Удостоверение тракториста машиниста

Где и как получить права на трактор?

Для управления техникой необходимо пройти обучение и получить допуск. Для управления специальной техникой и удостоверение, подтверждающее допуск, должно быть специальным. Наиболее распространенный вопрос по таким удостоверениям – это права на трактор, и раз вы читаете эту статью, значит понимаете, что под «трактором» подразумевается далеко не только сельскохозяйственная техника, но и масса других самоходных устройств, необходимых на любом крупном предприятии. Значит нужно во всех деталях рассказать об удостоверении тракториста-машиниста и способах его законного получения.

Нужны ли права на трактор?

Сразу уточним, что «права на трактор» — это расхожее, но неофициальное обозначение удостоверения тракториста-машиниста, необходимого для управления специальной самоходной техникой, типы которой не подпадают под категории обычного водительского удостоверения, и обозначены отдельно в профильном законодательстве.

Кроме того, что из формулировки однозначно вытекает положительный ответ на вопрос о необходимости прав на трактор, становится ясным и еще два принципиальных момента:

  1. Несмотря на то, что далее увидим некоторую взаимосвязь между водительским удостоверением и удостоверением тракториста, это два разных документа, и один из них не может заменить другой.
  2. Права тракториста в свою очередь делятся на некоторое число категорий, по каждой из которых есть свои возможности и способы получения (см. далее).

Второй пункт иногда вызывает путаницу у совсем неподготовленных граждан из-за схожести обозначения этих категорий. У прав тракториста так же есть категории A, B, C, D, однако они никак не коррелируют с аналогичными обозначениями в обычном водительском удостоверении.

Какая категория прав нужна на трактор? Расшифровка

Категории удостоверения тракториста четко определены законодательно, и обозначены, в том числе с расшифровкой, на самих правах.

КатегорияПояснения
АIТС, не предназначенные для перемещения по дорогам общего пользования, или скорость которых не выше 50 км/ч: снегоходы, снегоболотоходы, мотовездеходы.
AIIВнедорожные ТС с разрешенной массой до 3,5 тонн и числом пассажирских мест до 8 включительно, но без учета водительского места: карьерные самосвалы, специальные вездеходы.
AIIIАналогичные категории AII, но с разрешенной массой свыше 3,5 тонн, за исключением отдельно обозначенных в категории AIV.
AIVВнедорожные ТС для перевозки пассажиров (более 8 пассажирских мест): перронные и вахтовые автобусы.
BКолесные и гусеничные ТС мощностью до 25,7 кВт: коммунальная техника, тракторы, миниэкскаваторы / минитракторы.
CКолесные ТС мощностью от 25,7 до 110,3 кВт: экскаваторы-погрузчики, тракторы.
DАналогично категории С, но с двигателем мощнее 110,3 кВт: тракторы, включая пневмоколесные.
EГусеничные ТС мощностью более 25,7 кВт: экскаваторы, бульдозеры.
FСельскохозяйственная самодвижущаяся техника.

Сложность заключается еще и в том, что некоторые типы специальной техники могут требовать не одной какой-то категории удостоверения тракториста, а сразу нескольких. Например, трактора с различным типом навесного оборудования, для управления могут требовать прав категории «BCDE». Вот так, к примеру, выглядит инфографика одного из предприятий, обозначающая потребность в сотрудниках и требуемые категории их прав:

Как выглядят?

На сегодня действует вот этот бланк:

Обратите внимание, после заполнения бланка и подписи владельца в предназначенной для этого графе, документ, указанный на образце, складывается посредине по вертикальной оси, так чтобы его левая часть стала лицевой стороной документа, а правая, соответственно, тыльной. Далее права тракториста ламинируются.

Очень важным является раздел «Особые отметки» на задней части удостоверения тракториста машиниста. Там обозначаются дополнительные параметры допуска к управлению спецтехникой, которые не вытекают однозначно из указанных категорий. Например:

При этом отметки могут быть как пояснительными для подтверждения дополнительных качеств водителя, но необязательными, так и требуемыми по закону. Например, при наличии категории C, обязательно должно быть указано «машинист экскаватора С» и / или «водитель погрузчика С».

Срок действия тракторных прав

Срок действия удостоверения тракториста-машиниста – 10 лет. Далее права должны меняться. О процессе замены мы еще поговорим далее, здесь же важно подчеркнуть, что из-за ранее выданных, но еще действующих удостоверений, их внешний вид может не полностью соответствовать вышеуказанному, а быть выполненным по прежним нормам и правилам.

Требование иметь ВУ для получения прав тракториста

Из перечисленных категорий удостоверения тракториста-машиниста есть три, обучение на которые так же является обязательным, однако ему должно предшествовать получения обычных водительских прав:

  • Для категории A2 – ВУ категории B.
  • Для категории A3 – ВУ категории С.
  • Удостоверению тракториста категории A4 должно предшествовать получение обычных прав D-категории.

Получение удостоверения тракториста без предшествующего оформления указанных водительских удостоверения, так же как их получение в случае лишения прав, является незаконным.

Со скольких лет можно ездить на тракторе?

Эти нормы так же строго привязаны к категориям прав тракториста:

Категории тракторных правМинимальный возраст
AI16 лет
B, C, E и F17 лет
D18 лет
AII и AIII19 лет
AIV22 года

Где получают тракторные права?

Выдачей удостоверений трактористов-машинистов, а соответственно и проверкой знаний, занимается Гостехнадзор. В отличие от водительского удостоверения, ГИБДД / ГАИ не имеет к данному процессу отношения.

Процесс обучения может быть делегирован отдельным учебным заведениям, однако проверкой (приемом экзаменов) и выдачей прав занимаются представители Гостехнадзора, и удостоверения, выданные без участия этой организации, считаются сфальсифицированными.

Не стоит путать организации Гостехнадзор и Ростехнадзор. Это разные ведомства, и только первое из них ответственно за выдачу прав тракториста.

Как получить удостоверение тракториста?

Рассмотрим процедуру в общих для всех регионов России правилах, однако понимая, что в конкретном субъекте могут быть свои нюансы. Последовательность шагов так же может изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств.

Шаг 1. Сбор документов

Кроме документов, удостоверяющих личность будущего тракториста-машиниста, а также водительских прав, если они требуются по закону (см. выше), понадобятся:

  • Медицинская справка, выданная не более года назад, в которой должны быть отметки об осмотре терапевтом, оториноларингологом, офтальмологом, психиатром, психиатром-наркологом, неврологом (при отдельном направлении) и хирургом (так же при отдельном направлении). В справке должен быть резюмирован медицинский допуск лица к работе выбранной категории (перечень заболеваний, с которыми права тракториста не выдают, определяется правительством).
  • Фото. Актуальная фотография размером 3х4, которая может быть предоставлена позже, в случае положительной сдачи экзаменов.

На следующем шаге будет выбираться отделение Гостехнадзора по месту регистрации, однако у места прохождения обучения есть исключения. В этом случае предоставляются документальные подтверждения права на такие исключения.

Шаг 2. Выбор отделения Гостехнадзора

Обучение и сдача экзаменов должны осуществляться по месту регистрации гражданина. Отделения Гостехнадзора могут иметь не только региональную, но и местную градацию.

Чтобы не забивать статью массой адресов, мы собрали их в один pdf-файл, в котором соискателю нужно найти свое отделение. Обратите внимание, у каждого региона в верхней части страницы указан сайт – он у каждого субъекта свой. Перейдите по данному адресу, чтобы уточнить все региональные нюансы.

В некоторых случаях допускается сдача экзаменов не по месту регистрации, а по фактическому проживанию. Часто это связанно с определенными региональными программами. Выяснять обстоятельства необходимо на сайтах конкретных регионов, а, как и указано выше, возможность таких исключений может потребоваться подтвердить документально.

Выбранное отделение еще понадобится для сдачи экзаменов, суть же этого шага – выяснить региональные особенности процедуры.

Шаг 3. Обучение на тракториста-машиниста

Учебные заведения, имеющие право на подобную деятельность, лицензируются. Их перечни так же публикуются региональными властями (например, Москва размещает их здесь). Проходить обучение в нелицензированных школах бессмысленно – справка об окончании не будет принята Гостехнадзором.

В учебное заведение предоставляется вышеуказанный пакет документов, а также заявление. Стоимость обучение индивидуальна (на примере той же Москвы, цены колеблются от 6000 до 11000 рублей в зависимости от категории и школы).

Продолжительность обучения зависит от категории прав, и в среднем составляет от 86 до 180 учебных часов, из которых около 80 часов – практические занятия. По результатам обучения выдается документ, подтверждающие пройденный курс.

Права тракториста машиниста: категории, с чем можно управлять

Всё о современных правах на трактора и самоходные машины

Как в советские времена, так и сейчас правами на трактор служит удостоверение тракториста-машиниста, снабжённое индивидуальным номером, фотографией владельца, сведениями о его месте жительства, дате и месте рождения. Выдавать такое удостоверение уполномочена Государственная инспекция технадзора. До недавнего времени (а именно, до 28 ноября 2015 года) существовало ещё и временное разрешение, действующее вместо удостоверения. Но сейчас оно отменено. Подробности и детальный разбор всех категорий прав тракториста-машиниста – в данной публикации.

Права тракториста-машиниста сейчас: актуальные изменения

Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То есть, долгое время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто сдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Теперь – нет, обязательным условием допуска к экзамену является наличие свидетельства о прохождении курса обучения в Гостехнадзоре.

Ныне действующий образец удостоверения тракториста-машиниста был введён в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластиковая карточка с напечатанными на ней данными владельца и его фотографией. Картон или пластик – на усмотрение получающего, пластиковый вариант стоит дороже.

Сейчас, кроме индивидуального номера, удостоверение снабжается ещё и уникальным штрих-кодом. По замыслу создателей документа нового образца, это избавит инспектора от необходимости вбивать данные механизатора в свой гаджет для получения дополнительной информации о нём (наличие неоплаченных штрафов и т.п.). Считал штрих-код, как в супермаркете, – и полная история механизатора отображается на экране. Разумеется, в прошлом права на трактор совсем не такими.

Об истории тракторных прав

Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.

Начало

Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.

Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.

Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории».

Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.

Права на трактор в брежневские времена

В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа «МТЗ-80», «Т-40»; гусеничных «ДТ-75»; и комбайнов «СК-5 Нива». Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.

Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.

Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).

Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с «Кировцем» на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – «ДТ-20»). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.

Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.

Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до 1,4 тягового класса («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией (комбайны «Нива» и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» – Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.

В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.

Современные категории и подкатегории удостоверения тракториста-машиниста

Ныне установлено 6 категорий плюс 4 подкатегории, чётко разделяющие тракторные права по видам техники.

  • А – для автомото-транспортных средств, которые не предназначаются для езды по автодорогам общего пользования, и(или) имеют конструктивную скорость не более 50-ти км/ч.

С подкатегориями:

I – для мототранспортных средств-внедорожников;

II – для автотранспортных средств-внедорожников, чья максимальная масса находится в пределах 3,5 тонн, а число сидячих мест – не более 8-ми (кроме места водителя);

III – для внедорожных автотранспортных средств с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но кроме оговоренных в IV-й подкатегории;

IV – для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначаются для перевозки пассажиров и имеют более 8-ми сидячих мест (кроме водительского).

  • В – для колёсных и гусеничных тракторов с мотором мощностью до 25,7 кВт;
  • С – только для колёсных, с двигателями диапазона мощности от 25,7 до 110,3 кВт;
  • D – только для колёсных, с мотором свыше 110,3 кВт мощности;
  • Е – для всех гусеничных тракторов, мощность двигателя которых превышает 25,7 кВт;
  • F – для комбайнов и прочих самоходных сельхозмашин.
Читайте также:  Ловля налима весной: советы и рекомендации опытных рыбаков по выбору места и приманки, рекомендации по технике

Нужны ли права для управления минитрактором, мотоблоком с телегой, квадроциклом?

Хорошо, верхние границы мощности понятны, а каковы границы минимальные на сегодняшний день? С какого порога мини-сельхозтехника начинает считаться трактором или самоходной машиной, для управления которой требуются права?

Таким образом, для управления не только большинством мини-тракторов, но даже соответствующей мощности мотоблоком с тележкой требуется наличия прав тракториста.

Разумеется, малая сельхозтехника трудится себе на приусадебных участках, огородах и небольших полях. И на дорогах общего пользования появляется крайне редко и ненадолго, либо вовсе не появляется. Поэтому и удостоверений тракториста-машиниста на эту технику никто не оформляет, и на учёт в Гостехнадзоре её тоже не ставит.

Вероятность попасть на штраф ничтожно мала. Но такие курьёзные случаи всё же есть: о них весьма живописно рассказывают владельцы минитракторов или мотоблоков с тележками.

К примеру: выехал вечером к соседу на мотоблоке за парой телег навоза, а тут – а деревенской дороге «залётные» ГАИшники из района или области. В результате – протокол – езда без прав, штраф от 5 до 15-ти тысяч рублей; направление на комиссию с целью понуждения пройти обучение и получить удостоверение тракториста-машиниста. Жалобы подавать бесполезно: суд однозначно принимает сторону ГИБДД.

То же самое – квадроцикл, снегоход, мотосани и мотонарты. Все эти транспортные средства относятся к категории А удостоверения тракториста-машиниста.

Конкретные примеры популярных тракторов и самоходных машин по категориям

Для наглядности, ознакомьтесь с подборкой конкретных транспортных средств, относящихся к к соответствующим категориям тракторных прав.

  • А-I: Квадроцикл «Ямаха», «Стелс»; снегоход «Тундра», мотовездеход «Куница», «Атаман».
  • А-II: Снегоболотоходы «Марш» (на базе ВАЗовской «Нивы»); «Вектор 4х4» (на УАЗовском шасси).
  • А-III: Грузовые снегоболотоходы «Мамонтёнок» (с кабиной от «ГАЗ-3307»); «Тунгус» (от «КамАЗ»а).

  • А-IV: Низкопольные перронные автобусы («МАЗ», «ЛиАЗ», «Neoplan» и т.п.) для перевозки пассажиров от здания аэропорта к самолёту и наоборот.
  • В: Минитрактора «Русич», «Уралец» и т.п.; любой мотоблок с тележкой и мотором мощностью до 25,7 кВт. Трактор «Т-25 Владимирец». Мини-экскаватор «JCB 8026CTS». Складские электропогрузчики.
  • С: Трактора «МТЗ-80/82», «Т-40», «Агромаш-85»; экскаваторы «ЭО-2621» («Петушок»), «JCB 3СХ». Дизельные складские вилочные погрузчики.

  • D: Трактора «Кировец К-744», «МТЗ-3522», «КамАЗ ХТХ-215».
  • Е: Трактора и бульдозеры «ДТ-75», «ВТ-150», «МТЗ-1502», «МТЗ-2103». Снегоболотоход «ГАЗ-3409 «Бобр».
  • F: Зерно- и кормоуборочные комбайны всех видов.

Условия выдачи тракторных прав

Во-первых, для получения удостоверения тракториста-машиниста нужно достигнуть установленного законом возраста, а для трёх подкатегорий – ещё и иметь определённый стаж. А именно:

  • в возрасте от 16-ти лет можно получить тракторные права только подкатегории A I.
  • в возрасте от 17-ти лет можно получить тракторные права категорий A I, В, С, Е, F.
  • в возрасте от 18-ти лет можно открывать те же категории плюс ещё категорию
  • в возрасте от 19-ти лет можно открыть все названные выше категории, плюс ещё подкатегорий A II (но если уже есть стаж автомобильной категории В от 12 месяцев), и A III (но если уже есть стаж автомобильной категории С от 12 месяцев),
  • в возрасте от 22-х лет, имея стаж не менее 12 месяцев автомобильной категории D, можно открывать все категории тракторных прав, включая и последнюю подкатегорию A IV.

Практическое занятие по обучению вождению на тракторе.

Экзамен, как и на автомобильные права, состоит из теоретической (ответы на вопросы) и практической (вождение) частей. Выдаются права на трактор, как и автомобильные, сроком на 10 лет. Устаревшие удостоверения тракториста-машиниста времён СССР можно без сдачи экзамена заменить на документ нового образца. Но медицинскую справку для этого получить нужно, и госпошлину заплатить тоже.

Как получить удостоверение тракториста в Подмосковье

Сегодня профессия тракториста в Московской области становится все более востребованной благодаря эффективным мерам поддержки сельского хозяйства. Однако трактористы-машинисты нужны не только в сельском хозяйстве, но во множестве других отраслей – горнодобывающей, лесозаготовительной и многих других. О том, как получить удостоверение тракториста-машиниста в Подмосковье, читайте в материале портала mosreg.ru.

Кто может получить удостоверение

Получить удостоверение тракториста-машиниста могут физические лица, постоянно или временно зарегистрированные на территории Московской области, или зарегистрированные в другом субъекте РФ и прошедшие обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам, связанным с управлением самоходными машинами установленных категорий на территории Подмосковья.

Данная услуга предназначена не только для тех, кто получает удостоверение тракториста впервые, но и для тех, у кого истекает срок лишения этого удостоверения, подходит срок его замены или возникла необходимость замены в связи с открытием новой категории или изменением имени.

Какие нужны документы

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Для получения услуги необходимо заполнить заявление на сайте госуслуг Московской области.

В заявлении требуется указать следующие данные:

– медицинская справка установленного образца о годности к управлению соответствующими категориями механических транспортных средств;

– документ о прохождении обучения;

– образовательная организация для сдачи экзамена;

– место сдачи экзамена;

– водительское удостоверение (обязательно для получения права на управление самоходными машинами категорий «AII», «AIII», «AIV», в остальных случаях – при наличии);

– удостоверение тракториста-машиниста (в случае замены);

– документ об уплате государственной пошлины;

– две фотографии размером 3х4 см на матовой бумаге в двух экземплярах.

Размер госпошлин

Сбор за прием практического экзамена (практические навыки вождения, безопасная эксплуатация машин и правила дорожного движения) составляет 300 рублей, за прием теоретического экзамена по безопасности эксплуатации самоходной машины – 240 рублей, за прием теоретического экзамена по правилам дорожного движения – 240 рублей. Размер пошлины за получение удостоверения тракториста-машиниста – 500 рублей.

Сроки и способ выдачи

Максимальный срок оказания услуги по выдаче удостоверения составляет 26 дней. Регистрация заявления и комплекта документов происходит за один рабочий день.

Рассмотрение заявления происходит в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области, а именно в Управлении регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзоре).

Выдачу гражданину удостоверения тракториста-машиниста осуществляет Гостехнадзор. Удостоверение можно получить в региональных отделениях Гостехнадзора Московской области.

Водительское удостоверение тракториста-машиниста

Тракторы, созданные для бытовых и промышленных целей, относятся к категории самоходных машин и требуют особой процедуры получения и замены прав на управление.

С 13 ноября 2011 года внесены изменения в правила получения удостоверений тракториста-машиниста.

Далее в статье пойдёт речь о том, как получить, поменять удостоверение тракториста-машиниста, а также как вернуть права в связи с окончанием срока их лишения.

Права тракториста-машиниста

Любой автомототранспорт, передвигающийся по общественным дорогам, должен управляться человеком, имеющим водительское удостоверение.

Категории прав тракториста-машиниста

На сегодняшний день водительские права тракториста состоят из следующих категорий:

  • АI, AII, AIII, AIV — внедорожные транспортные средства;
  • В, С, D, E, — колесные и гусеничные ТС с различными мощностными характеристиками;
  • F — самоходные машины сельскохозяйственного назначения.

Все категории водительских прав на управление трактором в 2021 году можно получить только в инспекции Гостехнадзора.

Данная организация ответственна за прохождение соискателями прав теоретического курса, производственной практики и сдачу экзамена. Водительское удостоверение тракториста-машиниста должно быть заверено подписью Государственного инженера-инспектора.

Что представляет собой удостоверение нового образца?

Новые бланки водительского удостоверения активно были введены в России ещё в 2014 году в результате внесённых изменений в законодательные и нормативные акты (№ 196-ФЗ).

Необходимость нового формата и содержания бланка удостоверения появилась в связи с требованиями европейских стандартов.

Водительские права нового образца представляет собой небольшую пластиковую карточку с закруглёнными углами. Таким удостоверением удобно пользоваться, оно не мнётся, не рвётся.

На лицевой части в левом углу размещено фото водителя, напечатанное на пластике специальным цифровым оборудованием. В правой части документа находится вся персональная информация о водителе.

Обратная сторона содержит сетку с особыми отметками по категориям вождения, а также дополнительную информацию (стаж, группа крови, медицинские ограничения).

В штрих-коде зашифрованы все сведения о водителе, касающиеся штрафов, статуса прав, регистрации ТС и пр. Информацию с штрих-кода инспектор считывает портативным сканером.

Люминесцентные серия и номер расположены внизу документа на обратной стороне.

Как получить права тракториста-машиниста?

Итак, мы выяснили, что для получения водительского удостоверения на трактор соискатель должен обратиться в органы Гостехнадзора (сравните: обычные права выдаёт Госинспекция).

До ноября 2015 года соискателю разрешалось пройти обучение самостоятельно и прийти только на сдачу экзамена. Однако сегодня получить права на управление самоходным транспортом, в том числе и трактором, можно исключительно после прохождения курса обучения и экзамена в органах Гостехнадзора.

Главное требование, предъявляемое соискателю прав на трактор, – отсутствие ограничений по здоровью.

Для того чтобы получить необходимый допуск на управление самоходной техникой, будущему водителю нужно обзавестись постоянным или временным удостоверением нового образца.

Следует отметить, что до 2015 года требовался ещё один документ, — временное разрешение, однако с ноября 2015 г. его изъяли из Правил дорожного движения.

Чтобы претендовать на получение прав тракториста-машиниста нового образца, соискателю необходимо достичь определённого возраста:

  • 16 лет – для категории AI;
  • 18-лет – для B, C, E, F;
  • 19-лет – АII, АIII;
  • 22-лет – АIV.

Если вы соответствуете всем вышеперечисленным требованиям, то будете допущены к сдаче экзамена на получение прав машиниста-тракториста.

Какие документы нужны?

Инспекция Гостехнадзора потребует от соискателя следующие документы:

  • заявление;
  • удостоверение личности;
  • медицинскую справку;
  • документ о прохождении обучения;
  • удостоверение на право управления самоходной техникой (при условии, что оно ранее выдавалось);
  • фотографии (в 2021 году – только фото 3×4 см, изготовленные на матовой бумаге, с левым уголком);
  • водительское удостоверение (для получения права категорий А II — А IV).

С 28.11.2015 года в органы Гостехнадзора можно не предоставлять справку об уплате государственной пошлины.

Если соискатель по уважительной причине вынужден отказаться от сдачи экзаменов, внесённые им деньги подлежат возврату.

Какая медицинская справка нужна?

В 2021 году медсправка для водительских прав понадобится в следующих случаях:

  • при первом получении прав;
  • при открытии новой категории;
  • при замене прав в случае окончания срока действия;
  • при возврате после лишения;
  • при наличии особой отметки «медсправка обязательна»;
  • при досрочной замене прав по желанию водителя.

Справка нового образца выдаётся после медицинского осмотра у врачей-специалистов, предусмотренных списком процедуры.

Претенденту на получение или замену прав необходимо пройти через процедуру обследования в наркологическом и психоневрологическом диспансере, расположенном по месту постоянной или временной прописки. Консультация нарколога и психиатра невозможна без наличия регистрации.

Если вы хотите получить справку на несколько категорий, то заявляйте о своём желании с самого начала, поскольку от этого зависит перечень обследований. В ином случае придётся заново обращаться в медучреждение за получением справки.

Срок действия медсправки для водителя любого ТС в 2021 году составляет 1 год.

Не стоит пытаться получить медицинскую справку без осмотра врачей. Если документ выдан незаконно (а это можно пробить по базе Гостехнадзора), то справка, как и само водительское удостоверение будут признаны недействительными.

Теоретический экзамен

С ноября 2011 года теоретический экзамен принимается инспекторами Гостехнадзора по экзаменационным билетам, утверждённым Министерством сельского хозяйства РФ, посредством опроса или с помощью компьютерной техники.

Практический экзамен

Удостоверение машиниста-тракториста выдаётся по результатам практического экзамена. При этом вождение проводится на тракторе той категории, на которую претендует соискатель.

Замена удостоверения тракториста-машиниста

Замена прав старого формата на новый – не обязательная норма, водители вправе делать это по мере необходимости.

В соответствии с Правилами поменять права можно в следующих случаях:

  • утеря документа;
  • кража;
  • прекращение срока действия;
  • внесение каких-либо изменений, касающиеся квалификации водителя или автомобиля;
  • порча;
  • изменение состояния здоровья водителя (подтверждается медсправкой).

Поменять старые права машиниста-тракториста на новые несложно, если соблюдать установленный порядок обмена. Эту процедуру можно провести в организации, обозначенной выше – в органах Гостехнадзора, где, собственно, были получены права ранее.

Если желаете быстро, без особых хлопот, провести процедуру замены прав, то делайте это в течение 6 месяцев после истечения срока их действия. И бумажной волокиты будет меньше, и пакет документов собрать будет проще.

Ключевое требование, без соблюдения которого не состоится обмен удостоверения ни при каких обстоятельствах, – это наличие документа, подтверждающего предыдущую сдачу экзамена по соответствующей категории.

Сколько стоит получение и замена прав?

За прохождение обучения, включающего теоретический и практический курс, соискателю придётся заплатить. К сожалению, точных тарифов нельзя назвать, поскольку учебные центры не ограничены законодательными рамками относительно стоимости и вправе самостоятельно их регулировать.

Так, например, в Москве стоимость теоретического курса колеблется в пределах 7 — 11 тысяч рублей, на прохождение практики потребуется от 700 до 2000 рублей.

При замене удостоверения водителю необходимо будет заплатить госпошлину в размере 400 рублей. Этот платёж обязателен для всех.

Лишают ли водительских прав при лишении прав тракториста?

Правила по управлению техникой распространяются в РФ на водителей всех транспортных средств.

Согласно пункту 1 примечания к статье 12.1 КОАП РФ, если водитель лишается права управления самоходной техникой за совершение им административного правонарушения, то одновременно лишается права управления любыми другими транспортными средствами.

В текущем году для возврата прав тракториста-машиниста требуется сдать теоретический экзамен.

Как проверить удостоверение тракториста машиниста на подлинность?

Удостоверение машиниста-тракториста выдаётся только Гостехнадзором после обучения и сдачи экзаменов. Однако всем известно, что сегодня незаконно продаются многие документы, в том числе и водительские права.

Чтобы проверить подлинность удостоверения тракториста-машиниста, необходимо отправить запрос непосредственно в органы Гостехнадзора, где был выдан документ. Онлайн-сервисов у данной структуры нет, так что ответа на запрос придётся подождать.

Как видите, процедура получения прав тракториста-машиниста схожа с порядком получения любых других прав, однако содержит свои нюансы, о которых нужно знать.

Надеемся, что информация, представленная выше в статье, помогла вам ответить на многие вопросы, касающиеся данной темы.

Права на трактор 2021: категории и расшифровка

Государственное водительское удостоверение – обязательный документ для тех, кто хочет на законном основании управлять транспортом определённого вида. За выдачу таких бумаг отвечают отделения ГИБДД. Предварительно проходится обучение, сдаются экзамены. Расшифровка, которой отличаются права на трактор, заслуживает отдельного рассмотрения.

  1. Отличия прав на трактор от прав на автомобиль
  2. Что представляют собой тракторные права?
  3. Категории и разряды
  4. Обучение и экзамен
  5. Документы
  6. Какая нужна медицинская справка?
  7. Стоимость
  8. Как проверить подлинность?
  9. Требования от Гостехнадзора
  10. Со скольки лет?
  11. Где получить?
  12. Как быть в случае с заменой удостоверений?
  13. Лишение водительских прав
  14. Заключение

Отличия прав на трактор от прав на автомобиль

Первое отличие в том, что здесь выдача документов относится к обязанностям организации под названием ГОСТЕХНАДЗОР. Для обучения требуется посещать специализированные курсы, отличающиеся от обычных программ, предназначенных для легковых автомобилей.

Читайте также:  Прудовая форель

Сами права можно получить только по месту регистрации гражданина, который планирует управлять техникой. Если документ утерян, то для восстановления придётся снова проходить теоретическую часть экзамена.

Права трактора машиниста продолжают действовать на протяжении десяти лет.

Что представляют собой тракторные права?

Основное назначение тракторных прав – это документ, который даёт право управлять самоходной техникой определённых видов. Права не нужны, если транспорт используют только на личной территории, без выезда на площади общего пользования. В остальных случаях наличие документа обязательно.

Управление техникой определённого вида – это главное отличие между тракторными и автомобильными правами. А правила выдачи являются еще одним важным отличием. В случае утери документов должно пройти некоторое время, прежде чем появится право на повторную сдачу экзамена и получение доступа к правам.

Категории и разряды

Конкретная категория определяется видом транспорта, управление которым интересует в настоящее время. Самих категорий действует несколько:

  1. Категория «А» – для мото- и авто- внедорожника, пересекающих загородную местность, находящихся за пределами обычных дорог.

Внутри категории присутствует разделение по разрядам. А1– в случае с транспортом со скоростью, рассчитанным на скорость до 50 километров в час. А2 – для владельцев внедорожников с общей массой до 3,5 тонн. Пассажирские машины в этом случае не учитываются. А3 – аналогичная группа прав. А4 разработана для внедорожников, у которых есть 8 и более пассажирских мест. Тогда внешний вид удостоверения тракториста не меняется, корректировки коснутся содержания.

  1. Категория «B» — для колёсных или гусеничных агрегатов, мощность двигателей у которых не превышает 2,7 киловатт.
  2. Категория «C» . В данном случае рассматривают мощность от 27,5 до110 киловатт. Группа Д – следующая ступень;
  3. Категория «D» – разновидность колёсных машин с мощностью от 110 киловатт и выше;
  4. Категория «Е» . Обозначение для гусеничного транспорта с двигателем мощностью примерно в 27,5 киловатт;
  5. Категория «F» . Категория для самоходных машин сельхозназначения согласно новому образцу.

Узнайте, где можно получить права на трактор:

Для каждой из приведенных категорий действуют свои особенности правил сдачи на права.

Обучение и экзамен

Начиная с 2015 года, власти запретили самостоятельно проходить обучение для тракторных прав. Теперь за проведение подобных процедур отвечает Гостехнадзор. При обучении опираются на специализированные программы, разработанные и утверждённые соответствующим органом власти.

Выдача обычных водительских прав доступна на территории любого российского региона. Документы трактористам выдают только по месту, где гражданин зарегистрирован. Можно всё оформить по месту регистрации учебного заведения, где проходят курсы. Фото удостоверения там не понадобится.

Экзамен проходит в ближайшем отделении Гостехнадзора, как и все этапы, предшествующие этому.

Стандартный порядок прохождения испытания имеет несколько основных пунктов.

  • Сначала идёт теория безопасного управления самоходными машинами. Исключением не стала и категория Ц.
  • Потом переходят к темам по конкретному транспорту, дополнительному оборудованию для него.
  • Изучение теории ПДД.
  • Последний этап – это экзамен с практической частью. Он охватывает большинство аспектов, изложенных в теории. Только после него можно ездить.

Интересно! При сдаче теории учащимся выдают билеты с вопросами. А у практической части при этом два маршрута: задание на специальной площадке, открытой или закрытой и открытая местность, когда следуют по специальному маршруту.

Если теория провалена, то граждан не допускают к следующей части с практикой, вне зависимости от категории прав на трактор. Повторная сдача теории организуется спустя неделю.

Документы

Решение о допуске к экзаменам по итогам учёбы на 2021 год принимают после предъявления следующего пакета документов:

  • бумаги, доказывающие завершение обучающей программы по профильным категориям;
  • удостоверение, где описаны открытые для гражданина категории;
  • медицинская справка, подтверждающая отсутствие противопоказаний;
  • гражданский паспорт РФ.

Одновременно с подачей бумаг необходимо заполнить специальный бланк-карточку. В ней прописывают несколько разновидностей данных:

  1. реквизиты автошколы;
  2. личные данные самого водителя;
  3. желаемая категория для самоходных машин, и так далее.

Карточку выдают непосредственно перед тем, как пройти экзамен. Под правило попадает и тракторист 3 класса.

Какая нужна медицинская справка?

Медсправка требуется при наличии следующих обстоятельств:

  • при изъявлении желаний водителем, раньше срока;
  • когда есть особая отметка, говорящая об обязательности справок;
  • возврат документа после лишения прав;
  • замена прав в случае, если у старых закончился срок действия;
  • новая категория требует открытия;
  • первое получение прав тем, кому нужна внедорожная техника.

Обязательное требование – посещение диспансера, психоневрологического и наркологического. Можно обратиться в любое отделение по месту регистрации временного, постоянного характера. Перечень конкретных обследований зависит от того, какие категории открываются, сколько их нужно гражданину. Иначе потом придётся тратить время на повторное обращение.

Стоимость

Соискателю придётся собственноручно оплачивать курс обучения из теоретической и практической части. Конкретных рамок в этом плане не вводят. У каждого учебного заведения свои показатели. В Москве за теоретический курс платят до 7-11 тысяч рублей. Практика обходится в 700-2000 рублей. Обучают в большинстве случаев по одним и тем же программам.

На заметку! Сколько стоит замена прав зависит от конкретного обучающего учреждения, но всегда обязательной будет госпошлина в 400 рублей.

Рекомендуется заранее посещать официальные сайты учебных заведений, чтобы получить подробную информацию относительно цены на услуги и факторов, из которых она складывается. Там же приводят описание применяемого оборудования.

Как проверить подлинность?

Лучше всего обратиться к сотрудникам Гостехнадзора. Обычно используют номерное обозначение документов, чтобы проверить, сохраняют ли они силу. Форма бланков удостоверений для трактористов единая на всей территории РФ, утверждается контролирующим органом. Выглядят права согласно новому образцу, как бланки карточек с двухсторонним заполнением. Одна из них содержит:

  1. сведения о владельце;
  2. фото;
  3. подпись личного характера.

Другая сторона описывает саму технику, к управлению которой допустили гражданина. «Особые отметки» — раздел, посвящённый различным ограничениям и дополнениям, если в них есть смысл.

Требования от Гостехнадзора

Подготовка бланка о состоянии здоровья – одно из главных требований, которое надо выполнить перед прохождением окончательных испытаний, получением прав. Обязательно наличие справки, доказывающей окончание курсов.

Не обойтись без специальной отметки о присвоенной категории, которую удалось открыть – C, D, F. После передачи всех справок вместе с гражданским паспортом заявителю выдают специальный бланк. В нём гражданин указывает всю имеющуюся информацию.

К будущим владельцам тракторных прав сам Гостехнадзор предъявляет такие требования:

  • подготовка пакета документации в полном объёме;
  • отсутствие отклонений в состоянии здоровья;
  • подтверждение успешной сдачи экзамена;
  • прохождение внутренних испытаний в учебном заведении;
  • прохождение обучающих курсов;
  • дееспособность, которую требует и спецтехника нового образца.

Важно! Помимо теоретических и практических знаний, водителю необходимо опрятно выглядеть, быть готовыми к любым дополнительным вопросам. Ведь трактор в любом случае относится к сложной технике.

Со скольки лет?

У каждой из существующих категорий свои определённые возрастные рамки, при достижении которых разрешается получить тракторные права.

  • А разряда 4 – с 22 лет;
  • А разряда 2 и 3 – с 19 лет;
  • D – начиная с 18 лет;
  • B, C, E, F – с 17 лет;
  • A 1 подкатегории – с 16 лет.

Получить права на транспортное средство других групп сложнее.

Где получить?

Сейчас для решения вопроса существует только один вариант – Гостехнадзор. Обращаться надо в отделение, контролирующее адрес постоянной, либо временной подписки гражданина. Тогда получение документа не составит труда.

На сайте организации тоже представлена информация по работающим отделениям. Для каждого из городов существует несколько офисов, к представителям которых обращаются при решении вопроса. С собой надо иметь паспорт и документы, подтверждающие окончание учебных программ. Решение принимают быстро, одна процедура проходится максимум за час.

Как быть в случае с заменой удостоверений?

Водители вправе сами выбирать подходящий момент, когда они меняют документы старых образцов на новые варианты. В этом плане законодательство почти не предусмотрело ограничений.

Согласно существующим нормам, необходимость менять права возникает при следующих обстоятельствах:

  • изменилось состояние здоровья у водителя, что подтверждено медицинской справкой;
  • документ испортился;
  • корректировка водительских, транспортных категорий;
  • срок действия старой справки закончился;
  • удостоверение украли;
  • утеря прав.

За эту процедуру отвечает тоже подразделение Гостехнадзора. Если срок действия закончился, то на протяжении следующих шести месяцев с получением нового аналога можно не торопиться. Главное иметь при себе документы, подтверждающие получение соответствующей квалификации после прохождения обучения. Иначе работать нельзя.

Лишение водительских прав

Права на управление любой техникой лишают при совершении правонарушений административного характера. Это касается не только самоходных установок. Для возврата прав потребуется повторно пройти теоретическую часть экзамена.

Для этого снова обращаются в Гостехнадзор. Приносят с собой все бумаги.

На заметку! При подготовке пакета документа, нужно внимательно проследить сроки действия бумаг, иначе потом придётся потратить больше времени на повторное оформление.

При этом процедура проводится также как и в первый раз. Если всё в порядке – то от практической части гражданина освобождают. Потом он может управлять транспортом как обычно, возврат к работе не составит труда.

Обзор удостоверения прав тракториста-машиниста:

Заключение

В активно развивающихся городах машинисты-трактористы стали одной из самых востребованных категорий рабочих. Это особенно актуально на территориях с регулярным строительством, проведением сельскохозяйственных работ. Управление техникой соответствующего класса невозможно без наличия подтверждающих документов. Получить их не так сложно, как кажется. Главное – сдать экзамены в теории и практике., после чего комиссия принимает окончательное решение.

Разъяснения по получению удостоверения тракториста-машиниста

Права тракториста- машиниста.
Категории самоходных машин и
удостоверения, необходимые для управления ими.

Как руководителю учебного центра мне приходится регулярно сталкиваться с фактами, когда учащиеся, да что там учащиеся – руководители предприятий, направляющие специалистов на обучение вождению той или иной техники, не представляют себе, какие удостоверения им для этого требуются. Между тем этот вопрос обеспечения безопасности труда на предприятии крайне важен как для рабочих, так и для самих руководителей. Ведь в случае каких-либо инцидентов на складе проводится расследование, и управление самоходной машиной одной категории водителем, имеющим удостоверение тракториста-машиниста другой, квалифицируется как управление без прав.

К ответственности, а в зависимости от последствий она может быть вплоть до уголовной, в таких случаях привлекаются как непосредственные исполнители, так и руководители (должностные лица), допустившие управление техникой не имеющим на это права персоналом. Между тем разобраться в категориях самоходных машин и удостоверениях, необходимых для управления ими, достаточно просто. Нам поможет в этом Постановление № 796 от 12.07.1999 г. Правительства РФ «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)», где типы машин и необходимые удостоверения разложены по полочкам.

Итак, документ, разрешающий управление самоходной машиной и выдаваемый на руки водителю, называется удостоверением тракториста-машиниста. В нем присутствуют записи о следующих категориях техники.

Категория A – автомототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования либо имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее. В нее входят:

• I – внедорожные мототранспортные средства (под эту категорию попадают квадроциклы и снегоходы);

• II – внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 тыс. кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (в нее входят так называемые болотоходы – четырехколесные машинки с двумя местами типа side-by-side и, как правило, с кузовом);

• III – внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тыс. кг (за исключением относящихся к категории A IV). Примером машин этой категории может послужить карьерный самосвал или вездеход типа «Урал – Полярник»;

• IV – внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие помимо сиденья водителя более восьми сидячих мест (в частности, перронный автобус, который применяется в аэропортах).

Категория B – гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт, неважно какого типа – хоть дизельным, хоть бензиновым или электрическим. Под нее попадают как мини-тракторы и мини-экскаваторы, так и большинство электропогрузчиков. Наиболее распространенные особые отметки – «машинист экскаватора», «тракторист», «водитель электропогрузчика».

Для водителей электропогрузчиков достаточно удостоверения машиниста-тракториста с открытой категорией В и особой отметкой «водитель погрузчика», либо, в случае если машина имеет мощность до 4 кВт, – удостоверения, выданного учебным центром

Категория C – колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт. Это пожалуй, самая популярная категория: к ней относятся как большинство вилочных дизельных погрузчиков, так и фронтальные ковшовые погрузчики, начиная от их мини-варианта – «бобкэта» – до некоторых моделей «Амкодор». Наиболее распространенные особые отметки – «водитель погрузчика», «машинист экскаватора», «тракторист». Особые отметки могут быть такими же, как и в категории С.

Категория D – колесные машины с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт. Мощные фронтальные погрузчики таких марок, как Dresta, Volvo, Caterpillar и др., предназначенные для перегрузки крупнотоннажных морских контейнеров, – вот представители этой категории. Особые отметки могут быть такими же, как и в категории С.

Категория E – гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт. Наиболее распространены такие особые отметки, как «машинист экскаватора» и «тракторист».

Категория F – самоходные сельскохозяйственные машины.

Пункты постановления определяют, какие записи и отметки допускается делать в удостоверении:

5. В целях обеспечения контроля за соответствием выполняемых работ присвоенной квалификации в графе для особых отметок удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) делается ограничительная или разрешительная запись о наличии квалификации (квалификациях).

6. При наличии в удостоверении тракториста-машиниста (тракториста) разрешающей отметки (отметок) в графах «B», «C», «D» и «E» не требуется внесения дополнительных записей для выполнения работ, соответствующих квалификации тракториста.

Автослесари, пользующиеся древней «Рохлой», вряд ли подозревают о том, что они должны быть еще и трактористами-машинистами категории С.

Что же такое особые отметки? Дело в том, что все трактористы-машинисты, как и любые рабочие, обучаются в учебных заведениях по определенным программам. Есть программы обучения на трактористов, есть – на машинистов экскаватора, есть – на водителей погрузчика. Существуют и другие, но эти – самые распространенные. Считается, что во время обучения учащиеся получают знания и навыки, необходимые для безопасной эксплуатации именно погрузчика, трактора или экскаватора. То есть водителю погрузчика или штабелера мало иметь права соответствующей категории: чтобы допустить его до работы, нужна и соответствующая особая отметка в удостоверении. В пункте «6» Правил сказано, в каком случае ее может и не быть – если у водителя открыты категории B, C, D и E.

Читайте также:  Осётр сибирский фото и описание

Есть ли возможность не учиться 2,5 месяца (а именно такая продолжительность обучения на тракториста-машиниста)?
-Да, есть. Если у вас есть погрузчики с мощностью двигателя до 4 кВт, «гостехнадзоровские» права для их вождения не нужны. Достаточно иметь удостоверение водителя электропогрузчика либо штабелера мощностью до 4 кВт. Обучение на эту специальность занимает меньше времени и стоит дешевле. Но у такого удостоверения имеется один недостаток: если владельцы обычных прав тракториста-машиниста просто меняют их раз в 10 лет, то для водителей погрузчиков мощностью до 4 кВт предусмотрена ежегодная переаттестация. Ее можно пройти как в учебном центре, так и в комиссии предприятия.

Надо ли иметь отдельное удостоверение на право управления погрузчиком мощностью до 4 кВт, если у водителя уже есть права категории В с особой отметкой «водитель электропогрузчика»?
-Нет, не надо. Ведь в удостоверении такого водителя написано: «колесные и гусеничные машины с мощностью двигателя до 25,7 кВт». Никакого упоминания о технике «от 4 кВт» там нет. Как определить мощность электропогрузчика, ведь у него есть электродвигатель механизма передвижения, и зачастую не один, электродвигатель гидросистемы, который может быть даже мощнее электродвигателей хода, и отдельный двигатель электроусилителя руля? По мощности двигателя или суммарной мощности двигателей передвижения машины.

Мощность двигателей этих погрузчиков более 150 л.с. либо 110,3 кВт – следовательно, для управления ими нужна категория D

Итак, мы определились с необходимыми (но не достаточными) для работы на погрузчике или штабелере документами. Подведем итоги.

Для тех, кто управляет техникой мощностью до 4 кВт, достаточно удостоверения, выданного учебным центром. Переаттестация – один раз в год.

Если работник управляет электрическим погрузчиком мощностью свыше 4 кВт, но не более 25,7 кВт, то ему необходимо иметь при себе удостоверение тракториста-машиниста с открытой категорией В и особой отметкой «водитель электропогрузчика». В свидетельстве об окончании учебных курсов необходима запись о присвоении 3 разряда.

Удостоверение тракториста-машиниста категории С с особой отметкой «водитель погрузчика»

Кандидат в водители дизельного погрузчика должен иметь удостоверение тракториста-машиниста категории С, 4 разряд и особую отметку «водитель погрузчика». Но только в том случае, если погрузчик не мощнее 110, 3 кВт, а говоря по-русски – не более 150 «лошадей».

Еще один момент: у всех работников склада, управляющих погрузчиками, электротележками и штабелерами (ричтраками) должны быть действующие медицинские справки. У имеющих удостоверение тракториста-машиниста они должны быть такие, как у водителей автомобилей, с отметкой об отсутствии противопоказаний к управлению самоходными машинами. В них должно быть написано: «годен к управлению тракторами и другими самоходными сельскохозяйственными машинами». Следует разъяснять персоналу, что, проходя водительскую комиссию, работник может и должен сообщить комиссии об имеющейся у него категории «обычного» водительского удостоверения. Зачем 10 раз проходить комиссию, если отсутствие медицинских противопоказаний к управлению как автомобилями и мотоциклами, так и самоходными машинами может быть отражено в одной медсправке?

Для работников, управляющих техникой мощностью до 4 кВт, подойдут и обычные справки, выдаваемые в любой поликлинике. Наличие у использующего погрузчики, тележки и штабелеры персонала удостоверений на право управления ими и медицинских справок – необходимые, но далеко не достаточные условия безопасной работы.

Как ловить плотву осенью и выбрать рабочие насадки

Рыбалка осенью на плотву не менее интересна летних выездов, богатых уловами и радостями стабильного клёва. К тому же осенний период ценится за повышенные кулинарные качества пойманной рыбы. Ведь откормленная тарань отличается размерами и упитанностью по сравнению с перезимовавшей и отнерестившейся рыбой по весеннему и летнему сезону. Пускай и не так охотно идёт плотва осенью на поплавок, но зная, что в уловах можно иметь приличный трофей, стоит быть старательным в поисках рыбы и привлекательных для неё наживок.

Период начала похолодания вносит коррективы в поведение плотвы, что не может не отражаться на стратегиях лова. Осенние месяцы значительно отличаются друг от друга по температурным показателям и устойчивости погоды, а эти факторы сильно влияют на пищевые предпочтения рыбы и места её стоянки. Разобравшись же в этих особенностях, рыболов сможет с уверенностью определить перспективные зоны ловли и наиболее подходящие под сезон приманки, тем самым оставаясь с приличными уловами на протяжении всего осеннего сезона.

Представленная статья даст рыболову ответы на ряд важных вопросов в отношении оснастки и тактики лова, а также поможет определиться с приготовлением эффективных подкормочных смесей и подбора приманок исходя из условий и времени ведения рыболовной сессии.

Поведение плотвы осенью

Ловля плотвы осенью зависит от её поведения, которое в свою очередь разнится в зависимости от строения водоёма. На проточных водоёмах рыба практически не меняет точек летних стоянок до ноября. В этот период стаи держатся на относительно мелких глубинных участках водоёма вблизи от густой растительности, продолжая питаться в самих подводных зарослях и на границах чистой воды. На течения рыба не выходит и не мигрирует, следовательно, ориентируясь на летние перспективные точки можно на них с уверенностью продолжать лов. С наступлением же серьёзных похолоданий даже на небольшой речке в октябре может начаться ход плотвиных стай на зимовальники, что повлечёт за собой поиск мест ловли ближе к ямам и подальше от начинающей интенсивно загнивать растительности.

В относительно стоячих водоёмах, на озёрах и водохранилищах, плотвичка ведёт себя совершенно по-другому. С началом первых прохладных сентябрьских утренников стаи сходят с летних зарослевых банок на отмелях в глубоководную часть озера с более насыщенной кислородом водой. Возвращаются же они на питание к береговым линиям и отмелям лишь после сильных ветров и дождей, когда вода становится чище и прозрачней от отмирающей водоросли и свежее от поднятия уровня воды. Гидрология стоячих водоёмов принуждает рыбу к ранней миграции, а рыболова к постоянному поиску места питания рыбы.

Клёв плотвы в зависимости от месяца ловли

Клев плотвы в сентябре стабилен и продолжителен, как и в летнюю пору. Ещё тёплые воды водоёмов дают рыбе щедрое пропитание в зарослевой гуще подводной растительности богатой и планктоном, и свежей водорослью. Активность стай начинается на самом восходе солнца и может длиться до полного заката, останавливаясь лишь в тёмный период суток.

Важно! Клёву благоприятствуют солнечные дни с малой силой ветра и стабильным давлением в пределах 740 атмосфер.

Октябрьские дни уже значительно короче по интенсивности светового потока, да и не особо радуют стабильностью погоды с перепадами атмосферного давления, что делает клёв периодичным.

Важно! Прохладным октябрьским утром первые поклевки могут начаться к 10 часам и это в дни с ясной и безветренной погодой. Обычно же наибольшая активность проявляется в послеобеденное время, резко завершаясь с первыми признаками наступления сумерек.

Нависшие на несколько дней дожди полностью останавливают клёв. Заморозки с образованием кромки льда по краям водоёма дают предпосылки для повышения интенсивности клёва с дневным прогревом акватории именно в этот погожий день. В ноябре плотву ловить наиболее сложно. Рыба становится непредсказуема, и по непонятным причинам может не проявлять активности по нескольку суток, отходя на глубину.

Важно! С относительной стабилизацией погоды продолжительность дневного клёва может быть ограничена парой скудных часов послеобеденного времени. В ноябре благоприятными для ловли днями считают пасмурные, но относительно тёплые дни с безветрием.

Где искать рыбу

Осенью ловить плотву на реке продолжают на границах прибрежных зарослей с чистыми, примыкающими к течениям водами. В первой половине сезона рыбу ищут в окнах среди водорослей, у нависающей над водой кроной деревьев и особенно в местах с замедлением течений. Стайки рыбы редко уходят на глубины свыше трёх метров, продолжая держаться на мелководьях. Участки с коряжниками и завалами из падших в воду деревьев также привлекают плотвичку возможностью укрыться от хищника, где стоит пробовать ловить, подобрав для проводок безопасную от зацепов траекторию.

Ловля плотвы поздней осенью на поплавочную удочку смещается в глубоководные места водоёмов. Данные места, которые зачастую являются и зимней стоянкой плотвиных стай, облавливают как на свалах, так и непосредственно на самой глубине.

Важно! В основательно остывшей воде плотвичка держится ближе ко дну, редко подымаясь в средние горизонты и практически никогда не выходя на поверхность водоёма.

Наличие на дне углубления затопленного предмета, топляка, искусственного строительного или инженерного объекта, концентрирует рыб в непосредственной близости от укрытия и заведомо зная наличие такой аномалии можно целенаправленно вести и закорм, и последующую ловлю с оглядкой на данный ориентир.

Осенняя прикормка

Осенняя прикормка для плотвы имеет свои существенные отличия от летних аналогов закормочных смесей. Прежде всего, это отличие заключается в обязательном присутствии в подкормочном миксте животной составляющей, что в период тёплой воды не так актуально, как в осенний сезон.

Важно! Прикормки для ловли плотвы в осенний период формируют на основах из панировочных сухарей и рыбного комбикорма, не включая в составы растительные варёные каши и дробленные злаковые зёрна.

Отличительной особенностью приготовления прикормки является её мелкая фракция, для чего сухари и комбикорм пропускают через сито, удаляя всю крупную составляющую. То же самое делают и с разбавителями, которыми служат грунт или песок с глиняной составляющей. В холодной воде с аттрактантами работают осторожно, стараясь не перенасытить смеси, что может привести к обратному эффекту не приманивания, а отпугивания рыбы. Рецепт прикормки должен включать в свой состав ингредиенты, способствующие созданию пылящего эффекта, наиболее популярным и доступным из которых будет сухое молоко. Добавки животного происхождения готовят из резанного навозного червя, свежего кормового мотыля или опарыша.

Важно! Одновременно и животной составляющей и действенным аттрактантом в прикормке станет толчёное мясо ракушки беззубки или перловицы.

В последнее время популярной добавкой становится консервированный опарыш, который круглый год доступен рыболовам в сети магазинов специализирующихся на рыболовной тематике.

На что осенью ловить плотву

Переходная осенняя пора заставляет карповых интенсивней набирать калории, так нужные для длинной и относительно голодной зимовки. Наживка на плотву по этому сезону подбирается из сугубо животной составляющей. Если в первую декаду сентября ещё тёплая погода благоприятствует лову на растительные насадки, то уже к концу месяца рыболов навряд ли получит удовольствие от лова на сладкую кукурузу и тесто, такие привычные и надёжные в приваживании плотвички по летнему периоду.

Важно! На первый план в применении насадок выходит мотыль и опарыш.

Черви навозные также пользуются у плотвы особым интересом, особенно если подобраны в мелком и тонком варианте. Крупных же особей советуют рвать на кусочки длиной 1–2 см. Из инертных насадок для ловли применяют мясо любой ракушки обитающей в облавливаемом водоёме. Особенно для тарани привлекательно мясо моллюска дрейссены, которое является излюбленным натуральным лакомством практически в любом водоёме. Стоит заострить внимание на комбинациях животных насадок, так называемых бутербродах.

Важно! Применение бутербродов активно применяется при низком количестве поклёвок. Наиболее популярна комбинация — опарыш и мотыль.

Белую личинку зажимают мотылями по центру крючка, делая приманку и подвижной и в то же время привлекательной с виду.

Техника ловли и оснастка на плотву

В качестве оснасток применяют поплавочные и донные методы ужения, среди которых главенствующую роль занимает болонская снасть и фидер в виде пикера. При некоторых условиях оправдывается роль добычи трофеев штекерным удилищем. Болонская снасть подбирается в длине от 4 до 6 метров с тестами 15–25 грамм. Катушку в безынерционном виде ставят с самым простым функционалом. В качестве шнура применяют монолеску.

Монтаж включает в себя не тяжёлый, максимум 1,5 грамма, поплавок, с удлинённой антеннкой и разнесённую по леске огрузку из свинцовых дробинок. Поводок принимают на 0,02 мм тоньше основы, не длиннее 30 см, завершая монтаж крючком с длинным цевьем 12–14 номера. Пикерные фидерные удилища оснащают плетёным шнуром толщиной в 0,12 мм.

Классическими фидерными монтажами в виде асимметричной и симметричной петли реагируют на наличие поклёвок, руководствуясь активностью рыбы. Для снижения шума при подаче монтажей стараются применять пластмассовые кормушки с мелкой ячейкой. Поймать плотву осенью на поплавочную удочку и донные оснастки помогают мероприятия по снижению грубости монтажей. Осенние прохладные воды становятся значительно прозрачней летних и весенних вод, мутных из-за интенсивного размножения водорослей и бактерий. Этот фактор негативно влияет на поклёвки, делая рыбу осторожной к подозрительным грубым оснасткам. По сравнению с летом начинают использовать более тонкую леску, переходя с классического диаметра 0,18 мм на 0,15-0,12 мм.

Ловля плотвы в сентябре

В сентябре ещё ловят по принципу летней технологии, в основном применяя поплавочную снасть. На ближних дистанциях на прикормленной точке штекер показывает особо значимые по количеству трофея результаты.

Важно! Приманки подают в окна между водной растительностью, а при наличии течения проводки осуществляют у самых кромок стыка заросли с чистой водой, придерживая оснастку.

Именно на придержках происходит подавляющее количество поклёвок. Наживки проводят как в придонном слое воды, так и в средних горизонтах.

Октябрьская плотва

Плотва осенью на поплавок в октябрьские дни начинает брать реже, смещаясь на более глубоководные акватории. Удержать начавшую миграцию рыбу на точке лова становится сложнее. Требуется грамотный подбор подкормочных смесей по составу и их порционная подача, способствующая не насыщению, а лишь приваживанию стаи. Уже со второй половины месяца фидерная снасть занимает приоритетную позицию при выборе способа ловли, отводя поплавочные оснастки на второй план, применение которых будет обосновано лишь при подходе плотвички в моменты стабилизации погоды в прибрежные зоны, особенно в районы мостов и дамб.

Ловля в ноябре

Ноябрь не самый продуктивный месяц ловли плотвы. Если насадки и прикормка остаются октябрьскими и не требуют решений по своей доработке и радикальной смене направленности вкуса, то на первое место выходит поиск места стоянки стай. Отыскав же перспективную точку для лова, при береговой охоте применяют фидерные снасти. При ловле с лодок список применяемых снастей кроме поплавочной удочки со скользящей оснасткой добавляет кивковая снасть, снабжённая мормышкой. В этот период рыба уже малоактивна и по большей мере держится на точке зимней стоянки. При снижении количества поклёвок их стимулирование проводят подачей в зону ловли мелких порций прикорма, шариками не более чем размер грецкого ореха.

Оцените статью
Добавить комментарий