.

Нельзя использовать для хранения целлофановые кульки, поскольку из-за отсутствия воздуха рыба быстро испортится.

Пересушенную домашнюю таранку можно довести до кондиции обернув влажной, но не мокрой бумагой, и оставив на 1-2 суток.

Как солить таранку в домашних условиях?

Ни один уважающий себя рыбак не станет покупать таранку на базаре, на рынке, на лотке-одноднёвике, а завялит ее сам в домашних условиях. И дело здесь не в принципах, а в том, что вяленую рыбу нужно уметь приготовить, соблюдая правила хранения и санитарные нормы. А кто вам может гарантировать их на рынке? Похоже, вы и сами знаете ответ!

И вкусно, и полезно!

Напомним, что таранка — это любая вяленая рыба: лещ, чехонь, синец, плотва, густера, язь, окунь. Смешное название не пришло само по себе! Тарань из рода карповых и смахивающую на плотву продавали вяленой в больших количествах. Она пользовалась популярностью у жителей южной России и Украины, и была недорогим лакомством. Тарань — «южанка», и хотя обитает в Черном и Азовском морях, но только в пресных участках, а нереститься уходит в реки. Ее можно ловить круглый год, однако в последнее время ее популяция сильно сократилась. И «обвиняют» в этом людей, которые бездумно ловили рыбу до начала нереста и молодняк.

Но это так, к слову! Как много лет назад наши предки сушили и вялили рыбу, так и сегодня это один из излюбленных способов приготовить соленое лакомство. Любители пива с этим точно согласятся, ведь с таранкой хмельной напиток намного вкуснее! Однако ошибочно полагать, что ее едят только ради приятного солено-вяленого вкуса.

Во-первых, она богата Омега-3 — это полиненасыщенные жиры, необходимые человеку для поддержания хорошего физического и умственного состояния. Сам человеческий организм их не может вырабатывать, и «подпитывается» ими извне, то есть через пищу. Ученые из разных стран пришли к выводу, что в вяленой рыбе есть вещества, разрушающие раковые клетки. А есть еще во-вторых, в-третьих, в-четвертых и в-пятых:

  1. Снижение развития старческих болезней: Альцгеймера, деменции, а также инфаркта, инсульта, сердечнососудистых заболеваний;
  2. Снижение риска преждевременных родов;
  3. Снижение образования морщин;
  4. Беременная женщина, употребляющая в пищу сушеную рыбу, ограждает себя от послеродовой депрессии и своего будущего малыша от беспокойного сна.

Чтобы приготовить таранку, нужна исключительно свежая рыба с приплюснутым телом: так она равномернее просолиться. Многие не рекомендуют ее даже потрошить, чтобы не испортить вкус. В любом случае, пойманную рыбу можно хранить всего несколько часов, и только в емкости или мешке, куда поступает свежий воздух, но не в воде. Чем быстрее начать ее готовить, тем качественнее она получится. Причем для качественной таранки пригодна только рыба без дефектов: с целой кожей, без рваных ран на теле.

Засолка. Способ № 1

Засаливают таранку двумя способами: сухим и мокрым, то есть в солевом растворе (тузлуке). В качестве емкости для засолки используют ящики или ведра из пластика, нержавеющей стали, металла, покрытого эмалью. Таранку можно даже в пластмассовом ведре засолить:

  • Первый слой в ведре — соль, затем рыба, опять соль и опять рыба. Сделать столько слоев, сколько позволяет емкость.
  • На верхний слой положить плоскую деревяшку и груз — камень или кирпич.
  • Выдерживать рыбу в соли от 3 до 5 суток в зависимости от ее размеров, чем крупнее — тем дольше.
  • После засаливания вымочить в проточной воде. (Вымачивают ее несколько часов, нередко — столько же дней, сколько она засаливалась).
  • Подвесить на крючки и вывесить на балконе или на открытом воздухе, но только в затененном месте.

Засолка. Способ № 2

Если же к процессу засолки подойти более основательно, то начинать надо с емкости. Сделать из пластмассовой или металлической посудины вместилище для будущей таранки. К ней нужна подставка, чтобы рыба «стекала», или сделать в резервуаре специальное дно с дырочками, чтобы «соку» было куда стекать. В качестве дна послужит нетолстая фанера с проделанными по окружности и в центре отверстиями (однако она не должна напоминать дуршлаг). К низу фанеры нужно привинтить шурупами несколько брусочков, но так, чтобы между ними было расстояние. Положить «поддон» на дно резервуара брусочками вниз. Верхнюю часть фанеры обработать наждачкой.

Сделать еще несколько фанерных «прокладок», но уже без брусочков. А вот дырочки придется просверлить на каждом экземпляре. Такие изделия будут перекрывать следующий ряд засола от предыдущего, поэтому его нужно тщательно подгонять под стенки резервуара, чтобы зазоров почти не было. Кстати, начинать ряды надо с соли: ее густо насыпают и распределяют по дну емкости. Соль должна быть крупнозерновой и чистой: все лишние соринки следует удалить. Сверху кладется рыба, предварительно помытая, посоленная с двух сторон, и особенно — под жабрами. Не следует беспокоиться, что соли будет слишком много: рыба возьмет только «свое».

Укладывать слои плотно, посыпать большим количеством соли, чтобы она покрывала рыбешку и образовала ровную поверхность. Придавить фанерной прокладкой. Следующий ряд и все остальные — это рыба-соль-перекрытие. Повторять до самого верха резервуара, а на верхнюю дощечку положить гнет. Его можно сделать из мешочков с речным песком, камней, старых чугунных утюгов, стеклянной банки с водой. Сверху резервуар накрыть покрывалом. Стянуть его, чтобы исключить проникновение под покрывало мух и других насекомых, которых очень привлекает рыбий запах.

Если вы планируете вялить рыбу на балконе, тогда рекомендуем место, где стоит резервуар, затенить. После засолки рыбу вымачивают в проточной воде: мелкую рыбешку 30 минут, более крупную держат в воде несколько часов, и обязательно сливают ее дважды. После вымачивания рыбу держат в емкости без воды 1,5-2 часа, и она приобретает янтарно-прозрачный цвет.

Теперь настал момент, когда рыбу надо сушить. Ей дают полностью обсохнуть, протирают ветошью и вывешивают (как белье) для вяления. Вешать надо на специальных крючках, «держащих» рыбину за проткнутое в ее теле шилом отверстие. Причем мелкие экземпляры следует вешать вниз головой, а крупные — вверх головой.

Днем вывешенная рыба должна быть закрыта от насекомых плотным слоем марли или сеткой, чтобы мухи или осы не выложили на ней личинки. Однако марля не должна касаться тушек, а рыбы не должны соприкасаться друг с другом. Ночью защитный покров в виде марли можно снять, чтобы таранка «дышала» и образовала сухую корочку. Рано утром, перед тем, как ее опять закрыть пологом, спрыснуть столовым уксусом, растворенным в воде.

Вялят таранку не менее недели, однако срок вяления зависит от разных факторов: от размера тушки, от температуры. Хранят в жестяных банках с плотно закрывающимися крышками, в матерчатом мешке, в накрытой корзине, и обязательно в прохладном помещении. Она «не любит» воздух: окисляется и приобретает неприятный вкус.

Способ № 3. Мокрая засолка

Как уже было сказано выше, тузлук — это концентрированный соляной раствор (1/2 стакана соли на 1 л воды). В него помещают помытую от грязи и слизи рыбу и выдерживают примерно 4 дня. На самом деле все зависит от размера рыбины: крупная должна полежать в рассоле дольше, мелкая будет готова быстрее. Знатоки утверждают, что лучше всего подходят экземпляры весом от 500 грамм, не меньше.

Раствор заливают в таз, кастрюлю или детскую ванночку и укладывают в него рыбу. Готовность можно определить старым проверенным способом — взять сырое яйцо и положить в рассол. Если оно всплывет — засолку надо продолжить.

После процесса тушки нужно хорошо промыть. Их вымачивают в течение 30 минут или нескольких часов, если экземпляры крупные. Воду менять несколько раз. После первого раза таранку на некоторое время положить на воздух, а потом снова залить водой. Если она всплывает — прекратить вымачивание и вывесить на просушку, как в способе 1 или 2.

Как правильно солить рыбу на таранку

7 минут Автор: 0

  • Какое сырье выбрать
  • Предварительная подготовка
  • Способы посола рыбы до вяления
  • Правила сушки таранки
  • Рецепты из разных рыбных сортов
  • Секреты гурманов
  • Принципы правильного хранения
  • В итоге
  • Видео по теме

Сделать таранку к бокалу пенного пива могут не только опытные рыбаки, но и всякий желающий из имеющейся в наличии рыбы. Подсушенная рыба домашнего приготовления отличается отменным вкусом и тонким запахом, а при правильной готовке мякоть равномерно просаливается, получается умеренно жирной и отлично хранится, не ухудшая вкусовых свойств.

Какое сырье выбрать

Для просушивания подойдет всякая рыба из пресных водоемов, такая как караси, деликатесная щука, небольшие красноперки, окунь, лещ, пескари, вобла. Для просола лучше брать небольшие и мелкие экземпляры, так как в этом случае мякоть просолится равномерно по всей толще.

Наиболее жирным считается лещ, а в нежном мясе ершей минимум косточек. Окунь в виде таранки сладковат, а снек из щуки получается оригинальным и немного терпковатым.

Предварительная подготовка

Чтоб засолить таранку в домашних условиях, не требуется предварительного приготовления тушек. Для исключения отравлений любую, даже небольшую рыбешку необходимо распотрошить, так как пресноводная рыба питается вредными организмами, находящимися на водорослях.

Если рыба не выпотрошена, тушки будут отдавать горечью и у нее появится затхлый запах. Жабры также нужно вырезать, они могут ухудшить вкус готового снека. При сушке тушек рассолом с внутренностями лучше использовать живые экземпляры, рыба заглатывает воду, при этом хорошо просаливаются внутренности.

Способы посола рыбы до вяления

Известно о нескольких методах просола рыбы по типу тарани.

С использованием рассола

Лучше засолить таранку небольших размеров в крепком концентрированном рассоле под названием тузлук. Степень крепости тузлука можно проверить сырым яйцом. При достижении необходимой концентрации яйцо не будет тонуть. Подготовленную рыбу выдержать в маринаде 4 суток, придавив решеткой с гнетом, чтобы тушки не выплывали на поверхность.

Емкость с рыбой нужно спрятать в прохладное место, чтобы заготовка не протухла. Чем крупнее рыба, тем дольше ее понадобится солить. Лучше не превышать вес тушек 500 г. После просолки рыбу получше вымочить в прохладной питьевой воде. Для мелких тушек 30 минут вымачивания достаточно, а для больших экземпляров потребуется 2-3 часа.

Читайте также:  Сколько по времени коптить рыбу горячего копчения?

Во время вымачивания следует 2-3 раза заменять воду, давая тушкам немного побыть на воздухе, так соль равномерно разойдется по волокнам. Вымачивание нужно считать оконченным, когда тушки станут всплывать. Правильно просоленная таранка получится прозрачной со светло-янтарным тоном мяса.

Сухой метод

Крупные тушки лучше поделить по хребту на половины для улучшенной просолки. Рыбин натереть солью, засыпать кристаллы в брюхо, в жаберные отверстия, прорези на спине. Слой соли толщиной 0.5 см засыпать в емкость из нержавейки, на соль уложить послойно таранку спинами вниз, сверху рыбу присыпать солью толщиной 1 см. Для каждого 1 кг рыбы потребуется около 250 г соли.

Сверху следует выложить тарелку немного меньшего размера, на нее установить гнет. Заготовку убрать в прохладную комнату: погреб или на лоджию. Через 5-6 часов вес гнета можно увеличить, чтобы тушки просолились равномерно. В ходе засолки появится жидкость, которую требуется сливать.

Тушки массой 100 г будет солиться по времени 2 суток, для рыбы массой 800 г довольно 4 дня, а для больших экземпляров – 15 дней. Когда в заготовке перестанет выделяться сок, таранку следует вымочить 2 часа в питьевой отфильтрованной воде.

Правила сушки таранки

После окончания посола и отмачивания рыбу потребуется просушить. Для этого скрутить удвоенную нитку, на нее нанизать соленую таранку на расстоянии 7 см, прокалывая тушки через глазные отверстия, чтобы жир с рассолом не стекал через ротовое отверстие.

При желании сушку можно организовать на крючках, а мелкую рыбешку выкладывать на поверхность из дерева, поворачивая по мере просыхания. Нити, с развешенными тушками лучше поместить в комнате с хорошим проветриванием без прямых лучей солнца.

Через 2 суток рыба считается провяленной, но сушеной таранка станет только через 14 дней. По консистенции правильно высушенное мясо получается не размягченным и не жестким, обладает приятным ароматом и вкусом. На свету таранка чуть светится, на шкурке нет желтых подпалин.

Рецепты из разных рыбных сортов

Вкусную таранку можно приготовить из разных сортов рыбы. Каждый обладает особенным привкусом, жирностью и ароматом.

Из леща

Засолка таранки из жирного и аппетитного леща обеспечивает великолепную закуску к пенному пиву. Лещ отличается сплюснутым телом, что помогает рыбе быстрее просаливаться и лучше высохнуть.

Для вяления понадобятся лещи весом около 600 г длиной не более 30 см. Тушки тщательно вымыть и промокнуть салфетками. Солить рыбу следует из расчета 2 кг крупной соли на всякие 10 кг тушек.

Лещей посильнее промазать солью и плотно сложить в ящик из дерева с отверстиями, дно которого засыпано слоем соли. Рыбу также следует посолить, а на верхний слой леща под солью поместить гнет, который обеспечит упругость мяса. Выдержать заготовку в холоде 7-10 дней.

Время, сколько солить леща, зависит от его размеров. Засоленного леща выдержать в проточной воде 3 часа, после чего проветрить рыбу в сухом месте без попадания прямых солнечных лучей. С помощью большой иглы нанизать рыбу через глазницы, окутать заготовку сеткой и вялить около 14-16 суток. Хранить рыбу в пакетах из материи или обернуть тушки пергаментом.

Из карася

Деликатесная таранка из карася – отменная закуска к пиву, которую может позволить себе любой житель страны. Делать таранку нужно из некрупных карасей и соли грубого промола. Каждую тушку выпотрошить и отправить в емкость с насыпанным слоем крупных кристаллов соли. Далее выкладывать карасей, прослаивая каждый солью.

Заготовку покрыть 2-я слоями марли и установить на поверхность гнет в виде 5-литровой баклажки. Емкость поместить в холодное место на 3 суток. Каждую тушку промыть от солевых остатков, вымочить 2 часа и повесить в помещении с качественным проветриванием на неделю.

Окунь

Окуня тщательно промыть, очистить грубую чешую, освободить от кишок, срезать жабры и спинной плавник. Рыбу, натертую солью, выложить рядами на слой соли в эмалированную емкость. Сверху емкость прикрыть крышкой и придавить конструкцию гнетом.

Оставить окуня засаливаться на 10 дней, после этого рыбу вывесить на просушку за голову в месте с хорошей вентиляцией без яркого солнца и насекомых. Между ребрами вставить деревянные палочки, чтобы обеспечить вентиляцию мякоти. Таким же образом можно обеспечить просолку плотвы и воблы.

Из карпа

Главным условием готовки таранки из карпа является солнечная погода и наличие соли с приправами. Для 1 рыбины потребуется 5 ст. л. крупноперебитой соли, щепотка приправы и черного свежедробленого перца. У карпа вырезать потроха, очистить чешую, отрезать хвост и плавники. Тушки тщательно промыть. Мякоть засыпать солью, дробленым перцем и порошковыми рыбными специями.

Тушку выложить под пресс, убрать конструкцию в холодильник и на второй день слить выделившийся рассол. Выдержать рыбу в холоде 5 дней. После промыть тушки в воде и вывесить на проволоку под сетку, чтобы насекомые не садились на мясо. Высушивание карпа длится около 6 дней, срок зависит от температуры на улице, оптимальная – 18℃.

Секреты гурманов

Чтобы правильно готовить рыбу, необходимо следовать простым советам гурманов:

  • Для готовки нужно использовать крупные кристаллы соли, которые хорошо вытягивают влагу из рыбы. Чем меньшее количество жидкости останется в тушке, тем вкуснее получится таранка.
  • Добавка в рецепт рассола сахара придаст мясу нежности и пикантности.
  • Вес груза оптимально составляет 5-15 кг, а в летнее время лучше укутать заготовку несколькими слоями марли.
  • Для лучшего просушивания тушки лучше надрезать после засолки.
  • Для стекания жидкости нужно просверлить в емкости отверстия, так не нужно будет вычерпывать его руками.
  • Из засушенной рыбы можно собирать красивые рыбные букеты.

Принципы правильного хранения

Засоленную и высушенную таранку следует хранить до 4 месяцев. Тушки лучше класть послойно в стерильные банки, прикатать крышками и спрятать в подвал на 10 месяцев. Также таранку можно держать в мешке, плетеной корзине или в конверте из пергаментной бумаги. Лучше держать заготовку в прохладном месте, избегая полиэтиленовых пакетов и фольги, так как этот материал не позволяют заготовке дышать, отчего рыба портится.

В условиях холодильника рыба должна храниться в зоне свежести, при этом тушки следует промазать оливковым маслом и выложить в стерильные банки. Нельзя держать таранку на воздухе, так как жир в ее составе окисляется, при этом рыба приобретает прогорклый привкус.

При повышенной влаге рыба покрывается плесенью, а при пониженной она высыхает. Лучшие условия хранения – 80% влаги и температура 4-6℃. Рыба хранится 10 месяцев в обертке из крафт-бумаги, вскрытой полиэтиленом.

В итоге

Соленая, отмоченная и просушенная таранка из разных сортов рыбы – полезный снек, богатый ценным белком, йодом, хромом, рыбьим жиром и многими прочими полезными элементами. Из соленой рыбы получаются отменные снеки к пиву с приятным ароматом, мягким вкусом и светящейся структурой мякоти.

Вкусная вяленая и соленая плотва к пиву

Многие считают, что ловить нужно именно крупную рыбу, а вот плотву отпускать. Но это неправильно: из этой рыбки можно готовить множество блюд, а особенно вкусна вяленая плотва. В данной статье представлены самые простые приготовления этого морепродукта.

Вяленая

Время, затраченное на приготовление, – несколько дней.

  • Плотва 3 кг
  • Соль 1 кг
  • Сахар-песок 3 ст. ложки

Соленая

Время, затраченное на приготовление, – 3 дня.

Калорийность 100 гр. – 88 ккал., из них белки – 26 г., жиры – 27 г., углеводы – 0 г.

Количество порций по этому рецепту зависит от того, сколько имеется рыбки.

Чтобы засолить таранку в домашних условиях, необходимы следующие компоненты:

  • Плотва – 3 кг.;
  • Соль – 1 кг.;
  • Пищевая селитра – 100 гр.

  1. Перед тем как солить плотву, необходимо ее хорошенько промыть. Соль и селитру смешать в одной емкости. Хорошенько промазать каждую рыбу получившейся смесью.
  2. Главное условие вкусной соленой рыбы – она должна быть свежая, только что выловленная или куплена у проверенного рыбака. Замороженную плотвичку солить не рекомендуется. Лучше подвергнуть ее термической обработке.
  3. Выложить на дно большой емкости сначала слой рыбки, покрыть ее соляной смесью и чередовать до окончания рыбы.
  4. Накрыть крышечкой и закрепить все гнетом. Все убрать в холодное место и оставить так до полной засолки плотвы. Получается приятная по цене закуска к пиву.
  5. Таким образом можно сделать совершенно любую речную рыбу: карася, толстолобика или небольших карпов. Все должно получиться примерно как на следующем фото.

Сушеная

Время готовки – несколько дней.

Калорийность 100 гр. – 132 ккал., из них белки – 24 г., жиры – 27 г., углеводы – 0,2 г.

Число порций по данному рецепту зависит от того, сколько имеется в наличии рыбы.

Перед тем как сушить рыбу, необходимо убедиться, что в наличии имеются следующие простые компоненты:

  • Свежая плотва – 5 кг.;
  • Соль – 1,5 кг.;
  1. Чтобы правильно засушить тарань, необходимо сначала ее хорошенько промыть под струей проточной водички. После этого каждую из рыбок тщательно промокнуть бумажными салфетками или полотенцами. Уложить во вместительную флягу или кастрюльку. Засыпать все соляной смесью и оставить.
  2. Если посолить рыбу не только с помощью обычных ингредиентов, а добавить немного кориандра, то получится ароматная плотва пряного посола.
  3. Зафиксировать ее с помощью гнета и поместить в холодильник на несколько дней. После этого извлечь рыбу, хорошенько вымочить от соли и вывесить ее на веревке на балконе или во дворе частного дома для сушки. Получается очень вкусная вяленая тарань, которая хорошо сочетается как с пенным напитком, так и с отварной картошечкой.

Тузлучная

Время приготовления – 4 дня.

Калорийность 100 гр. – 239 ккал., из них белки – 41 г., жиры – 4,9 г., углеводы – 0,2 г.

Количество порций – 15.

  1. Для засолки плотвы этим способом, понадобятся те же ингредиенты, что и в предыдущих рецептах. Главным фактором правильного засаливания рыбы является то, что соляной раствор не сливается в процессе приготовления.
  2. Для того чтобы засолить таранку, ее надо хорошо промыть в нескольких водах и слить всю жидкость. В отдельной емкости смешать соль (в пропорциях 3 кг. соли на 10 кг. рыбы) и немного сахара, залить водой и хорошо все размешать. Залить им плотву и оставить все в холодильнике или прохладном погребе. Солится такая рыба примерно 2-3 дня. Таким же образом можно сделать карася, красноперку или любую другую рыбку.
  3. После этого при желании плотву можно сушить, вялить или сразу употреблять в пищу. Приятного аппетита!

С внутренностями

Время готовки – 3 дня.

Пищевая ценность 100 гр. готового продукта – 297 ккал., из них белки – 41 г., жиры – 4,9 г., углеводы – 0,4 г.

Количество порций – 10.

Для приготовления вяленой плотвы с кишками необходимы:

  • Плотва – 5 кг.;
  • Соль – 1,5 кг.
  • Кориандр – 100 гр.

  1. Чтобы подготовить рыбку для вяления, необходимо ее тщательно промыть в нескольких водах, не удаляя кишки, чешую и внутренности.
  2. Для того чтобы посолить плотву по этому способу, нужно раздобыть вместительный деревянный ящик или бочку. На дно выложить рыбу, все тщательно посолить и посыпать кориандром, накрыть все крышкой и поставить под гнет.
  3. Поместить в прохладное место. Солится она примерно 2-3 дня. После этого вымочить рыбу и можно подавать к столу, сушить или вывешивать для вяления. Рыба должна походить примерно как на закуску на следующем фото.

Получается очень вкусная плотва пряного посола. Приятного аппетита!

Без внутренностей

Время готовки – 3 дня.

Пищевая ценность 100 гр. готового продукта – 297 ккал., из них белки – 41 г., жиры – 4,9 г., углеводы – 0,4 г.

Количество порций – 10.

  1. Чтобы правильно завялить рыбку по данному рецепту, необходимы такие же компоненты как в предыдущих вариациях.
  2. Плотву перед процессом вяления промыть и выпотрошить. Хорошо покрыть солью как внутри, так и в брюшках. На дно вместительной емкости выложить рыбку, присыпать солью, убрать в холодильник или погреб.
  3. После этого можно уже засушить рыбку, вывесив ее на надежную веревку во дворе или на балконе. Главное, чтобы помещение было хорошо проветриваемым.

Подготовка перед приготовлением

Здесь нет особых премудростей. Перед сушкой рыбу необходимо промыть в нескольких водах, чтобы избавиться от неприятного запаха. Нужно ли потрошить рыбу перед процессом вяления зависит от того, какой способ готовки избран. Можно завялить ее с кишками, или же без внутренностей. Другой особой подготовки плотва не требует.

Вымачивание

Прежде чем солить плотву для сушки, нужно понимать, что рыбу нужно вымачивать. Тарань должна пробыть в воде не менее 2-3 часов. После этого можно разложить рыбку на бумажных полотенцах или дать стечь воде на веревке в доме или на балконе.

Сушеную рыбку любят все без исключения. Кто-то не представляет без нее себе распитие пенного напитка, иные едят ее соленой под картошечку. А вот какой из рецептов, представленных в данной статье, выбрать – каждый должен решить самостоятельно.

Вяленая тарань: изысканный деликатес в домашних условиях

Экология потребления: На Дону таранью называют вяленую воблу, привозимую с Волги. Раньше впадающие в Азовское море реки были буквально переполнены таранью

Тарань представляет собой одну из разновидностей плотвы. Отличается она от обычной плотвы большей высотой тела, меньшим размером чешуи, утолщенными зубами, количеством (меньшим) лучей в заднепроходном плавнике. Раньше тарань поступала в торговлю в вяленом виде и представляла излюбленную пищу для народов Кубани, Дона, Приазовья. Сегодня под названием тарань понимают не только данный вид рыбы, но также и смешанные виды различной породы рыбы.

На Дону таранью называют вяленую воблу, привозимую с Волги. Раньше впадающие в Азовское море реки были буквально переполнены таранью, и целые горы этого высушенного продукта привозили на рыбный рынок в станице Гниловской. Затем чумаки развозили товар по всей территории Украины. Но со временем тарань практически исчезла из Азовского бассейна из-за ее бесконтрольного лова ещё до нереста и уничтожения маленьких особей.

Рыба таранка или таранька — это распространенное название вяленой сушеной рыбы. В основном для её приготовления используется рыба, которая относится к семейству карповых. Это может быть плотва, вобла и, конечно же, тарань, от которой и пошло само название «таранка». Однако можно приготовить таранку можно из других видов рыбы: щуки, леща, карася, бычка. Тарань вяленая считается традиционно русской закуской (снеком) к пенному напитку. Её приготовление (сушка в солёном виде) продолжается от нескольких дней до нескольких недель. Всё зависит от рецепта приготовления, от того, какой результат хочется получить и размера рыбы. Некоторые люди любят вяленую таранку, другие предпочитают сушеную.

Какую рыбу лучше брать для вяления?

Практически любую. Но опытные рыбаки больше любят плотву, красноперку, пескарей, ершей. Лучше всего подойдет рыба средней жирности, такая как вобла, лещ, чехонь, подлещик.

Многие предпочитают сушить рыбу в естественных условиях, на свежем воздухе, сооружая многочисленные конструкции в виде ящиков с сеткой. Но если хочется высушить вкусное лакомство как можно быстрей или не позволяют в данный момент погодные условия, то подойдёт вполне обычная духовка, русская печка, электрическая сушилка, приобретенная в магазине. Во всех случаях предварительная подготовка остается одинаковой.

По сути дела сушка и вяление – это один процесс, только с разным названием. Его особенность в том, что просоленная предварительно рыба провяливается (сушится) определенное количество времени. В результате этого процесса рыба будет вполне пригодной для употребления в пищу без другой обработки её термическим способом. По мере хранения в вяленой рыбе уменьшается количество влаги и жира, поэтому её называют высушенной. Вялят лишь только те виды рыбы, которые в процессе обработки приобретают особенный вкус и аромат.


В летнее время лучше не готовить непотрошеную рыбу, так как в это время растительноядные рыбы питаются планктоном и зеленью, которые в процессе вяления придадут неприятный запах и прогоркловатый привкус. Если есть желание завялить крупную рыбу непотрошеной, то перед погружением ее в рассол в брюшко через рот заливают крепкий раствор соли при помощи шприца или спринцовки.

Читайте также:  Запеченная форель в духовке в фольге

Полностью готовая рыба имеет хорошо просматриваемую на свет структуру, на её поверхности не выделяется соль. После удаления чешуи и кожи появляется ароматный слой мяса нежного и упругого и блестящий жирок. После сушки вяленая рыба должна дозреть от трех недель до месяца.

Как вялить рыбу?

Вяление и сушение рыбы считается одним из способов её заготовки и сохранения. Предварительно просоленная рыба по истечении определенного времени провяливается в специальных приспособлениях. Это может быть самостоятельно изготовленный прибор или сушилка для рыбы Изидри. В результате продукт можно употреблять без термической обработки.

Вяленую тарань делают с помощью засаливания, вымачивания и последующей сушки. Название произошло от рыбы плотвы (тарань), которая давно для этого использовалась.

Засолку осуществляют одним из способов – мокрым или сухим. Мокрым способом лучше солить рыбу небольшого размера, а сухим – засаливают крупную рыбу весом больше килограмма.

1. Метод мокрой засолки

Обычно рыбу солят в рассоле, который называется тузлук. Выдержать её там необходимо три или четыре дня. При мокром способе засолки (тузлучном) делают крепкий раствор соли такой, чтобы на его поверхности всплывало сырое куриное яйцо. Свежую обработанную рыбу опускают полностью в раствор. Сверху необходимо положить антикоррозийную проволочную сетку и на неё гнёт. Для тузлучного способа засолки выбирают рыбу весом до 500 грамм и под гнётом держат 3 суток в прохладном месте. По прошествии этого времени для снижения количества соли в рыбе необходимо её вымачивать.

Рыбу моют холодной проточной водой, уделяя внимание брюшкам (если рыба выпотрошена) и жабрам. Далее рыбу вымачивают в пресной воде (для мелкой необходимо полчаса, более крупные экземпляры вымачиваются несколько часов, воду нужно периодически менять). В процессе вымачивания после сливания первой воды рыбу оставляют на пару часов в сухом виде, чтобы в ней произошло распределение соли и для уменьшения соленость внутренностей рыбы. Когда при вымачивании рыба начнёт всплывать, значит, посол стал нежным, если посмотреть на рыбу на свет, то она станет прозрачно-янтарной. А после сушки она приобретет слегка красноватый цвет. Перед отправкой на сушку рыбу располагают на бумаге или тщательно протирают мягкой ветошью. Считается, что рыба не возьмёт соли больше положенного. Кристаллы соли закупоривают пространство между волокнами мяса рыбы и поэтому остальная соль не может проникнуть в тушку.
Небольшие хитрости:

• В живом виде рыба просаливается лучше, так как она, наглотавшись солевого раствора, будет более равномерно просаливаться.
• Крупные экземпляры для лучшей просушки можно надрезать.
• Цель засолки – это удаление лишней влаги. Для этого следует использовать крупную соль, которая вытягивает из рыбы жидкость.
• Гнёт нужен для предотвращения появления в рыбе полостей, где развиваются гнилостные бактерии, появления пузырьков газа.
•Засолка должна происходить в холодном месте (холодильник или погреб). Если в рыбе остаются непросолы, то от порчи её предохраняет холод.

2. Метод сухой засолки

В посуду из нержавейки насыпают соли примерно слоем полсантиметра. Рыбу тщательно промывают, у крупных экземпляров более 0,8 кг вынимают осторожно внутренности, маленькую рыбешку засаливают целиком. При сухой засолке рыбу натирают солью от хвоста к голове, плотно набивают солью жабры и складывают в емкость плотными рядами спинкой к животу, головой к хвосту, так как при таком способе рыба лучше просолиться под гнетом. Внутрь брюшины рыбы необходимо засыпать соль.

Рыбу посыпают солью в таком количестве, чтобы образовался плотный соляной слой. Затем укладывается таким же способом второй слой рыбы и соли. Далее на рыбу кладут крышку таким образом, чтобы она плотно не прижималась к стенкам посуды, и к рыбе был небольшой приток воздуха. На крышку ставят гнёт и емкость убирают в холодное место (это может быть холодильник или в зимнее время балкон, только следить, чтобы на неё не попадали лучи солнца). Периодически с рыбы следует сливать образовавшийся сок. Для мелкой рыбы (до 100 гр.) время засолки составляет сутки или двое. Для средней рыбешки (до 800 грамм) не больше 3-4 суток. Крупные тушки (от килограмма) солят от 5 суток до двух недель. Понять о том, что рыба просолилась можно по прекращению выделения из неё сока.

Чтобы получилась равномерная просолка для начала можно положить немного больше половины предназначенного груза, а через 6 часов добавить остальное. Вес гнёта выбирается от количества засаливаемой рыбы и её веса. Для крупных особей необходим груз 15-20 килограмм. Если тушки средних размеров (250 грамм, полкило) вес гнёта должен составлять 12 -15 кг. Верхний слой рыбы посыпается обильно солью так, чтобы она вся была покрыта солью. Когда вся рыба будет уложена, ёмкость с гнётом покрывают марлей или другой пористой тканью, обматывают веревкой или резинкой, чтобы избежать попадания туда насекомых.

Если засаливается таранка в домашних условиях, то мелкую рыбу не потрошат, у крупных особей все внутренности удаляются вместе со сгустками крови. С внутренней стороны рыбы делают неглубокий надрез к спинному плавнику, не повреждая кожу. Лучше применять крупную соль, так как мелкая образует корку на рыбе, и она не даёт просолить тушку равномерно и качественно.

Далее рыбу вынимают и тщательно моют. Затем замачивают в воде часа на два и снова прополаскивают с добавлением столового уксуса, для предотвращения появления в ней живых организмов. Если будет использоваться сушилка Изидри, то перед сушением у рыбы надламливают жабры, чтобы они быстрее просохли. Если экземпляры крупные, то на разрезанном брюхе делают распорки из спичек или зубочисток. Таким образом она останется жирной и более вкусной.

Как хранить вяленую рыбу?

Хранить хорошо просушенную рыбу следует в жестяных банках с плотными крышками.

Хранить рыбу можно в мешке, корзине вдали от солнечного света. Крупные экземпляры заворачивают в пергамент. Таким образом сушеная рыба можно сохраниться до 4 месяцев. Вяленую рыбу хранят в ситцевом мешочке в прохладном сухом месте. Если таранка получилась пересушенной, то ей можно вернуть упругость, намочив водой и завернув во влажную бумагу на двое суток, смачивая периодически водой по мере высыхания. Рыбу хранят в холодильнике, положив либо в целлофановый пакет, либо в фольгу. Если есть намерение сохранить рыбу надолго, то следует её периодически смазывать растительным маслом. Хранят рыбу и в герметичных банках. Хорошо упакованная вяленая рыба не портится до 10 месяцев, но иногда при длительном хранении теряет свои вкусовые качества.

Чем полезна тарань и с чем её лучше употреблять?

В рыбе есть множество нужных человеку веществ, при этом ее калорийность в 100 граммах составляет всего 88 ккал. Содержание в ней белков составляет 17,5 грамм, жиров – 2 грамма, углеводов – 0.

В тарани содержится очень много белка, который легко усваивается организмом человека. Также в ней есть хром, фтор, никель, молибден, сера, хлор. Белок из сушеной рыбы помогает регулировать обмен веществ в организме. Рыбий жир регулирует свертываемость крови, так как в нем содержатся жирные кислоты, которые помогают снижать уровень «плохого» холестерина, поэтому риск получить инсульт снижается. Йод способствует правильной работе щитовидки. В вяленой рыбе содержатся витамины группы В, витамин А, Е, магний, железо, фтор, которые важны для нормальной работы мозга, сердца.

Многие люди предпочитают употреблять сушеную рыбку в качестве деликатеса к пиву. Классикой считается вяленая вобла. Но не каждый любитель может отличить вкусную рыбу по внешнему виду. Вкусная и хорошая таранка имеет приятный вяленый вкус, красивый цвет, без наличия плесени, она не слишком мягкая, но и не пересушенная, без желтизны. Следует заслонить рыбкой источник света и тогда можно увидеть, как она засветится.

Превосходно подходит тарань в качестве закуски к пиву. Это неотъемлемые компоненты друг для друга. При умеренном потреблении рыбы вместе с пенным напитком такое сочетание вкусностей принесёт только пользу, так как в пиве содержится много витамина группы В из пивных дрожжей. Этот витамин укрепляет сердечную мышцу. Много в пиве и аскорбиновой кислоты. А в сушеной рыбе много содержатся омега 3 жирные кислоты, которые полезны для профилактики раковых заболеваний, старческого слабоумия, инсульта, инфаркта.

Конечно, вкус у каждой рыбы свой и зависит он от времени её отлова, места обитания. Для тех, кто предпочитает жирную рыбу, лучше всего подойдет вяленый лещ. Если его вяление происходило с непотрошеным брюшком, то при разрезе жир начинает буквально сочиться, мясо на вкус будет ароматным и вкусным.

В меру жирная рыба – вяленый чехонь и вомер, которые отличаются нежным и вкусным мясом. Морской ерш имеет нежное вкусное и питательное золотистое мясо. Такая рыба прекрасно чистится, и в ней очень мало костей. Вяленый окунь имеет немного сладковатое и волокнистое мясо, нежирное. Вяленая щука имеет насыщенный и терпкий аромат, отличный вкус.

Можно в небольших количествах употреблять сушеную рыбу и беременным. Многочисленные тесты показали, что у беременных женщин, которые употребляли в третьем триместре вяленую рыбу, рожали более спокойных детей и снижался риск преждевременных родов.

Использовать сушеную рыбу можно не только как снеки к пиву. Иногда ее применяют для приготовления ухи. Слишком пересушенные экземпляры перемалывают в муку и используют в качестве заправки для салатов с рыбой, рыбных супов, котлет.

Есть и еще один оригинальный рецепт, в котором используется сушеная рыба. Это сметанная паста. Для ее приготовления следует смешать стакан сметаны с четвертью стакана майонеза, добавить туда пару ложек лимонного сока, зубчик чеснока, немного черного перца, столовую ложку зелени петрушки и стакан покрошенной сушеной рыбы. Такую пасту можно подавать с сухим соленым печеньем, с кружочками огурца или помидоры.

Заключение

Чтобы получилась вкусная спинка рыбки нежного посола и красивого янтарного цвета нужен определенный опыт, но постепенно можно научиться сушить таранку, которая по своему вкусу, цвету и аромату превосходит во много раз покупную. И тогда насладиться прекрасной ароматной рыбкой вряд ли кто откажется. Некоторые ценители пенного напитка приравнивают процесс употребления пива с рыбой к японской чайной церемонии. Они буквально смакуют каждый ее кусочек, признавая вяленую или сушеную рыбу изысканным деликатесом. опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Судно на воздушной подушке своими руками

Ховеркрафт – это транспортное средство, способное перемещаться как по воде, так и по суше. Подобное средство передвижения совсем не сложно сделать своими руками.

Что такое “ховеркрафт”?

Это аппарат, где совмещены функции автомобиля и лодки. В результате этого получилось судно на воздушной подушке (СВП), обладающее уникальными характеристиками проходимости, без потерь скорости при движении по воде благодаря тому, что корпус судна перемещается не по воде, а над ее поверхностью. Это дало возможность двигаться по воде гораздо быстрее, за счет того, что сила трения водных масс не оказывает никакого сопротивления.

Хотя судно на воздушной подушке и обладает рядом достоинств, его область применения не получила столь широкого распространения. Дело в том, что не по любой поверхности этот аппарат может передвигаться без особых проблем. Для него нужна мягкая песчаная или грунтовая почва, без наличия камней и других преград. Наличие асфальта и других твердых оснований может привести в негодность днище судна, которое создает воздушную подушку при движении. В связи с этим, “ховеркрафты” используются там, где нужно больше плыть и меньше ехать. Если наоборот, то лучше воспользоваться услугами автомобиля-амфибии с колесами. Идеальные условия их применения – это труднопроходимые болотистые места, где кроме судна на воздушной подушке (СВП) никакой другой транспорт проехать не сможет. Поэтому СВП и не получили столь широкого распространения, хотя подобным транспортом пользуются спасатели некоторых стран, таких как Канада, например. По некоторым данным, СВП находятся на вооружении стран НАТО.

Как приобрести подобный транспорт или как его сделать своими руками?

Ховеркрафт – это дорогой вид транспорта, средняя цена которого доходит до 700 тыс. рублей. Транспорт типа “скутер” стоит раз в 10 дешевле. Но при этом следует учитывать тот факт, что транспорт заводского изготовления всегда отличается лучшим качеством, по сравнению с самоделками. Да и надежность транспортного средства выше. К тому же, заводские модели сопровождаются заводскими гарантиями, чего не скажешь о конструкциях, собранных в гаражах.

Заводские модели всегда были ориентированы на узкопрофессиональное направление, связанное либо с рыбалкой, либо с охотой, либо со специальными службами. Что касается самодельных СВП, то они встречаются крайне редко и тому есть свои причины.

К таким причинам следует отнести:

  • Довольно высокую стоимость, а также дорогое обслуживание. Основные элементы аппарата быстро изнашиваются, что требует их замены. Причем каждый такой ремонт выльется в копеечку. Подобный аппарат позволит себе купить только богатый человек, да и то он подумает лишний раз, стоит ли с ним связываться. Дело в том, что такие мастерские – это такое же редкое явление, как и само транспортное средство. Поэтому, выгоднее приобрести гидроцикл или квадроцикл для перемещения по воде.
  • Работающее изделие создает много шума, поэтому передвигаться можно только в наушниках.
  • При движении против ветра существенно падает скорость и значительно увеличивается расход горючего. Поэтому, самодельные СВП – это скорее демонстрация своих профессиональных способностей. Судном не только нужно уметь управлять, но и уметь его ремонтировать, без существенных затрат средств.

Процесс изготовления СВП своими руками

Во-первых, собрать в домашних условиях хорошее СВП не так-то и просто. Для этого необходимо иметь возможности, желание и профессиональные навыки. Не помешает и техническое образование. Если отсутствует последнее условие, то лучше от постройки аппарата отказаться, иначе можно разбиться на нем при первом же испытании.

Все работы начинаются с эскизов, которые потом трансформируются в рабочие чертежи. При создании эскизов следует помнить, что этот аппарат должен быть максимально обтекаемым, чтобы не создавать лишнего сопротивления при движении. На этом этапе следует учитывать тот фактор, что это, практически, воздушное средство передвижения, хотя оно и находится очень низко к поверхности земли. Если все условия взяты во внимание, то можно приступать к разработке чертежей.

На рисунке представлен эскиз СВП Канадской службы спасения.

Технические данные аппарата

Как правило, все судна на воздушной подушке способны развивать приличную скорость, которую не сможет развить никакая лодка. Это если учесть, что лодка и СВП имеют одинаковую массу и мощность двигателя.

При этом, предложенная модель одноместного судна на воздушной подушке рассчитана на пилота весом от 100 до 120 килограммов.

Что касается управления транспортным средством, то оно довольно специфичное и в сравнении с управлением обычной моторной лодкой никак не вписывается. Специфика связана не только с наличием большой скорости, но и способом передвижения.

Основной нюанс связан с тем, что на поворотах, особенно на больших скоростях, судно сильно заносит. Чтобы подобный фактор свести к минимуму, необходимо на поворотах наклоняться в сторону. Но это кратковременные трудности. Со временем техника управления осваивается и на СВП можно показывать чудеса маневренности.

Какие нужны материалы?

В основном понадобится фанера, пенопласт и специальный конструкторский набор от ”Юниверсал Ховеркрафт”, куда входит все необходимое для самостоятельной сборки транспортного средства. В комплект входит изоляция, винты, ткань для воздушной подушки, специальный клей и другое. Этоn набор можно заказать на официальном сайте, заплатив за него 500 баксов. В комплект также входит несколько вариантов чертежей, для сборки аппарата СВП.

Как изготовить корпус?

Поскольку чертежи уже имеются, то форму судна следует привязать к готовому чертежу. Но если имеется техническое образование, то, скорее всего, будет построено судно не похожее ни на какой из вариантов.

Днище судна изготавливается из пенопласта, толщиной 5-7 см. Если нужен аппарат для перевозки больше, чем одного пассажира, то снизу крепится еще один такой лист пенопласта. После этого, в днище делаются два отверстия: одно предназначается для потока воздуха, а второе для обеспечения подушки воздухом. Вырезаются отверстия с помощью электрического лобзика.

Читайте также:  Приготовления постной, эффективной прикормки

На следующем этапе осуществляют герметизацию нижней части транспортного средства от влаги. Для этого, берется стекловолокно и клеится на пенопласт с помощью эпоксидного клея. При этом, на поверхности могут образоваться неровности и воздушные пузыри. Чтобы от них избавиться, поверхность покрывается полиэтиленом, а сверху еще и одеялом. Затем, на одеяло ложится еще один слой пленки, после чего она фиксируется к основанию скотчем. Из этого “бутерброда” лучше выдуть воздух, воспользовавшись пылесосом. По истечении 2-х или 3-х часов эпоксидная смола застынет и днище будет готовым к дальнейшим работам.

Верх корпуса может иметь произвольную форму, но учитывать законы аэродинамики. После этого приступают к креплению подушки. Самое главное, чтобы в нее поступал воздух без потерь.

Трубу для мотора следует использовать из стирофома. Здесь главное, угадать с размерами: если труба будет слишком большой, то не получится той тяги, которая необходима для подъема СВП. Затем следует уделить внимание креплению мотора. Держатель для мотора – это своеобразный табурет, состоящий из 3-х ножек, прикрепленных к днищу. Сверху этой “табуретки” и устанавливается двигатель.

Какой нужен двигатель?

Имеется два варианта: первый вариант – это применение двигателя от компании “Юниверсал Ховеркрафт” или использование любого подходящего движка. Это может быть двигатель от бензопилы, мощности которого вполне хватит для самодельного устройства. Если хочется получить более мощное устройство, то следует брать и более мощный двигатель.

Желательно использовать лопасти заводского изготовления (те, что в наборе), так как они требуют тщательной балансировки и в домашних условиях это сделать достаточно сложно. Если этого не сделать, то разбалансированные лопасти разобьют весь двигатель.

Проект и чертежи катера на воздушной подушке

Постройке транспортного средства, которое позволяло бы передвигаться как по суше, так и по воде, предшествовало знакомство с историей открытия и создания оригинальных амфибий — аппаратов на воздушной подушке (АВП), изучение принципиального их устройства, сравнение различных конструкций и схем.

С этой целью я посетил немало интернетовских сайтов энтузиастов и создателей АВП (в том числе и зарубежных), познакомился с некоторыми из них очно.

В конце концов, за прототип задуманного катера взял английский «Ховеркрафт» («парящее судно» — так в Великобритании называют АВП), построенный и испытанный тамошними энтузиастами. Наши наиболее интересные отечественные машины этого типа большей частью создавались для силовых ведомств, а в последние годы — для коммерческих целей, имели большие габариты, и потому мало подходили для любительского изготовления.

Мой аппарат на воздушной подушке (я его называю «Аэроджип») — трехместный: пилот и пассажиры располагаются по Т-образной схеме, как на трицикле: пилот впереди посередине, а пассажиры позади рядом, один около другого. Машина одномоторная, с разделяющимся воздушным потоком, для чего в его кольцевом канале немного ниже его центра установлена специальная панель.

Технические данные катера на воздушной подушке
Габаритные размеры, мм:
длина3950
ширина2400
высота1380
Мощность двигателя, л. с.31
Масса, кг150
Грузоподъемность, кг220
Запас топлива, л12
Расход топлива, л/ч6
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град.20
волна, м0,5
Крейсерская скорость, км/ч:
по воде50
по грунту54
по льду60

Катер на воздушной подушке состоит из трех основных частей: винтомоторной установки с трансмиссией, стеклопластикового корпуса и «юбки» — гибкого ограждения нижней части корпуса — так сказать, «наволочки» воздушной подушки.


Катер на воздушной подушке «Аэроджип»:
1 — сегмент (плотная ткань); 2 — швартовная утка (3 шт.); 3 — ветровой козырек; 4 — бортовая планка крепления сегментов; 5 — ручка (2 шт.); 6 — ограждение воздушного винта; 7 — кольцевой канал; 8 — руль направления (2 шт.); 9 — рычаг управления рулями; 10 — лючок доступа к бензобаку и аккумулятору; 11 — сиденье пилота; 12 — пассажирский диван; 13 — кожух двигателя; 14 — двигатель; 15 — наружная оболочка; 16 — наполнитель (пенопласт); 17 — внутренняя оболочка; 18 — разделительная панель; 19 — воздушный винт; 20 — втулка воздушного винта; 21 — приводной зубчатый ремень; 22 — узел для крепления нижней части сегмента.
увеличить, 2238х1557, 464 КБ

Корпус катера на воздушной подушке

Он двойной: стеклопластиковый, состоит из внутренней и наружной оболочек.

Наружная оболочка имеет довольно простую конфигурацию — это всего лишь наклонные (около 50° к горизонтали) борта без днища — плоские почти по всей ширине и слегка выгнутые в верхней ей части. Носовая часть — скругленная, а задняя имеет вид наклонного транца. В верхней части по периметру наружной оболочки вырезаны продолговатые отверстия-пазы, а внизу снаружи закреплен в рым-болтах охватывающий оболочку трос для крепления к нему нижних частей сегментов.


Теоретический чертеж корпуса катера на воздушной подушке:
1 — внутренняя оболочка; 2 — наружная оболочка.
увеличить, 1496х1637, 263 КБ

Внутренняя оболочка по конфигурации посложнее, чем наружная, поскольку она имеет практически все элементы маломерного судна (скажем, шлюпки или лодки): борта, днище, выгнутые планшири, небольшую палубу в носу (нет только верхней части транца в корме), — при этом выполненные, как одна деталь. К тому же по середине кокпита вдоль него к днищу приклеен еще отдельно отформованный туннель с банкой под сиденье водителя, В нем размещаются топливный бак и аккумулятор, а также проложен трос «газа» и трос управления рулями.


Кормовая часть внутренней оболочки
(в положении вверх днищем).

В кормовой части внутренней оболочки устроен своеобразный ют, приподнятый и открытый спереди. Он служит основанием кольцевого канала для воздушною винта, а его палуба-перемычка — разделителем воздушного потока, часть которого (поддерживающий поток) направляется в отверстие шахты, а другая часть — для создания пропульсивной силы тяги.

Все элементы корпуса: внутренняя и наружная оболочки, туннель и кольцевой канал — выклеивались по матрицам из стекломата толщиной около 2 мм на полиэфирной смоле. Конечно, эти смолы уступают винилэфирным и эпоксидным по адгезии, уровню фильтрации, усадке, а также выделению вредных веществ при высыхании, но имеют неоспоримое преимущество в цене — они значительно дешевле, что немаловажно. Для тех, кто намеревается использовать такие смолы, напомню, что помещение, где проводятся работы, должно иметь хорошую вентиляцию и температуру не менее 22°С.


Носовая часть наружной оболочки.

Матрицы изготавливались заранее по мастер-модели из таких же стекломатов на той же полиэфирной смоле, только толщина их стенок была побольше и составляла 7—8 мм (у оболочек корпуса — около 4 мм). Перед выклейкой элементов с рабочей поверхности матрицы были тщательно убраны все шероховатости и задиры, и она трижды покрывалась разбавленным в скипидаре воском и полировалась. После этого на поверхность распылителем (или валиком) был нанесен тонкий слой (до 0,5 мм) гелькоута (цветного лака) выбранного желтого цвета.

После его высыхания начался процесс выклейки оболочки по следующей технологии. Вначале с помощью валика восковая поверхность матрицы и сторона стекломата с более мелкими порами промазываются смолой, и затем мат укладывается на матрицу и прикатывается до полного удаления воздуха из-под слоя (при необходимости можно сделать и небольшую прорезь в мате). Таким же образом укладываются и последующие слои стекломатов до требуемой толщины (4—5 мм), с установкой, где необходимо, закладных деталей (металлических и деревянных). Излишние лоскуты по краям обрезаются при выклейке «помокрому».

Рекомендуется для изготовления бортов корпуса использовать 2—3 слоя стекломата, а днища — до 4 слоев. При этом следует проклеить дополнительно еще все углы, а также места вворачивания крепежных деталей.

После отвердения смолы оболочка легко снимается с матрицы и обрабатывается: обтачиваются края, вырезаются пазы, сверлятся отверстия.

Для обеспечения непотопляемости «Аэроджипа» к внутренней оболочке приклеивают куски пенопласта (например, мебельного), оставляя свободными лишь каналы для прохода воздуха по всему периметру. Куски пенопласта склеиваются между собой смолой, а к внутренней оболочке прикрепляются полосками стекломата, тоже смазанными смолой.


Сборка внутренней и наружной оболочек
(в положении вверх днищем).

После изготовления по отдельности наружной и внутренней оболочек они состыковываются, скрепляются струбцинами и саморезами, а затем соединяются (склеиваются) по периметру полосками промазанного полиэфирной смолой того же стекломата шириной 40—50 мм, из которого были изготовлены сами оболочки. После этого корпус оставляют до полной полимеризации смолы.

Через сутки к верхнему стыку оболочек по периметру прикрепляют вытяжными заклепками дюралюминиевую полосу сечением 30×2 мм, установив ее вертикально (на ней фиксируются язычки сегментов). К нижней части дна приклеивают деревянные полозья размерами 1500x90x20 мм (длина х ширина х высота) на расстоянии 160 мм от края. Сверху на полозья наклеивается один слой стекломата. Точно так же, только изнутри оболочки, в кормовой части кокпита, устраивается основание из деревянной плиты под двигатель.

Стоит отметить, что по такой же технологии, по которой изготавливались наружная и внутренняя оболочки, выклеивались и более мелкие элементы: внутренняя и наружная оболочки диффузора, рули поворота, бензобак, кожух двигателя, ветроотбойник, тоннель и сиденье водителя. Тем же, кто только начинает работать со стеклопластиком, рекомендую подготавливать изготовление катера именно с этих мелких элементов. Полная масса стеклопластикового корпуса вместе с диффузором и рулями направления — около 80 кг.

Конечно, изготовление такого корпуса можно поручить и специалистам — фирмам, производящим стеклопластиковые лодки и катера. Благо и в России их немало, да и расходы будут соизмеримы. Однако в процессе самостоятельного изготовления удастся получить необходимые опыт и возможность в дальнейшем самому моделировать и создавать различные элементы и конструкции из стеклопластика.

Винтомоторная установка катера на воздушной подушке

Она включает в себя двигатель, воздушный винт и трансмиссию, передающую от первого ко второму крутящий момент.


Схема трансмиссии винтомоторной установки катера на воздушной подушке:
1 — выходной вал двигателя; 2 — ведущий зубчатый шкив; 3 — зубчатый ремень; 4 — ведомый зубчатый шкив; 5 — гайка; 6 — дистанционные втулки; 7 — подшипник; 8 — ось; 9 — ступица; 10 — подшипник; 11 — дистанционная втулка; 12 — опора;
13 — воздушный винт.
увеличить, 2268х1350, 315 КБ

Двигатель использован BRIGGS & STATTION, выпускающийся в Японии по американской лицензии: 2-цилиндровый, V-образный, четырехтактный, мощностью 31 л. с. при 3600 оборотах в минуту. Его гарантированный моторесурс составляет 600 тыс. часов. Запуск осуществляется электростартером, от аккумулятора, а работа свечей зажигания — от магнето.


Монтаж двигателя в кормовой части кокпита.
Горизонтальная полка в кольцевом канале воздушного винта — разделительная панель.

Двигатель установлен на днище корпуса «Аэроджипа», а ось ступицы пропеллера закреплена с обоих концов на кронштейнах по центру диффузора, приподнятого над корпусом. Передача крутящего момента с выходного вала двигателя на ступицу осуществляется зубчатым ремнем. Ведомый и ведущий шкивы, как и ремень, — зубчатые.

Хотя масса двигателя не столь уж велика (около 56 кг), но расположение его на днище значительно понижает центр тяжести катера, что положительно сказывается на устойчивости и маневренности машины, особенно такой — «воздухоплавающей».

Выхлоп отработавших газов выведен в нижний воздушный поток.

Вместо установленного японского можно использовать и подходящие отечественные двигатели, — например, от снегоходов «Буран», «Рысь» и другие. Кстати, для одно- или двухместного АВП вполне подойдут двигатели мощностью поменьше — около 22 л. с.

Воздушный винт — шестилопастный, с фиксированным шагом (устанавливаемым на суше углом атаки) лопастей.


Сегмент гибкого ограждения катера на воздушной подушке:
1 — стенки; 2 — крышка с язычком.
увеличить, 715х1260, 90,7 КБ

К неотъемлемой части винтомоторной установки следует отнести и кольцевой канал воздушного винта, хотя его основание (нижний сектор) выполнено заодно с внутренней оболочкой корпуса. Кольцевой канал, как и корпус — тоже составной, склеен из наружной и внутренней обечаек. Как раз в том месте, где нижний сектор его стыкуется с верхним, устроена стеклопластиковая разделительная панель: она разделяет воздушный поток, создаваемый пропеллером (а стенки нижнего сектора, наоборот, соединяет по хорде).

Двигатель, расположенный у транца в кокпите (за спинкой сиденья пассажиров), закрыт сверху стеклопластиковым капотом, а воздушный винт, кроме диффузора, — еще и проволочной решеткой спереди.

Мягкое эластичное ограждение катера на воздушной подушке (юбка) состоит из отдельных, но одинаковых сегментов, выкроенных и сшитых из плотной легкой ткани. Желательно, чтобы ткань была водоотталкивающей, не твердела на морозе и не пропускала воздух. Я использовал материал Vinyplan финского производства, но вполне подойдет отечественная ткань типа перкаль. Выкройка сегмента несложная, и сшить его можно даже вручную.

Крепится каждый сегмент к корпусу следующим образом. Язычок накидывается на бортовую вертикальную планку, с нахлестом в 1,5 см; на него — язычок соседнего сегмента, и оба они в месте нахлеста закрепляются на планке специальным зажимом типа «крокодильчик», только без зубьев. И так по всему периметру «Аэроджипа». Для надежности можно еще поставить зажим и по середине язычка. Два же нижних угла сегмента с помощью капроновых хомутиков подвешиваются свободно на тросе, обхватывающем нижнюю часть наружной оболочки корпуса.


Крепление сегментов к корпусу.

Такая составная конструкция юбки позволяет без проблем заменять вышедший из строя сегмент, на что потребуется 5—10 минут. К месту будет сказать, что конструкция оказывается работоспособной при выходе из строя до 7% сегментов. Всего же их размещается на юбке до 60 штук.

Принцип движения катера на воздушной подушке следующий. После запуска двигателя и его работы на холостом ходу аппарат остается на месте. При увеличении числа оборотов воздушный винт начинает гнать более мощный поток воздуха. Часть его (большая) создает пропульсивную силу и обеспечивает катеру движение вперед. Другая же часть потока уходит под разделительную панель в бортовые воздуховоды корпуса (свободное пространство между оболочками до самой носовой части), и далее через отверстия-пазы в наружной оболочке равномерно поступает в сегменты. Этот поток одновременно с началом движения создает воздушную подушку под днищем, приподнимая аппарат над подстилающей поверхностью (будь то грунт, снег или вода) на несколько сантиметров.

Поворот «Аэроджипа» осуществляется двумя рулями направления, отклоняющими «поступательный» поток воздуха в сторону. Управление рулями осуществляется от двуплечего рычага рулевой колонки мотоциклетного типа, через боуденовский трос, идущий по правому борту между оболочками к одному из рулей. Другой руль соединен с первым жесткой тягой.


Рулевая колонка катера на воздушной подушке:
1 — рукоятка; 2 — двуплечий рычаг; 3 — стойка; 4 — сошка (см. фото).
увеличить, 999х835, 93,3 КБ

На левой рукоятке двуплечего рычага закреплена и манетка управления дроссельной заслонкой карбюратора (аналог ручки газа).


Руль катера на воздушной подушке — мотоциклетного типа.
Внизу на стойке — сошка с боуденовским тросом. На левой рукоятке — рычаг газа.


Схема рулевого управления катера на воздушной подушке:
1 — рулевая колонка; 2 — трос Боудена, 3 — узел крепления оплетки к корпусу (2 шт.); 4 — подшипник (5 шт.); 5 — рулевая панель (2 шт.); 6 — двуплечий рычаг-кронштейн (2 шт.); 7 — соединительная тяга рулевых панелей (см. фото).


Левая панель руля направления.

Для эксплуатации катера на воздушной подушке его необходимо зарегистрировать в местной государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) и получить судовой билет. Для получения же удостоверения на право управления катером надо пройти еще и курс обучения по управлению маломерным судном.

Однако и на этих курсах пока еще далеко не везде есть инструкторы по пилотированию аппаратов на воздушной подушке. Поэтому каждому пилоту приходится осваивать управление АВП самостоятельно, буквально по крупицам набирая соответствующий опыт.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Оцените статью
Добавить комментарий