Обзор лодочного мотора Стрела

Обзор лодочного мотора Стрела

Лодочный мотор «Стрела» причисляется к первым двигателям, которые стали использоваться для малогабаритных лодок. Он относительно маломощный, всего 5 л. с., но уже позволял достигать скорости 14–16 км/ч. Массовое производство было запущено в СССР с 1953 года, с этого времени начался большой спрос на двигатель, это продлилось до 1965 года, когда он был снят с производства. Выпуск ремонтных запчастей продолжался ещё до середины 80-х годов. Лодочный мотор «Стрела-5» примечателен тем, что поступил в открытую продажу в народ, все более ранние варианты были в использовании государственными предприятиями.

Общее описание

Выпуском мотора «Стрела» занимались 2 завода: им. Фрунзе в г. Куйбышеве и Ульяновский.

Характеристики лодочного мотора «Стрела» не были выдающимися, а конструкция предельно простая. Даже с учётом недостатка функциональности и низкой мощности, аппарат смог заслужить популярность из-за невысокой стоимости, простоты управления и обслуживания. Отмечается высокая надёжность конструкции из-за прочности и износостойкости используемых материалов. При соблюдении правил эксплуатации и своевременном ремонте мотор «Стрела» мог служить десятки лет без снижения производительности.

Лодочный мотор «Стрела» причисляется к первым двигателям

Особенности первых конструкций:

  • первые модели двигателя часто сталкивались с попаданием воды внутрь охлаждающей системы. Причина заключалась в отсутствии защиты. Для устранения недочёта начала устанавливаться помпа, но такие модели не получили обширного распространения, в серийном производстве отсутствовали;
  • нестабильная работа, которая была спровоцирована из-за отсутствия в системе помпы. Вода поступала в недостаточных количествах, это приводило к частым перегреваниям мотора, как следствие – затруднённое движение;
  • для упрощения пути транспортировки топлива в мотор, был использован нерациональный монтаж бака сверху, что предотвращало возможность экономить горючее. Топливо поступало самотёком, а количество регулировалось при открытии заслонки;
  • система подвески была несовершенна из-за недостатка амортизаторов. Двигатель создавал довольно сильные вибрационные удары, а жёсткая фиксация к корпусу легко передавала вибрацию в корпус. Недостаток был выражен не слишком явно и на него можно «закрыть глаза»;
  • на кожухе мотора находились открытые участки, они часто становились причиной получения ожогов, а иногда и повреждения лодки, особенно из резины. Требовалась особая осторожность при эксплуатации такого мотора;
  • в старой версии отсутствует реверсивное движение и муфта для сцепления. На небольших реках для разворота или манёвра нередко приходилось использовать вёсла.

Преимуществ у модели не слишком много, но они есть:

  • лёгкость в эксплуатации. Мотор может без особых проблем использоваться новичком в водно-моторном деле. Более того, без особой подготовки можно осуществлять ремонт двигателя, но только небольших элементов. Техническое обслуживание не требует обращения к специалистам;
  • невысокая цена. Для среднестатистического человека стоимость была «в пределах разумного». Стоимость ремонтных запчастей также была низкой, и их можно было найти всегда;
  • высокий показатель КПД винта.

Мотор “Стрела” имеет невысокую цену

Технические характеристики лодочного мотора «Стрела» имели не только позитивную сторону, так как простота конструкции имеет и другие последствия. Явные недостатки модели:

  • самый большой недочёт – работа на низкооктановом бензине или керосине. Экономичность топлива для некоторых пользователей стала преимуществом, но от этого была снижена скорость движения;
  • двигатель генерирует много шума и вибрации;
  • большой вес конструкции мотора «Стрела-5» был устранён в следующих моделях, а в этом случае приходилось мириться;
  • недочёты в системе зажигания – не всегда удавалось быстро завестись. Причина заключается в использовании контактной системы;
  • для холостого хода нужна муфта сцепления, но её разработчики не предусмотрели;
  • местонахождение элементов для управления мотором выбрано неудачно;
  • риск проникновения воды внутрь конструкции, это возможно из-за незащищённого доступа к механизмам.

Несмотря на множество недостатков, мотор смог заполучить конечного потребителя и приобщить рыбаков и охотников к использованию мотора взамен вёсел. Двигатель сделал первый толчок в сфере развития силовых установок для небольших лодок. Во многом его популярность была обусловлена отсутствием достойного конкурента. Даже сегодня некоторые умельцы находят способы ремонтировать и использовать лодочные моторы «Стрела», что видно из отзывов и популярности установки транца на ПВХ и резиновых суднах.

Самая популярная модель линии – лодочный мотор «Стрела-5»

Невысокие характеристики мотора «Стрела-5» были обусловлены упрощённой конструкцией. В её основе используется цилиндропоршневой механизм с кривошипами и шатунами. Механизмы имели унифицированные детали и использовались на мотоцикле «Ковровец». Двигатель имеет 1 цилиндр с 2-тактной работой.

Лодочный мотор «Стрела-5»

Установка силового агрегата происходила сверху дейдвудной трубы, а снизу фиксировался редуктор, он поддерживал всего 1 режим работы. Устроен редуктор в форме конуса, на него устанавливается гребной винт. Из-за отсутствия помпы охлаждающая жидкость сразу поступала в «рубашку» цилиндра. Давление для накачивания воды создавалось с помощью винта.

Конструкция имеет поршневой тип управления подачей смеси в камеру кривошипов, аналогичная система используется в мотоциклах. Из-за такого устройства достигалась низкая мощность и возникали трудности с пуском.

Технические характеристики

До сих пор в сети есть инструкция по руководству лодочного мотора «Стрела», но актуальность информации невысокая, так как в середине 90-х годов был исчерпан запас ремонтных запчастей и сегодня встречаются только отдельные единицы установок. Они сохранились благодаря бережному обращению и нахождению аналогичных запчастей с аналогов.

Характеристики лодочного мотора «Стрела-5»:

  • мощность – 5 л. с.;
  • количество тактов – 2;
  • цилиндры – 1 шт.;
  • полезный объём – 175 см 3 ;
  • количество оборотов на максимуме – 3700 об./мин.;
  • размер цилиндра – 62 мм;
  • расстояние движения поршня – 58 мм;
  • уровень сжатия – 5±0,2;

Технические характеристики лодочного мотора «Стрела-5»

  • метод управления – выносной румпель;
  • способ зажигания – вручную;
  • смазка – проходит процедуру смешивания;
  • объём бака с топливом – 2,5 л, имеет встроенный тип;
  • расход горючего на полной скорости – 2,1 л/час;
  • тип зажигания – «Магнето МЛ-10К»;
  • используемая свеча – А-11-У;
  • тип карбюратора – К-33, работает по методу поплавка;
  • масса – 24 кг.

Мотор хорошо работает при использовании бензина А66 и А70, в него нужно добавлять около 5% автола АКП10. Заменить бензин можно керосином.

Отзывы владельцев

Александр:

«Мотор довольно хороший, если в нём всё отладить, то будет заводиться легко. Предлагает неплохую скорость движения даже для относительно тяжёлых лодок, но она вряд ли будет больше быстрого хода на вёслах. Двигатель старый, поэтому у меня не сохранился, но успешно использовал до конца 90-х годов».

Олег:

«В своё время мотор являлся просто находкой, но сегодня его актуальность исчерпана. Если требуется маломощный мотор, стоит присмотреться к импортным представителям, они стоят немного дороже, но зато можно легко ремонтировать, в них также устранён ряд недостатков конструкции „Стрелы-5“. Покупать мотор под восстановление будет себе дороже».

Денис:

«У меня до сих пор сохранился мотор „Стрела-5“, правда, он практически не эксплуатировался, так как покупал ещё дед. Пришлось провести восстановление, но обошёлся родными элементами конструкции, а прокладки сделал самостоятельно. Могу сказать, что для рыбалки двигатель оптимальный, только к месту нужно подходить на вёслах из-за шума, а большего мне и не нужно».

Лодочные моторы «Стрела»

«Стрела» – это первый подвесной лодочный двигатель, выпущенный в СССР для массовой продажи населению. Производили его с 1953 года по 1965 год на двух предприятиях: имени Фрунзе в городе Куйбышев (Самара) и Ульяновском моторном заводе.

Разработчики не пытались сделать двигатель сверхтехнологичным, поэтому ему явно не хватало многих возможностей. Но это был простой, надежный и доступный мотор, который справлялся с главной задачей – мог двигать лодку. А, поскольку альтернативу ему на тот момент составляли только весла, «Стрела» пользовался большим признанием у советских граждан.

В 1965 году, в связи с выходом в продажу подвесных моторов других производителей, «Стрелу» сняли с выпуска. Но детали для нее создавали вплоть до 1989 года. Учитывая, что многие запасные части для отдельных узлов мотора, а именно цилиндров и поршней, были позаимствованы у двигателя мотоцикла «Ковровец», с запчастями у владельцев «Стрелы», проблем не было долгое время.

Простая долговечная конструкция давала возможность использовать моторы вплоть до середины 90-х. Отдельные экземпляры используются по назначению до сих пор, во многом благодаря бережному отношению и использованию запасных частей с аналогов.

Модельный ряд

«Стрела» представлял собой двухтактный одноцилиндровый бензиновый мотор.

Двигатель устанавливался в верхней части дейдвудной трубы. В нижней части фиксировался редуктор с шестерёнками, который приводил движение вала во вращение винта. Эта простая конструкция обеспечивала перемещение по воде небольшой лодки. И она же давала владельцу, даже новичку, возможность управлять лодкой, самостоятельно ремонтировать мелкие поломки и проводить техническую профилактику.

Применение

Это первые моторы в СССР, которые поступили в открытую продажу для населения. Все ранние разработки создавались исключительно для государственных учреждений.

Предназначался «Стрела» для установки на рыболовецкие и легкие спортивные лодки, придавая им скорость 10-15 км/ч. Но, несмотря на это, у мотора была хорошая согласованность и с тяжелыми лодками, благодаря высокому КПД гребного винта. В целом, несмотря на недостатки, параметров двигателя было вполне достаточно для водного отдыха и рыбалки на тихом ходу. В первых вариантах двигателя отсутствовало реверсивное движение и муфта для сцепления, из-за чего для разворота или маневра на воде часто требовалось прибегать к помощи весел.

Но, несмотря на все трудности в эксплуатации, «Стрела» приобщила к водомоторному стилю жизни сотни тысяч советских граждан и стала по истине легендарным двигателем.

Конструкция и габариты

• Двигатель представлял собой двухтактную конструкцию, имел 1 цилиндр.

• Редуктор поддерживал 1 режим работы.

• Система запуска – пусковым тросом.

• Бензобак располагался над двигателем.

• Топливо подавалось к карбюратору самотеком.

• Транцевая высота двигателя – 380 мм.

Технические характеристики

• Тип двигателей – бензиновый.

• Рабочий объём – 173 куб. см.

• Мощность – 5 л. с.

• Количество тактов – 2.

• Количество цилиндров – 1.

• Число предельных оборотов – 3700 об/мин.

• Величина цилиндра – 62 мм.

• Шаг движения поршня – 58 мм.

• Румпельная система управления.

• Ручная система зажигания.

• Система охлаждения – водная.

• Емкость топливного бака – 3,7 л (встроенный).

• Расход горючего – 2,1 л/час при полной скорости.

• Система питания – карбюратор (К-33, работает способом поплавка).

• Вес – 24 килограмма.

Покупка и обслуживание

Сегодня актуальность «Стрелы» исчерпана. Конечно, при желании можно приобрести с рук работающий двигатель. И даже в неплохом состоянии. Но найти к нему запасные части – задача практически невыполнимая.

Но все же в Интернете сохранилась инструкция по эксплуатации «Стрелы». И все еще находятся любители и поклонники этого двигателя, которые собирают «Стрелу» и предпочитают ее новым моделям. А это еще раз говорит о том, как долговечен этот мотор. И что такой надежности и легкости в обращении, порой не хватает современным моделям. В особенности, в удаленных местностях нашей страны, где нет сервисных центров, но есть любители водного отдыха и рыбалки.

Читайте также:  Хранение лодочного мотора. Консервация своими руками

Преимущества и недостатки

Преимущества:

1. Простая конструкция.

2. Легкость управления.

4. Высокая ремонтопригодность.

5. Небольшая цена двигателя и запасных частей к нему.

6. Низкие требования к качеству топлива (мотор мог работать даже на керосине).

7. Высокий показатель КПД гребного винта.

8. Надежность конструкции благодаря долговечности и износоустойчивости материалов.

9. Техническое обслуживание не требовало обращений к специалистам.

2. Затрудненный запуск.

3. Неудачное расположение рычагов управления.

4. Отсутствие холостых оборотов двигателя.

5. Попадание воды в двигатель.

6. Сильные шумы и тряска.

7. Необходимость смешивать бензин (керосин) с маслом.

8. Топливный бак устанавливался над мотором, что не давало возможности экономить горючее.

9. Частое перегревание мотора в связи с отсутствием помпы.

10. В первой версии двигателя отсутствовало реверсивное движение, поэтому для разворота приходилось пользоваться веслами.

11. Потеря мощности из-за работы на некачественном топливе.

12. Открытые части кожуха двигателя нередко вызывали ожоги и повреждения лодок, особенно резиновых.

13. Затрудненный доступ к двигателю для обслуживания из-за металлического кожуха.

Несмотря на все недостатки, моторы «Стрела» были долгое время очень популярны. Они стали действительно прорывом в сфере развития лодочных моторов в СССР. При своевременном ремонте двигатели служили владельцам десятки лет, а их долговечность позволила сохранить на ходу единичные экземпляры и до настоящего времени.

Гибрид Стрела + Champion 200VK

Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

Сообщений 21

1 Тема от Константин 18-09-2016 19:24

  • Константин
  • Администратор
  • Неактивен
  • Откуда: Архангельск
  • Зарегистрирован: 31-05-2015
  • Сообщений: 1,393
Тема: Гибрид Стрела + Champion 200VK

Всем привет. Начал делать новый гибрид. Пока на стадии разработки.

Есть ли у кого Стрела? Мне достался без румпеля и по этому не могу вычертить пластину до конца, нужно пару размеров. Может кто сможет снять эти размеры.

2 Ответ от Alex 74 18-09-2016 20:30

  • Alex 74
  • Модератор
  • Неактивен
  • Откуда: Вологодская обл
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 4,977
Re: Гибрид Стрела + Champion 200VK

То-же мотор был без румпеля,закрепить его в новое место не проблема.На видео видно основные моменты.
https://youtu.be/hNjbs0exBDY

3 Ответ от Константин 18-09-2016 23:38

  • Константин
  • Администратор
  • Неактивен
  • Откуда: Архангельск
  • Зарегистрирован: 31-05-2015
  • Сообщений: 1,393
Re: Гибрид Стрела + Champion 200VK

То-же мотор был без румпеля,закрепить его в новое место не проблема.На видео видно основные моменты.

хотелось сделать крепление под штатный румпель.

4 Ответ от Alex 74 19-09-2016 00:18

  • Alex 74
  • Модератор
  • Неактивен
  • Откуда: Вологодская обл
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 4,977
Re: Гибрид Стрела + Champion 200VK

хотелось сделать крепление под штатный румпель.

А у штатного как я в курсе,кроме самой ручки ничего нет.И как помнится из видео по ютубу,там ручка крепится к самому корпусу двс,хотя могу и ошибиться.
Ну вот и видео,штатный не присобачить к китайцу.В любом случае надо мудрить.
https://www.youtube.com/watch?v=eLKOQtdYePQ

5 Ответ от Alex 74 19-09-2016 00:20

  • Alex 74
  • Модератор
  • Неактивен
  • Откуда: Вологодская обл
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 4,977
Re: Гибрид Стрела + Champion 200VK

Думаю вот это самый лучший вариант с заводским оригиналом.
https://www.youtube.com/watch?v=mGZLAxXl_go

6 Ответ от Константин 02-10-2016 21:47

  • Константин
  • Администратор
  • Неактивен
  • Откуда: Архангельск
  • Зарегистрирован: 31-05-2015
  • Сообщений: 1,393
Re: Гибрид Стрела + Champion 200VK

Румпель мне нашли, так что пластина будет под штатный румпель.

7 Ответ от kats 06-10-2016 18:37 (06-10-2016 18:38 отредактировано kats)

  • kats
  • Новичок
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 06-10-2016
  • Сообщений: 9
Re: Гибрид Стрела + Champion 200VK

У меня масло не течет в горизонтальном положении, и прокладки резиновой нету, как предлагают в комментариях к видео. Видимо конструктор, который собирал мотор, победил эту проблему.
Пока поэтапно все красиво получается, жду когда дело дойдет до винта.
По своему опыту понял что родной винт это ерунда полная, на максимальных оборотах едет не больше 9 км/ч. Получается мотор надрывается, а толку мало. Я поставил грузовой винт от ветерка, теперь и скорость больше (22 км/ч налегке) и найти его в продаже легче (у вас же покупал). Родной на запас оставил.

8 Ответ от Alex 74 06-10-2016 19:22

  • Alex 74
  • Модератор
  • Неактивен
  • Откуда: Вологодская обл
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 4,977
Re: Гибрид Стрела + Champion 200VK

kats, А посадка винта на вал такая-же как и у родного?

Лодочный мотор Стрела – герой своего времени

Самыми первыми маломощными двигателями для моторных лодок стали модели под названием «Стрела». Они массово выпускались на просторах СССР и пользовались большим успехом. Выпуск начался в далёком 1953 году и производился 12 лет. Запасные детали на моторы производились до середины 80-х годов. Уникальность этого механизма состояла в том, что они стали доступны для населения, ведь ранее такие устройства поставлялись только на производства и другие объекты отраслей хозяйства.

Исторические факты

Конструкция первой модели была достаточно простой и не предполагала чего-то сверхъестественного. Несмотря на то что аппарату не хватало функциональных характеристик, недорогой и простой в управлении механизм был востребован в силу своей надёжности и прочности. Такие модели моторов при грамотной эксплуатации и периодическом ремонте могли прослужить много лет без потери качества и мощности.

Кроме положительных характеристик, таких как простота ремонта, модель имела множество недостатков. Самым серьёзным из них стала потеря мощности за счёт работы на низкокачественном бензине или керосине.

Мотор Стрела смог приобщить любителей отдыха к водно-моторному образу жизни и стал началом эпохи развития производства двигателей и маломерных лодок. Благодаря этому появилась новая отрасль товаров для населения.

Устройство первых моделей

В первых моделях забортная вода за счёт сильного напора, создаваемого винтом лодки, попадала в систему охлаждения двигателя. А в последующие модели была добавлена помпа, но они не получили особого распространения и в серию не пошли.

Для упрощения попадания топливной смеси в двигатель бак располагался таким образом, что экономить топливо не представлялось возможным, а в системе подвески отсутствовали амортизирующие элементы. Двигатель провоцировал сильную вибрацию, а за счёт жёсткого крепления мотора она передавалась практически на весь корпус лодки. Это обстоятельство не сильно влияло на движение, но доставляло небольшой дискомфорт.

Работа двигателя была нестабильной из-за отсутствия помпы, подающей воду для охлаждения. Мотор часто перегревался и затруднял движение. А открытые части кожуха мотора нередко вызывали ожоги и считались наиболее опасной частью механизма, требующей осторожности при эксплуатации.

Старая модель лодочного мотора Стрела не имела ни муфты сцепления, ни режима реверса. Отсутствие последнего значительно затрудняло проведение маневров на водоёме.

Самая популярная модель линии – лодочный мотор “Стрела-5”

Самой популярной модификацией рассматриваемого лодочного двигателя была модель “Стрела-5”

Основные характеристики

Основные характеристики механизма были далеки от современных стандартов качества, универсальности и эргономичности:

  • объём около 175 куб. см;
  • вес – 24 кг;
  • такт — двухтактность;
  • ёмкость топливного бака — 3,7 л;
  • мощность — 5 л. с.

Этих параметров было достаточно для любительского отдыха на водоёме и рыбалки на тихом ходу, а в силу невысокой стоимости топлива никто не задумывался об обеспечении экономии. Лодочный мотор Стрела-5 относился к двухтактным двигателям с одним цилиндром. Детали для цилиндров и поршней были позаимствованы у двигателя мотоцикла под названием «Ковровец», за счёт чего была достигнута взаимозаменяемость деталей без особого труда по поиску элементов для замены.

Двигатель располагался в верхней части дейдвудной трубы. В нижней её части крепился редуктор с шестерёнками, приводящий вращение вала во вращение винта. Эта примитивная конструкция не учитывала многих моментов эксплуатации, но позволяла обеспечивать необходимой мощностью небольшое тихоходное судно. Этого было достаточно для передвижения по воде в некоторых областях страны и организации приятного досуга в виде рыбалки или прогулки на водном судне.

Основные преимущества

Одним из преимуществ конструкции моторов Стрела- 5 была простота эксплуатации. Даже новичок, не посвящённый в тонкости механизма, мог управлять лодкой, ремонтировать мелкие поломки и проводить техническую профилактику. Цена мотора была вполне приемлема для среднестатистического обывателя, а поиск необходимых деталей для замены не составлял никакого труда.

Механизм работал на топливе самого низкого уровня качества, вплоть до керосина. Винт, входящий в комплектацию аппарата, имел высокий уровень КПД. А сам мотор предназначался для обеспечения тихого хода судна на водоёме.

Недостатки механизма

К недоработкам лодочного мотора Стрела-5 можно отнести значительный вес, но этот недостаток был исправлен в последующих моделях. Кроме того, существовало множество минусов в строении и работе лодочного мотора. Основные из них:

  • проблемы системы зажигания;
  • отсутствие муфты сцепления и холостого хода;
  • неудачное расположение элементов регулировки и управления;
  • высокая степень вибрации и шума;
  • опасность попадания воды в мотор из-за открытого доступа к узлам механизма;
  • контактная система зажигания.

Как видно из сравнения, недостатков у лодочного мотора Стрела -5 было значительно больше, но из-за отсутствия более интересной альтернативы моторы пользовались популярностью много лет. Несмотря на то что моторы были сняты с производства и детали для замены постепенно пропали из продажи, многие умельцы до сих пор находят способы ремонта модели и продолжают ними пользоваться.

Возвращение к жизни советского лодочного мотора “Стрела” 50х годов выпуска.

Еще в детстве я увидел в заброшенном доме несколько таких моторов и с тех пор мечтал о таком. И вот у меня уже была довольно приличная коллекция моторов, которые мне отдали просто так или за пиво, а “Стрелы” так и не было. В итоге я решил, что нельзя больше ждать манны небесной и просто купил её:

Мотор на первый взгляд был более-менее комплектен, насколько это возможно для мотора 50х годов. Я отвез его на дачу и приступил к осмотру.

В конечном итоге оказалось, что у мотора отсутствует колпачок, фиксирующий гребной винт и заслонка карбюратора, а свечной провод отрезан так, что до свечи он уже никогда не дотянется. Также был отколот небольшой кусок маховика. Отсутствовали нижний кожух и ручной стартер, но найти “Стрелу” с такими деталями практически невозможно. Начал раскидывать мотор:

Двигатель на удивление хорошо проворачивался без посторонних звуков и люфтов и компрессия была хоть и слабая, но ощутимая. Решил его не разбирать и дать шанс завестись, так как прокладок к нему я бы потом не нашел. Самое веселье ждало меня в редукторе:

Причиной тому стал полностью сгнивший сальник гребного вала.

Далее процесс закипел, руки стали черными и было не до фотографирования. Я купил и установил новые сальник и подшипники в редуктор, вырезал прокладку между двигателем и дейдвудом из паронита. Так же припаял новый свечной провод к тарелке зажигания и установил на него купленный свечной колпачок. Колпачок гребного винта заказал токарю. Промыл и перебрал карбюратор, перебрал зажигание. Так же были открашены элементы мотора и начался процесс сборки. На фото хорошо видно отколотый кусочек маховика.

Отсутствие куска маховика меня не смутило, так как этот мотор обладает чудовищной вибрацией и небольшой дисбаланс маховика просто не сможет сделать ее еще хуже. Далее был установлен бак и вся мелочевка.

Читайте также:  Рыболовный поводок

В таком виде мотор отправился на воду. Оставалось приделать ему заслонку карбюратора, дождаться колпачка у токаря, заказать и наклеить шильдики. Мотор доехал до озера, там я нашел в запчастях старый карбюратор от “Ветерка”, снял с него заслонку и приделал к карбюратору “Стрелы”. Также на руках уже был колпачок гребного винта. Можно было начинать испытания и настройку. На фото видно появившуюся на карбюраторе заслонку.

В воде мотор заводиться отказался, после чего был вытащен на воздух, где я его долго и с пристрастием крутил. В конечном итоге он огласил окрестность ревом и задымил округу. Я решил, что он уже заслужил наклейки и обклеил его, после чего установил на лодку.

Теперь мотор завелся довольно быстро и медленно потащил лодку, доставляя неописуемый восторг. Очередной раритет вернулся к жизни! Еще бы найти к нему нижний кожух и стартер.

Вот такая вот история и она не последняя, так как моторов сделано много, но, к сожалению, в пылу сборки и грязными руками не всегда удается отснять все этапы процесса. Буду исправляться.

Лодочный мотор “Стрела” стал первым массовым советским лодочным мотором. Он производился с 1953 по 1965 годы, более подробно о его истории вы можете прочитать в одном из предыдущих постов:

P.S. @tigin , 657 дней назад я обещал вам пост про восстановление “Стрелы”. Как говорится, лучше поздно, чем никогда!

Найдены дубликаты

Спасибо Вам. За то, что возвращаете вещи из прошлого. За возвращённые воспоминания. Добрые посты.

довольно быстро и медленно потащил лодку

ну, в три года уложился с постом. 🙂
было бы неплохо указывать хотя бы основные хар-ки мотора, чтобы остальным не рыскать в их поисках. 🙁

Подписался с самого первого поста о лодочных моторах, но так и не увидел поста о ПЛМ “Салют”.

Будет обязательно про его историю, но самого мотора у меня в коллекции, как ни странно пока нет. Уже куча раритетов подвернулась, а вот с Салютом беда, каждый раз, когда я его нахожу, он от меня уходит кому-то другому.

У меня был, но я его подарил лет 5 назад одному знакомому.

Блин. Теперь бензин точно подорожает.

тарахтелка еще та, рыбу расшугает

оооо была у меня “стрела-3” ))

..чёт захотелось на рыбалку

у нас до сих пор некоторые на таких ездят

Часы эпохи Space Age

1960-е и 70-е обычно называют “космической” эпохой дизайна. Первые успехи в космосе и ожидание скорого покорения хотя бы ближайших планет, расцвет научной фантастики, появление электроники и новых материалов, общий послевоенный подъем оптимизма – все это влияло на облик техники, мебели, автомобилей. Все должно было выглядеть так, словно предназначено для гостиной где-нибудь на Марсе.

В этот период на какое-то время стали популярны “космические” часы очень характерного дизайна. “Радужный” циферблат, хромовый или пластиковый корпус, лихие “орбитальные” формы, красные риски вместо цифр. В середине 1970-х сразу несколько фирм выпускали очень похожие (и, как по мне, очень крутые) часы.

Моду задали, вероятно, японские часы Rhythm, появившиеся еще в конце 60-х.

Аналогичные часы Impex:

Даже советские наручные “Чайка” с автоподзаводом имели очень похожий облик:

Panhard EBR

“В послевоенные годы было столько инноваций в дизайне бронетехники. В Panhard EBR используются дополнительные колёса. Две пары колёс по центру машины находятся в поднятом положении, когда требуется высокая скорость, но при встрече с грязью могут быть опущены для лучшего сцепления.”

Французская машина разведки которая в своё время знатно поджигала сракотаны игроков в WoT.

Легендарные двигатели. Но в миниатюре

Ford Cosworth DFV, V8 90°, 3.0L, атмосферный. Мощность сначала была 408 л. с. на 8000 об/мин, но к концу эксплуатации довели до 510 на 11000 об/мин. Максимальный крутящий момент в районе 325 Нм при 8500 об/мин. Лучший двигатель в истории Формулы 1, использовался с 1967 по 1985 годы. Реплика в размере 1/3 от Bouland motors USA. Также могут выпустить коробку передач к нему, если стоит цель построить модельку.

Реплика Auto Union Typ C с оригинальным V16 45°, 6.0L, атмосферный. Мощность до 520 л. с. на 5000 об/мин. Крутящий момент 853 Нм. при 2,500 об/мин.1936-1937 годы. Размер 1/3.

Rolls Royce Merlin, V12 60°, 27L, нагнетатель. Максимальная мощность – от 740 л. с (Прототип PV-12) до 1795 л. с. при 3000 об/мин при наддуве +138 кПа на средних высотах (Модель 620). Производился с 1933 по 1950 годы. Размер 1/4

Doll 362 Dampfmaschine обр. 1920 года. Немецкий паровой двигатель. Другой информации не нашёл.

0 RPM

Калоризаторный двигатель Beijer, 1928 год

Тест двигателя на Williams FW14B

Самый технически сложный болид в сезоне-1992, плюс двигатели Renault RS3/RS4 были самыми мощными в пелотоне. Активная подвеска, трэкшн-контроль, АБС, полуавтоматическая коробка передач – из всего этого в современной Формуле 1 осталась только ПАКПП.

Six turnin’, four burnin’ в 4К

Самые лучшие кадры, на которых запечатлён полёт американского межконтинентального стратегического бомбардировщика Convair B-36 Peacemaker, можно встретить в фильме “Стратегическое воздушное командование” 1955 года. По крайней мере, в качественно оцифрованной его копии, как в приведённой ниже – оцифровка сделана в 4К. А, собственно, что способствует такому качеству.

Съёмка велась посредством процесса VistaVision, разработанного в Paramount Pictures.

Киносъёмочный аппарат Mitchell VistaVision, который арендовывал у Диснея Джордж Лукас для того, чтобы отснять кое-какие эффекты для “Звёздных Войн”.

В отличие от классических киносъёмочных аппаратов, плёнка в камерах VistaVision протягивалась горизонтально, и кадры, соответственно, тоже были ориентированы горизонтально, что приравнивало их к размеру обычного полного кадра, сделанного на 35мм фотоаппарат – 24х36 мм. Ну, а то, что получалось на выходе, зависело от оптики и разрешающей способности конкретной плёнки. Из этого уже можно вытягивать картинку, предел размера которой в цифровом эквиваленте, вероятно, до сих пор оценён только теоретически. Во всяком случае, я ещё не слышал, чтобы кто-то попытался отсканить плёнку, например, в 4000dpi – в некоторых архивах с такой разрешающей способностью сканируют стеклянные пластины мокрого коллоидного процесса, но для фотопластин этого всё ещё мало. Зато 35мм киноплёнке, наверное, хватило бы с лихвой.

Эксперименты NASA 70-х – 80-х годов в области STOL и VTOL

“В 70-е НАСА продолжили свои исследования в области самолетов короткого взлёта и посадки (Short TakeOff and Landing – STOL). Эти изыскания привели к концепции QSRA – Quiet Short-Haul Research Aircraft (малошумный экспериментальный самолет с укороченным фюзеляжем (на базе DCH-8A)).

В конструкции самолета представлены несколько новых особенностей. Из них, в первую очередь, стоит отметить высокорасположенные турбовентиляторные двигатели Avro Lycoming [YF-102, 33 кН тяги]. Каждый из них обдувает верхнюю плоскость крыла. Когда реактивная струя проходила над крылом, она перенаправлялась закрылками вниз, что эффективно даёт подъёмную силу самолету. Такой же принцип использовали в Boeing при конструировании YC-14.

Это построили в ответ на 1971 “

“Этот странный самолёт – QSRA, что означает “малошумный экспериментальный самолет с укороченным фюзеляжем”. Он может приземлиться с более медленной скоростью, чем многие лёгкие самолёты, около 75 миль в час (120,7 км/ч), и оттормозиться до полной остановки за 600 футов (182,9 метров). Во время совместных с флотом тестов в прошлом июле (написано, что снято в 1988 году) QSRA совершил 37 посадок конвейером (touch-and-go) и 16 посадок до полной остановки без использования аэрофинишеров на борту авианосца USS Kitty Hawk. Это был первый раз, когда четырёхдвигательный транспортный самолёт эксплуатировался на борту авианосца в открытом море. В будущем технология малошумных полётов QSRA также может помочь улучшить транспортные сервисы во многих аэропортах с очень короткими взлётно-посадочными полосами.

Ещё один экспериментальный самолёт – конвертоплан XV-15 (Bell), который подаёт большие надежды как в военной, так и в гражданской сфере использования, включая внутригородские перевозки, доставку людей и оборудования на морские нефтяные платформы. Напоминающие вертолёт роторы позволяют XV-15 вертикально садиться и взлетать [Vertical Takeoff and Landing – VTOL]. Как только он оказывается в воздухе, роторы наклоняются вперёд для полёта на крейсерской скорости около 300 миль в час (482,7 км/ч). Концепт конвертоплана достиг двойной дальности полёта вертолёта, используя то же топливо.”

И отдельный ролик про Bell XV-15

“Этот самолёт – конвертоплан XV-15 – самый многоцелевой летательный аппарат, который в наше время поступает в авиационную разработку. Уникальное свойство этого самолёта заключается в том, что он может установить свои роторы в любое положение: от режима полностью вертикального вертолёта до наклона вперёд на 90 градусов, практически как обычный турбопроп. Тихая работа конвертоплана совмещает возможность взлетать вертикально, как вертолёт, но со скоростью, полезной нагрузкой и дальностью самолёта с фиксированным крылом. Изначально придуманный в ранние 70-е, конвертоплан является плодом совместной работы Исследовательского центра Эймса в НАСА, Армии США и вертолётного подразделения Белл Текстрон. Министерство обороны США собирается закупить увеличенную версию этого самолёта под названием JVX.

Объёмы заказа на XV-15 недавно были оглашены публике в Вашингтоне, округ Колумбия, вскоре после тестового пригородного рейса из Тетерборо, штат Нью-Джерси. Здесь вы можете наблюдать, как конвертоплан пролетает мимо Национального Капитолия.

Диапазон гражданского применения: от обслуживания морских буровых платформ до перевозок внутри города. Джон Уорд рассказывает:

– На ранних стадиях первой перспективой видится корпоративное использование в качестве высокоскоростного вертолёта-роторного самолёта. Дальше можно подумать о локальных рейсах, когда вы сможете пользоваться техникой размером под 30-40 пассажиров, вкючить его в транспортную систему города, региона или узловых аэропортов. Конвертопланы идеально применять, когда у вас могут иметься очень тяжёлые грузы, или нужна большая дальность, высокая скорость без создания крупных аэропортов.

XV-15. NASA Technology работает над повышением скорости, эффективности, безопасности и универсальности в авиации.”

ВНИМАНИЕ. Обновите свой браузер! Наш сайт некорректно работает с IE 8 и более старыми версиями.

Нужно получить 60 кг тяги.
При винте 1.25 м – нужно 20 лс.

Сможете с 5лс получить 20 лс ?
Хоть при минимальном ресурсе.

Если нет, то не стоит забивать голову и руки.

Согласен на 1000%.
Если серьёзно, – не стоит начинать.

. Советую в виду бюджета смотреть объявления в сторону рмз 250. Иногда топ 80 бюджетные попадаются,ракеты.Успехов Вам!

Самый надёжный вариант полететь для любителя строить, это купить готовый аппарат, научиться летать, и уже со знанием дела строить, без точки отсчёта всё это может ни чем не кончиться.

Тот готовый аппарат потом продается почти по той же цене.

Летать на откровенно слабом моторе, новичкам может быть очень тяжело,или да же опасно.

Здравые мысли начали проскакивать, пока слабенько, но думаю скоро дойдет!

Для того что бы какой то мотор от мототехники заставить летать нужно обладать некоторыми знаниями как в расчетах винто-моторной установки, так и в технических деталях – сопромат.
Что бы рассчитать и построить типа ременного, шестереночного редуктора и все это дело закрепить на двигателе.
Рассчитать и построить выхлопную резонансную систему , подогнать, доработать, закрепить на двигателе так что бы от вибрации это не развалилось, не улетело и в конце концов не вдарило изобретателю по головушке.
Грамотно сделать топливную систему, подобрать бензонасос, найти надежные трубки,штуцера, емкости, проводочки, болтики, гаебочки и много, мнго других интересных и очень важных деталек которые нужно все вместе увязать и заставить работать!
А стрела, да что стрела, пусть это останется поводом, возбудителем желаний!
Определись уже!
1.Хочу летать!
2.Хочу стать конструктором-изобретателем-испытателем -механиком и вечным мучеником проводящим время в гараже и на поле с инструментальным ящиком!

Читайте также:  В стиле «вэки» / Снаряжение / Место клева — все о рыбалке

Для первого у тебя есть желание, этого достаточно!
Для второго у тебя( судя по твоим постам) кроме металлома ничего нет, может оно и к лучшему!

Да и меньше слушай тех кто тебя поджуживает на конверсию стрелы, только потеряешь время и возможно интерес к полетам вообще, они практически ничего не знают о полетах, механики, им это нравится.

Мля. жертва репрессий и это ты называешь конфеткой .
Надо бы над тобой шефство организовать может приведешь свое убожество в надлежащий вид.

Топикстартеру = плюнь на все , писДуй к Рамилю . он однако скучает на больничке и по выходу одарит тебя татУшем нормальный вариант Андрюха предложил .
К себе не зову, далеко и не скучно мне + “солярис” лишний по рукам пошел . по тряпке надо подумать.

Мотор Умпо 430 имеет поршневое управление впуском горючей смеси. Я смотрю у вас впуск лепестковым клапаном (от чего клапана?) в картер. Есть ли у вас информация о мощности до переделки (поршневой впуск и после переделки клапанный впуск в картер :

Пс . Присмотрелся. картер похоже совсем не УмпО .. Картер.. коленвал от какого двигателя . как женили . поподробнее пожалуйста.
Заранее благодарен.

Обзор лодочного мотора Привет

Мотор «Привет» – это уникальная конструкция 60-х годов разработки, которая была создана на Казанском заводе. Конструкторы изначально отказались от идеи копировать зарубежные и отечественные двигатели. В основе концепции лежала задача создания мотора, который будет превосходить «Вихрь» в отношении всех параметров. Забегая наперёд, отметим – цель была достигнута, и мотор получился лёгким, надёжным и экономичным.

Общее описание

Главное достоинство в характеристиках мотора «Привет-22» стал небольшой вес, всего 36 кг. Для сравнения мотор Вихрь на 20 л. с. имеет вес 48 кг. Достижение экономичности также оказалось по плечу, удалось снизить расход до 7,6 кг/час (на 1,4 кг меньше). Высокое качество мотора было обеспечено благодаря длительному процессу разработки, в серийное изготовление он поступил только в 1973 году. За период оттачивания конструкции многочисленные узлы претерпели изменения для достижения лучшей надёжности, это повлекло повышение веса до 38 кг.

В конструкции лодочного мотора «Привет» было использовано много уникальных решений, которые позволили сделать его достойной альтернативой зарубежным образцам. Двигатель имеет объём камеры сгорания 346 см3. Конструкция продувки устроена из 3 каналов по типу возвратно-петлевой схемы. Впуск производится с помощью золотников из стали дискообразной формы, они расположены в отдельных картерных полостях. За счёт удачного размещения и реализации впуска достигается снижение газодинамического сопротивления.

Мотор «Привет» – это уникальная конструкция 60-х годов разработки

Конструкция цилиндров раздельная, выполнена по взаимозаменяемому принципу. Здесь устроена «рубашка» для охлаждения, которая располагается в полости между корпусом цилиндра и гильзой. Технология позволила повысить эффективность теплообмена.

Отличительной чертой мотора «Привет-22» является использование стальных поршневых колец с напылением хрома. Цель внедрения технологии – высокое качество компрессии, герметичность и устойчивость к износу.

Коленчатый вал лодочного мотора «Привет-22» обладает разборным соединением по цанговому принципу. Соединение выполнено в области нижней щеки сверху кривошипов. Конструкция соединения показала себя значительно надёжнее, чем в «Вихре».

Впервые за всю историю отечественного строения подвесной мотор «Привет» использовал подшипник игольчатого типа, который сопряжён с кольцами поршней и верхней головкой шатуна. Такое конструктивное решение привело к повышению надёжности узла.

Дополнительным достоинством стала система зажигания, которая в полной мере унифицирована с «Нептуном-23». Выбор пал на магдино МН-1 с внешними трансформаторами ТЛМ по причине хороших пользовательских отзывов и стабильной работы. Унификации был подвержен и топливный насос, его можно устанавливать с мотора «Нептун» и «Вихря». Изначально был использован карбюратор из «Вихрь-М», но в последующих модификациях он подвергся модернизации.

Цапфа, расположенная снизу коленвала, имеет уплотнительные манжеты для защиты от влаги и газов. Благодаря подгонке и конструкции манжеты достигается лучшая защита и герметичность среди всех отечественных аналогов. По всему размеру дейдвуда установлена перегородка, она устроена метод литья. Перегородка отделяет пути отвода газов и расположения вертикального вала. Для охлаждения в дейдвуд встроена трубка перекачки воды, это сделано с целью упрощения ремонта.

Коленчатый вал лодочного мотора «Привет-22» обладает разборным соединением по цанговому принципу

В основе системы охлаждения используется насос вихревого типа с бесконтактной системой управления. Из-за минимального количества движущихся элементов насос практически не изнашивается, также может регулироваться тип работы ещё до запуска и поддерживается непродолжительная работа без подачи жидкости.

Характеристики водного сопротивления в редукторе мотора «Привет» при сравнении с аналогами значительно снижены, это стало возможным за счёт уменьшения площади сечения корпуса и стойки, а также высококачественной профилировки. По показателям надёжности редуктор лучший в своей нише, что достигается за счёт применения подшипников качения, установки шестерен направления движения на разных подшипниках и отсутствия соединения с гребным валом. Подобное устройство снижает потери мощности в редукторе.

Разработка модернизированного мотора «Привет-25» пришлась на 1977 год. Удачная конструкция 22-сильного мотора не нуждалась в сильной переработке, соответственно, отличия не слишком большие:

  • в основе дейдвуда встроена система настроенного выведения газов. При аналогичном объёме рабочей камеры, такое решение позволило повысить мощность на 3 л. с. Экономичность от этого решения не пострадала;
  • изменено устройство головок цилиндров. Необходимость появилась после проведения многочисленных испытаний, во время которых была установлена возможность улучшения системы охлаждения с помощью усиления редукторных шестерен.

Производитель в скором времени предоставил небольшое количество модифицированных «Приветов-25» с пометкой «Спорт». Ограниченное количество моделей поступило на вооружение в спортивные команды. При их использовании было получено несколько наград и выиграны чемпионаты в Европе.

В конце 1970-х годов была проведена модернизация «Привет-22». Заметные изменения появились:

  • в маховике были использованы магниты с большей мощностью из ЮНДК-24. Теперь искра стала сильнее и стабильнее, увеличив пусковые характеристики двигателя;
  • в поддоне добавлен ролик, он защищает пусковой трос от повреждений;

Мотор “Привет-25” использовали даже для спорта

  • в карбюраторе были проведены некоторые изменения для предотвращения избыточного количества жидкости в поплавковой камере при движении и расплескивания горючего в случае откидывания мотора;
  • в головках цилиндров стала использоваться улучшенная конструкция и более прочные шестерни;
  • для улучшения качества движения с полной загрузкой и для установки на грузовые суда стал поставляться грузовой винт, его шаг 250 мм.

Конструкция «Привета-22» имела ряд недостатков, которые разработчикам устранить не удалось:

  • в зазоре дейдвуда и поддона присутствует кольцевой зазор, при движении в волнение это провоцирует заливание свечей. Недостаток можно устранить самостоятельно с помощью самодельного резинового уплотнителя. Отлично подойдёт резина с багажника авто;
  • крыльчатка помпы выполнена из капрона, это неплохо, но из-за некачественной подгонки она проворачивалась на валу. Причина в установке крыльчатки со слишком свободным зазором. Мастера самостоятельно дорабатывали крыльчатку с помощью установки шпонки, штифта или пластины из металла. В остальных случаях просто покупается новая запчасть;
  • негерметичное устройство электрической сети и неудачное расположение. Кнопка активации стоп-сигналов и розетка имели уязвимые места и находились в месте частого попадания воды на борт. Впоследствии появлялись проблемы с зажиганием, они усиливались при эксплуатации судна в море. Для устранения риска замыкания стоит удалить стандартный разъём и заменить его другим, только уже под защитным кожухом двигателя;
  • окраска была некачественная, скорее всего, причина в отсутствии слоя грунтовки, так как даже без влияния абразивных веществ краска облазила довольно быстро. Сам материал устойчив к коррозии, но декоративные качества значительно ухудшались.

Технические характеристики «Привет-22»

Технические характеристики «Привет-22»

Характеристики лодочного мотора «Привет-22» всегда оставались ведущими в отечественном моторостроении, а прекращение выпуска связано с повышением цены горючего и самой конструкции:

  • мощность – 20,5–23,5 л. с.;
  • количество тактов – 2;
  • цилиндров – 2 шт.;
  • объём рабочей камеры – 346 см3;
  • предельное количество оборотов – 5 000 об./мин.;
  • размер цилиндра – 61,75 мм;
  • движение поршня – 58 мм;
  • геометрическое сжатие – 9,5;
  • расход горючего на полном ходу – до 7,6 кг/час;
  • бак для горючего – располагается снаружи, вмещает 22 л;
  • диаметр скоростного и грузового винтов – 235 и 250 мм;
  • шаг винтов – 285 и 250 мм;
  • вес двигателя – 38 кг.

Технические характеристики «Привет-25»

Отличия в конструкции небольшие, но они способствуют улучшению технических характеристик модели:

  • мощность – 25 л. с.;
  • количество тактов – 2;
  • цилиндров – 2 шт.;

Технические характеристики «Привет-25»

  • объём рабочей камеры – 346 см3;
  • предельное количество оборотов – 6 000 об./мин.;
  • размер цилиндра – 61,75 мм;
  • движение поршня – 58 мм;
  • геометрическое сжатие – 9,5;
  • расход горючего на полном ходу – до 7,6 кг/час;
  • бак для горючего – располагается снаружи, вмещает 22 л;
  • диаметр скоростного и грузового винтов – 235 и 250 мм;
  • шаг винтов – 285 и 250 мм;
  • вес двигателя – 38 кг.

Отзывы владельцев

Алексей:

«Достался мотор в качестве наследства от деда и по сей день работает исправно. Всегда доплываю на нём до нужного места, даже при выходе из строя никогда не приходилось ставать на вёсла. В конструкции практически всё можно причислить к плюсам, недостатки – это ослабленный штифт на винте и большая шумность на полном ходу».

Денис:

«Выбирал между „Привет-22“ и импортным мотором с аналогичной мощностью, мне пошли навстречу и дали попробовать оба. Выбор отдал „Привету“ из-за высокой производительности, быстрого набора скорости и многих других преимуществ при значительно меньшей цене. На высоких оборотах действительно много шума, но на низких и средних – идёт идеально».

Александр:

«Недостатков в конструкции весьма немного. Для меня стало важно – заливание свечи через щель в поддоне, но своими силами удалось устранить недочёт. Раньше были проблемы с запуском без очевидных причин, хотя искра стабильна, а пропуска воздуха не было. Помогла добавка нескольких капель масла с небольшим количеством песка и прогонка мотора на берегу несколько минут».

Оцените статью
Добавить комментарий