Фото лодки Обь: описание модели, технические характеристики, отзывы

Моторная лодка Обь

Лодки «Обь» – это моторные катера, которые были изготовленные из пластика. В качестве прототипа использовалась лодка «ПК-5». За короткий промежуток времени лодка «Обь-1» приобрела большой спрос у любителей туризма, активного отдыха и спорта. Она отличается высокими ходовыми качествами и используется для мореходства. Активно применяется для осуществления различных плавательных путешествий на дальние дистанции, проведения соревнований, туристических прогулок и рыболовных поездок. В эксплуатации неприхотлива и проста в хранении.

Описание лодок «Обь»

Моторные лодки «Обь» имеют различные технические характеристики, сильно изменяющиеся в зависимости от типа лодки. Большинство моделей обладает остроскулой формой с глиссирующим корпусом. Днище закручено, то есть возле кормы идёт на сужение, а поблизости транца высоко поднимается. По бокам в конструкции имеются були, использующиеся для увеличения остойчивости, а в «Обь-3» они устранены.

Лодка “Обь-3”

В кокпите лодки «Обь» имеются сидения для пассажиров, технические и визуальные их характеристики могут отличаться. Так, у «Обь-1» используется два сидения вместимостью по 2 человека. В «Оби-3» и следующих моделях вместимость увеличена до 6 человек. Везде носовая часть имеет герметичный отсек для вещей. Стекло на лодке «Обь» имеет специфический гнутый вид, это усложняет поиск замены при выходе из строя, но хорошо защищает пассажиров. Под транцем разработана специальная ниша, куда также может укладывать багаж.

Лодке «Обь» покраска требуется нечасто, так как в основе используется дюралюминий и клёпаная технология изготовления. Материал не подвергается негативному влиянию агрессивной среды и морской воды. Толщина листов составляет 1,5–2 м. Для придания герметичности на швах используются специальные тиоколовые ленты.

Технические характеристики лодки «Обь-1»

Лодка «Обь-1» обладает незаурядными техническими характеристиками и оправдывает свою популярность благодаря:

  • максимальной длине – 4,2 м;
  • ширине в наибольшем участке – 1,45 м;
  • борту в миделе по высоте – 0,55 м;
  • весу лодки с полной комплектацией – 140 кг;
  • полезной массе перевозимого груза – до 400 кг;

Моторная лодка “Обь-1”

  • количеству пассажиров – до 4 человек;
  • максимальной мощности мотора – 30 л. с.;
  • предельной скорости при двигателе 20 л. с. с нагрузкой и без нее – 34 и 40 км/ч;
  • материалу конструкции – Д1;
  • методу соединения – лодка клёпаная.

Технические характеристики лодки «Обь-2»

Выпускалась лодка «Обь-2» в ограниченном тираже, так как практически не отличается по характеристикам от «Оби». Время производства было всего несколько лет, за это время выпущено не больше 100 штук. Достоверных характеристик не установлено, но они практически не отличаются от «Обь-1». Упор в модели сделан на улучшение качества внутренних элементов, корпус взят за основу с предыдущей модели и изменениям не подвергнут.

В моделях «Обь-2» улучшено удобство пассажиров и капитана, чему способствуют:

  • мягкие сидения со специальной обивкой от влаги (иногда используется дерматин);
  • устанавливается тахометр;
  • редукторный тип рулевой колонки;
  • встроенная помпа;

Лодка «Обь-2»

  • габаритные фары для хождения в темноте;
  • область транца усилена, можно устанавливать мотор до 40 л. с., но оптимальным вариантом остаётся 30 л. с.;
  • спереди расположен отсек для хранения груза;
  • лебёдка;
  • в комплектации имеется тент и специальные дуги под него. Может использоваться не только при стоянке, но и в движении;
  • АКБ.

Технические характеристики лодки «Обь-3»

Лодка «Обь-3», по задумке разработчиков, предполагала замену более старых моделей «Обь» и их модифицированного варианта. В основе переработки использовались пожелания пользователей, которые за время эксплуатации более ранних вариантов успели сформировать образ оптимальной конструкции. Лодка «Обь-3» имеет подобные характеристики, ключевыми отличиями в корпусе является небольшое увеличение габаритов и комплектации.

Лодка «Обь-3» – технические характеристики:

  • максимальная длина – 4,3 м;
  • ширина в наибольшем участке – 1,56 м;
  • борт в миделе по высоте – 0,55 м;
  • вес лодки с полной комплектацией – 185 кг;

Лодка «Обь-3»

  • полезная масса перевозимого груза – до 400 кг;
  • количество пассажиров – до 4 человек;
  • максимальная мощность мотора – 30 л.с.;
  • предельная скорость при двигателе 30 л.с. с нагрузкой – 40 км/ч;
  • материал конструкции – Д16, Д1;
  • метод соединения – лодка клёпаная.

Нововведением лодки «Обь» среди всего модельного ряда стало использование материала – Д16. Дюралюминий Д16 немногим отличается от Д1, но прочность такого соединения всё же выше.

Технические характеристики лодки «Обь-4»

Разработкой и созданием лодки «Обь-4» занимался новосибирский завод «Алмаз». Её высокие показатели грузоподъёмности обеспечили народное название «Сибирский богатырь». Для лодки подобного класса она выдерживает рекордные 1,5 т. Подобный вес отлично переносится конструкцией и позволяет развивать скорость до 50 км/ч. Если требуется определить, какая лучше лодка «Обь» по грузоподъёмности, стоит предпочесть эту модель:

  • максимальная длина – 7,2 м;
  • ширина в наибольшем участке – 2 м;

Лодка “Обь-4” с открытой палубой

  • борт в миделе по высоте – 0,82 м;
  • при полной загрузке минимальный выступ борта над водой – 0,64 м;
  • вес лодки с полной комплектацией – 600 кг;
  • полезная масса перевозимого груза – до 1500 кг;
  • количество пассажиров – до 6 человек;
  • рекомендуемая производительность двигателя – 100 л. с.;
  • максимальная мощность мотора – 130 л. с.;
  • при использовании 100-сильного мотора скорость – 50 км/ч;
  • может использоваться при волнах высотой до 1,2 м;
  • материал конструкции – Д1Т;
  • метод соединения – лодка клёпаная.

Технические характеристики лодки «Обь-5»

Лодка «Обь-5» начала производиться в 2000 году на заводе «Алмаз». Имеет средние габаритные показатели, которые уступают «Обь-4». Большая часть конструкции была заимствованная с «Обь-3». Обводы отлично показали себя во время эксплуатации, соответственно, остались прежними. Спереди встроены тримаранные обводы, а в корме напоминают «крыло чайки», килеватость у лодки минимальная. Для гашения ударов волн в носу используются спонсоны, которые дополнительно увеличивают силу подъёма. При глиссировании спонсонами обеспечивается создание воздушного кармана для уменьшения смачиваемой поверхности лодки.

Лодка «Обь-5» начала производиться в 2000 году на заводе «Алмаз»

Характеристики:

  • максимальная длина – 5,6 м;
  • ширина в наибольшем участке – 1,56 м;
  • борт в миделе по высоте – 0,78 м;
  • при полной загрузке минимальный выступ борта над водой – 0,60 м;
  • вес лодки с полной комплектацией – 500 кг;
  • полезная масса перевозимого груза – до 965 кг;
  • количество пассажиров – до 6 человек;
  • рекомендуемая производительность двигателя – 55 л. с.;
  • максимальная дистанция для автономного плавания – 550 км;
  • при использовании 100-сильного мотора скорость – 60 км/ч;
  • может использоваться при волнах высотой до 1,1 м;
  • необходимое количество горючего – 10 л/ч;
  • вместимость бака – 100 л;
  • материал конструкции – Д1Т;
  • метод соединения – лодка клёпаная.

Катер “Обь-5”

Существует модифицированная модель для патрульной службы. Она до сих пор используется в части патрульных станций. Моторная лодка «Обь-5П» имеет несколько другие технические характеристики:

  • меньше в длине на 1 м – 4,6 м;
  • грузоподъёмность – до 850 кг;
  • осадка – до 0,16 м;
  • способна развивать скорость – 70 км/ч;
  • вес в снаряжённом состоянии – 440 кг;
  • количество пассажиров – 4 человека.

Технические характеристики лодки «Обь-М»

Лодка «Обь-М» – это более современная модель дюралюминиевой версии «Обь». Модификация была проведена и запущена в производство с 1975 г. Во время переработки была увеличена килеватость дна в области носа, это позволило снизить нагрузки от волн. Лодка разрешена к использованию при волнении до 3 баллов. Максимальное расстояние эксплуатации от берега – 3 км.

Наклонные були были заменены второй скулой, это обеспечило увеличение глиссирующей поверхности и улучшило стартовые качества. При нагрузке сильного снижения скорости «Обь-М» не наступает. Тюнинг лодки «Обь-М» привёл к увеличению общей ширины конструкции в корме, что позволило увеличить безопасность использования.

Лодка «Обь-М» технические характеристики:

  • максимальная длина – 4,24 м;
  • ширина в наибольшем участке – 1,52 м;
  • борт в миделе по высоте – 0,61 м;
  • вес лодки с полной комплектацией – 170 кг;
  • полезная масса перевозимого груза – до 400 кг;
  • количество пассажиров – до 4 человек;
  • максимальная мощность мотора – 30 л. с.;
  • предельная скорость при двигателе 30 л. с. с нагрузкой и без нее – 32 и 36 км/ч;
  • материал конструкции – Д1;
  • метод соединения – лодка клёпаная.

Какая цена

Реальная цена лодки «Обь-1» составляет $1,5–2 тысячи, но всё зависит от наличия и типа мотора, который существенно удорожает конструкцию. Лодка «Обь-М» – цена на нее значительно не отличается от первой модели, так как технические характеристики во многом остались прежними. Удорожание может составить до $500.

Самая распространённая среди остальных лодок – «Обь-3», её стоимость начинается от $5500.

Важно изучать фото лодки «Обь» независимо от модификации, так как часто встречаются тюнингованные модели.

Отзывы владельцев

Технические характеристики лодок «Обь» не всегда отражают качество конструкции, для этого можно изучить отзывы.

Вячеслав:

«Приглянулась лодка из-за хорошей грузоподъёмности. Приобрёл «Обь-1» 2 сезона назад и остался очень доволен. Единственным замеченным недостатком стала нехватка внутреннего места, бывает негде развернуться».

Александр:

«Множество позитивных моментов лодки «Обь» привлекли меня, и я не пожалел о покупке, но существует несколько небольших недостатков. В частности, хотелось бы повыше борт, а то брызги попадают. Скорость передвижения даже при 20 л. с. вполне устраивает для дальних прогулок».

Мотолодки «Обь», «Обь-М», «Обь-3»

Мотолодка «Обь»

Прототипом для создания лодки «Обь» послужила пластмассовая мотолодка «ПК-5», проект которой был опубликован в сборнике «Катера и яхты» № 2/1964 г. Благодаря отличным ходовым качествам и мореходности «Обь» быстро завоевала популярность среди любителей водно-моторного спорта и туризма в нашей стране. Она широко используется для дальних спортивных плаваний, соревнований, в качестве прогулочной и рыболовной лодки. Она отличается неприхотливостью в эксплуатации и сравнительно небольшой массой, облегчающей ее хранение на берегу. «Обь» имеет остроскулый глиссирующий корпус с днищем «закрученного» типа с сужением кормы у транца и высоко поднятой скулой в носу. Важными элементами, повышающими остойчивость и мореходность лодки, являются бортовые наделки-були длиной по 2,5 м. Вместе с носовым герметичным отсеком они обеспечивают непотопляемость лодки. Общий объем булей – 65 л, носового отсека – 200 л.


Теоретический чертеж корпуса мотолодки «Обь»

В кокпите размером 2,1х1,15 м расположены два двухместных мягких сиденья. В носовом отсеке имеется небольшой багажник. Для осмотра герметичного форпика в палубе предусмотрен лючок с герметичной крышкой, закрепляемой на винтах. Кокпит спереди защищен гнутым ветровым стеклом. У транца оборудована подмоторная ниша. Корпус лодки клепаной конструкции изготовлен из листов дюралюминия Д16 толщиной 1,5

2 мм, герметичность швов обеспечивается прокладкой тиоколовой ленты. Лодка поставлялась в торговую сеть без тента и с минимальным снабжением. Вскоре производство этой модели было прекращено в связи с переходом на выпуск мотолодки «Обь-М».

Моторная лодка «Обь-М»

Дюралюминиевая мотолодка «Обь-М» выпускалась с 1975 г. вместо мотолодки «Обь». При разработке обводов были использованы результат модельных испытаний этой лодки, проведенных в бассейне ЦАГИ. Увеличена килеватость днища в носовой части, благодаря чему снизились ударные нагрузки при ходе на волнении. На «Оби-М» разрешается выходить при волнении до 3 баллов с удалением от берега на 3 км. Развитая вторая скула, заменившая наклонные були, обеспечила увеличение общей площади глиссирующих поверхностей, что в конечном итоге повлияло на улучшение стартовых характеристик лодки. При увеличении нагрузки вплоть до полной скорость лодки снижается незначительно — всего на 3

4 км/ч. Кроме того, появление второй скулы и значительное увеличение ширины по палубе в кормовой части корпуса существенно повысило безопасность плавания.


Теоретический чертеж корпуса мотолодки «Обь-М»

Корпус изготавливался из дюралюминиевых сплавов Д16 и Д1 клепаной конструкции. Система набора — смешанная. Обшивка и транец штампуются из листов толщиной 2 мм. В соединениях используется уплотнительная тиоколовая лента и замазка. Корпус собирается из двух секций: нижней и верхней (палубы), стык по всему периметру окаймляется прессованным профилем, который служит привальным брусом. Непотопляемость лодки обеспечивается пенопластовыми блоками, уложенными вдоль бортов и в нижней части форпика. Пространство под носовой палубой использовано под багажный отсек с герметически закрывающимся люком в палубе. Дополнительный багажный отсек выгорожен в корме. Он рассчитан на размещение штатного бачка и четырех 10-литровых канистр. Для доступа в этот отсек сделаны два расположенных по бокам от подмоторной ниши лючка, закрывающихся крышками. Пассажиры размещаются на четырех мягких сиденьях, которые можно легко снять с лодки или разложить в спальные места. Расположение сидений можно регулировать, сдвигая их как по длине, так и по ширине лодки. Лодка оборудована ветровым стеклом, съемным тентом и дистанционным управлением подвесным мотором, деревянными сланями. Боковины тента откидные; в скатанном положении они закрепляются лямками. В снабжение входят весла, спасательный линь, ремонтная аптечка.

Под мотором «Вихрь-М» скорость с одним водителем составляет 34-36 км/ч, а с полной нагрузкой 31-32 км/ч.

Опыт водномоторников показал, что «Обь-М» — неудачная лодка. К тому же при длительной эксплуатации выяснилось, что планширь и продольный набор «Оби-М» из дюралевого уголка оказались подверженными сильной коррозии (старая «Обь» практически не корродировала). Заводу следовало бы оставить неизменными обводы старой «Оби» и обновить внутреннюю планировку, сделать более удобными сиденья и рундуки, заменить воздушные отсеки плавучести пенопластом, и т. д. Неудача заставила проектировать новую лодку. Так родилась «Обь-3».

Мотолодка «Обь-3»

Общее устройство мотолодки «Обь-3»

Приступая к разработке конструкции мотолодки «Обь-3», которая должна заменить модели «Обь» и «Обь-М», конструкторы Новосибирского авиазавода имени В. П. Чкалова стремились максимально учесть пожелания и предложения владельцев этих моделей лодок.

Новая модель имеет тримаранные обводы днища в носовой части, переходящие в корме в обводы типа «крыло чайки». Во время движения в переходном режиме носовая волна гасится спонсонами, увеличивая подъемную силу, а при глиссировании при помощи тех же спонсонов в туннелях создается воздушная подушка, которая уменьшает смачиваемую поверхность днища. За счет отгиба скулы при максимальных скоростях снижается волнообразование, увеличивается динамическая остойчивость лодки. Два продольных редана повышают гидродинамическое качество и придают днищу дополнительную жесткость. Носовые шпангоуты имеют значительную килеватость, что обеспечивает мягкость хода и хорошую всхожесть на волну. Все эти особенности обводов улучшают гидродинамические характеристики «Оби-3» по сравнению с «Обью-М». Корпус и весь внутренний набор (шпангоуты, стрингеры) изготовлены из высокопрочных алюминиевых сплавов Д16 и Д1. Детали соединены заклепками с прокладкой герметизирующего материала. Изнутри борта кокпита и подмоторного отсека зашиты легкосъемными алюминиевыми панелями. В кокпите мотолодки установлены четыре удобных кресла с мягкими съемными подушками. При необходимости кресла легко раскладываются в спальные места. Мотолодка оборудована однорычажным ДУ газом и реверсом двигателя, а также рулевым ДУ. От встречного ветра и брызг экипаж предохраняет ветровое стекло, установленное на палубе. По верхнему краю стекла сделана жесткая трубчатая окантовка, которая переходит в удобные леера-поручни по бортам. «Обь-3» оборудована быстросъемным тентом, который надежно защищает пассажиров от непогоды. Каркас тента изготовлен из тонкостенных металлических труб. В носовой части расположено багажное отделение с откидывающейся крышкой люка. Для размещения штатного бачка и запасных емкостей с топливом в кормовой части лодки предусмотрен подмоторный отсек с люками. На днище между креслами уложен деревянный пайол шириной 380 мм. Для обеспечения непотопляемости по бортам и днищу установлены блоки плавучести. Для удобства швартовки судна на палубе предусмотрены две утки. Для транспортировки имеются три подъемных рыма — один носовой и два кормовых (на транце). Мотолодка укомплектована ходовыми огнями, черпаком, спасательным линем, швартовным концом, веслами, ремонтной аптечкой.

Читайте также:  Суп из консервированной сайры с пшеном

Ходовые испытания новой модели с подвесным мотором «Вихрь-30» и штатным гребным винтом проводились на Обском водохранилище и реке Обь. С полной нагрузкой скорость составила 40 км/ч. Лодка имеет достаточную статическую и динамическую остойчивость — на полном ходу при самой резкой перекладке руля перевернуть судно практически невозможно. Мореходные испытания проводились при максимально допустимой волне. При движении под любыми курсовыми углами к бегу волн кокпит не забрызгивается.

«Обь-3», безусловно, мореходнее «Оби-М» и обладает лучшими скоростными характеристиками. Однако, по габаритам и весу она уже приближается к лодкам типа «Казанка-5» и «Прогресс». Таким образом, такие положительные качества, заложенные в первоначальную концепцию старой «Оби», как малый вес, простота оборудования, неприхотливость в эксплуатации, возможность применять лёгкие экономичные моторы, оказались утраченными.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

легенда “Обь”

#1 WebBoat

Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 113 сообщений
    • Из: No
    • Судно: лодка
    • Название: малютка

    Мотолодка “Обь” ставшая легендой на просторах ВВП.

    Громов Борис Васильевич – 82 года. Говорил сегодня с ним по телефону. Инженер-конструктор занимавшийся разработкой экраноплана, получил задание на разработку недорогой моторной лодки как товара народного потребления завода им. Чкалова.. Он нарисовал ее. Так и сказал “я нарисовал лодку”. Была еще лодочка, меньше размерами, но выбор завода остановили на нарисованной Борисом Васильевичем “Оби”. Клепали лодку не выпускники ПТУ, а профессиональные клепальщики, которые клепали и самолеты. Была группа энтузиастов. Лодка проектировалась максимально легкой. Дистанционного управления на ней не было изначально, это потом добавили простейшую дистанцию.

    Борис Васильевич лично испытывал ее в парусном лагере “Атланты” при пионерском лагере “Чкаловец” на обском водохранилище. Сказал, что один раз ему удалось перевернуть “Обь”.

    Рассказал о длительном многодневном переходе в нижнем бьефе Оби, говорил, что в то время еще не увлекался рыбалкой. Рассказывал, что лодки на реке были преимущественно деревянные, из дюралевых встречались “казанки”. Потом были еще испытания. Жили в палатках на берегу ОВХ при яхт-клубе. Он был инструкторам по парусному спорту и лодка “Обь” была лодкой сопровождения.

    Я спросил его о более поздних моделях Обь-М, Обь-3, но к ним он не имел отношения. О судьбе завода “Алмаз” он не знает, т.к. уволился во время перестройки и потерял связь КБ. Лодка “Обь” выпускалась до возникновения “Алмаза”, непосредственно на мощностях авиапредприятия.

    После разговора, у меня сложилось впечатление, что создание лодки “Обь” для Бориса Васильевича было далеко не основное событие его деятельности. Скорее небольшое творческое отступление от основной работы конструктора.

    Прикрепленные изображения

    Сообщение отредактировал WebBoat: 19 января 2018 – 11:45

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #2 SSM_NN

  • Капитан
  • 2 438 сообщений
    • Из: Нижний Новгород
    • Судно: Швертбот
    • Название: Тетра-270

    Спасибо за Историю!

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #3 biomechanics

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 187 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: катер
    • Название: bayliner

    Если ОБЬ то ОБЬ -4 с водометом и дизельком

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #4 катерщик

  • Мастер
  • 20 399 сообщений
    • Из: Ростов на Дону
    • Судно: катер
    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #5 WebBoat

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 113 сообщений
    • Из: No
    • Судно: лодка
    • Название: малютка

    Я поинтересовался у Бориса Васильевича о судьбе документации и оснастки лодки “Обь”. Он сказал, что попробует связаться с человеком, который из последних работал с лодками на чкаловском заводе. Вечером он сам перезвонил мне и сообщил, что был ремонт, перед ремонтом все бюро было завалено технической документацией по производству лодок семейства “Обь”. На второй день с начала ремонта документация исчезла. Когда поинтересовались о судьбе документов, выяснилось, что документы были вывезены в цех № 48.. так значилась котельная при заводе..

    Обидно, что труд талантливых конструкторов в годы перестройки был так варварски уничтожен.

    Слушая Бориса Васильевича об этой истории, я не услышал в голосе никакого сожаления. Он деловито предложил вариант воспроизведения корпуса на деревянной матрице, рассказывал о возможности замены прессовой заклепки на молотковую, способ изготовления г- образных и z-образных шпангоутов и т.п. Не было не сожаления ни уныния. Не смотря на преклонный возраст, Громов имеет необычную силу мышления, выхода из любой ситуации, оптимизм и уверенность. Для него нет ничего невозможного.

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #6 Раблампы

    Каждая мечта имеет свою цену.

  • Мастер
  • 3 742 сообщений
    • Из: Воронеж
    • Судно: “Фанбот-370”
    • Название: “Нарушитель”.

    Лодка из КиЯ ПК 5 имеет что-то общее с лодкой “Обь” ?

    Сообщение отредактировал Раблампы: 19 января 2018 – 16:36

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #7 Алексеев В.М.

    сторонник СКР и РУДДИ

  • Инженер
  • 13 540 сообщений
    • Из: Ленинград
    • Судно: яхта
    • Название: Касси

    Мотолодка “Обь” ставшая легендой на просторах ВВП.

    Громов Борис Васильевич – 82 года. Говорил сегодня с ним по телефону. Инженер-конструктор занимавшийся разработкой экраноплана, получил задание на разработку недорогой моторной лодки как товара народного потребления завода им. Чкалова.. Он нарисовал ее. Так и сказал “я нарисовал лодку”. Была еще лодочка, меньше размерами, но выбор завода остановили на нарисованной Борисом Василь евичем “Оби”. Лодка проектировалась максимально легкой. Дистанционного управления на ней не было изначально, это потом добавили простейшую дистанцию.

    После разговора, у меня сложилось впечатление, что создание лодки “Обь” для Бориса Васильевича было далеко не основное событие его деятельности. Скорее небольшое творческое отступление от основной работы конструктора.

    В КБ феодосийского завода главный инженер попросил Главного Конструктора ЦКБ 5 (позже ЦКБ “Алмаз”) Никиту Афанасьевича Макарова спроектировать стеклопластиковую мотолодку под подвесной мотор “Москва” (10 л.с) и парусный катамаран. Наша библиотека, спасибо Ю.В. Емельянову, получала зарубежные журналы. В одном из них была картинка лодки на ходу. Она была принята за основу проекта. Обводы и архитектуру рисовал Владимир Крылов. Особенность работы Макарова была в доверии каждому из членов его сектора. Крылов рисовал, а мы всем колхозом обсуждали рисунки-варианты. Проблема была в понимании линии на борту. Вспомнились “жабры” модели гидросамолёта, сделанного в 1947 году в ДПШ Сталинского района, что на Лесном пр. Много лет спустя я купил старинную книгу Косоурова “Гидросамолёты” там была схема гидросамолёта Дорнье. Надо было обеспечить остойчивость, не вылезая за габарит. Были ещё и Труды ЦАГИ, там было упоминание о полезности прогиба днища вблизи транца. Нарисовали “БУЛИ”, – другого названия не придумали. (На больших кораблях по бортам иногда делалась “противоминная защита” в виде округлых выступов, под названием “Були”.) Но надо было использовать встречный поток для скорейшего выхода на глиссирование. И для сохранения остойчивости при сужении кормы, как это требуется для тяжело нагруженных лодок с маломощным мотором. Нижнюю поверхность сделали с большим углом к килевой линии. На циркуляции лодка кренится , чтобы не цеплялась за воду, були сделали с подъёмом нижней поверхности от борта наружу. Отформовка требовала сделать все поверхности с “положительным” углом выема. Одну деталь пришлось придумывать с разъёмом и удалением по частям. Работа была внеплановой, так сказать, инициативной. Документы были отправлены Исакову в Феодосию. Там решили строить по своим проектам и лодку, и катамаран. Описание лодки я привёл в “Катера и Яхты” . Чкаловский завод удачно СКОПИРОВАЛ проект с коэффициентом корреляции 99,994. Отличие состояло в отсутствии днищевого плавничка. На мой протест завод ответил, что Комитет по изобретением выдал заводским конструкторам авторское свидетельство. От скандала следовало бы уйти: выпрямили штевень, так сказать, улучшили мореходность. Получилось не “ах..”

    Саратовский завод электроприборов построил 10 лодок из стеклопластика и попросил разрешение строить серию, но с длиной 5 метров. Снова, теперь мне одному, пришлось готовить документы на новый вариант, участвовать в благополучных испытаниях.

    Були” хорошо прижились на лодках авиапрома, как и наша “ПК5” под громким именем “ОБЬ”.

    Имя ПК5 у нас появилось случайно, поскольку знали о лодке ПК3 от ЦНИИ ТС. На всякий случай номер пропустили.

    Позже я построил фанерный вариант лодки, прошёл на ней до Рыбинска с Ветерком-12″, поставил на V-образные крылья. С “Вихрём” сходил до Приозёрска. перетащил лодку на Вуоксу до посёлка Горы. Потом покатался по Селигеру. В Ленинграде таскал своих на водных лыжах. Опять статья в “Катера и Яхты”. (Баргуе тоже решил не упоминать автора конструкции. )

    Мне теперь исполнилось 82 года, пока не умер. “Громов имеет необычную силу мышления. “ (С) ПРИВЕТ Громову!

    П.С. Естественно, я сохранил теоретический черт, расчёты весовой нагрузки, непотопляемости, остойчивости, прочности пластикового варианта.

    “Спасибо за историю!” (С)

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #8 СанычСан

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 638 сообщений
    • Из: Санкт-Петербург
    • Судно: Плоскодонка
    • Название: “Мечта”

    Моторная лодка Обь 3: Технические характеристики, отзывы владельцев

    Советская моторная лодка Обь 3 всё еще встречается на отечественных речных и морских водоемах. Ретро-модель привлекает доступностью, прочным советским сплавом, семейной пассажировместимостью, а также возможностью установки мотора средней и высокой мощности. О лодке Обь 3 редко звучат однозначные отзывы. Всё это говорит о том, что у данной модели специфичные рекомендации к использованию, а также район эксплуатации. Клуб серьезных рыбаков Фишер Инфо детально изучит моторную лодку «Обь3», определит условия использования судна для эффективного раскрытия ее технических характеристик, а также определит достоинства и недостатки ретро плавсредства.

    1. Технические характеристики
    2. Габариты
    3. Конструкция и корпус
    4. Мореходность
    5. Мотор
    6. Комплектация
    7. Преимущества
    8. Недостатки
    9. Отзывы владельцев
    10. Тюнинг
    11. Видео обзор

    Технические характеристики

    Моторная лодка Обь 3 техническими характеристиками обязана конструкторам и проектировщикам Новосибирского авиационного завода имени В. П. Чкалова. Модель выпускалась, как оптимизация предшествующих лодок «Обь» и «Обь-М». По сравнению со своими собратьями у Обь-3 увеличился и стал просторнее кокпит, благодаря чему судно получило возможность подружиться с более мощным двигателем и как следствие продемонстрировать высокую скорость на водоеме. Для 70-х годов прошлого столетия такие показатели считались достаточно убедительными для конкурентоспособности судна.

    Габариты

    Размеры Обь-3 порадуют любителей передвижения по воде компанией, поскольку длина моторной модели составляет 4300 мм, а ширина – чуть больше полутора тысяч миллиметров. На лодке с комфортом разместятся двое пассажиров с багажом, ручной кладью или сопутствующими рыболовными снастями при заявленной пассажировместимости 4 человека. Таким образом, ретро плавсредство поместит семейную пару с детьми или компаньонов по интересам.

    Сколько весит лодка Обь-3? Вес модели составляет 175 кг.

    Конструкция и корпус

    Относительно корпуса лодки Обь 3 нельзя делать однозначных выводов. С одной стороны, алюминиевое судно, изготовленное из прочных сплавов Д16 и Д1, наделяется высокой износоустойчивостью, а с другой – внушительный вес не дают продемонстрировать модели прыть и маневренность на воде.

    Конструкция судна представляет собой прямоугольную форму. Носовая часть слегка закруглена, а дно оборудовано тримаранными обводами, которые изгибаются при переходе в дно кормы.

    Все лодочные алюминиевые части соединены между собой при помощи заклепок, а щели для герметизации укомплектованы прокладками из специального водостойкого материала. Внутреннюю часть кокпита, а также ниши под мотор, конструкторы решили обшить более легкими алюминиевыми панелями.

    Защита от ветра и встречных брызг при скоростном глиссировании продумана наличием стекла с металлической трубчатой окантовкой, плавно переходящей в бортовые поручни для пассажиров. С завода модель комплектовалась тентом легкой металлической трубчатой конструкции.

    Мореходность

    Алюминиевая лодка Обь-3 демонстрирует неплохие мореходные качества. По большой части, в этом заслуга спонсонов и тримаранных обводов. Первые поглощают носовые волны, преобразуя их в собственную подъемную силу, и создавая воздушный балласт для днища лодки. Вторые – помогают пройти волну на высокой скорости, улучшая равновесие кокпита. Два редана, продольно проложенных по дну судна, позволяют лучше скользить по водной поверхности и наделяют основание добавочной жесткостью и упругостью.

    Наверное, стоит отметить и носовые шлангоуты, которые выполняют пусть и незначительную роль киля для плавного движения и подъема на встречную волну. Плавучесть судна достигается специальными блоками, заложенными в днище и борт.

    Алюминиевое судно хорошо проходит мелководье и при разумном подходе комфортно чувствует себя на морских волнах.

    Мотор

    Для ретро модели рекомендуется двигатель, мощностью до 30 лошадиных сил. Укомплектованная Обь 3 развивает под таким силовым агрегатом среднюю скорость 40 км/ч. Чаще всего показатель скорости зависит от мест эксплуатации лодки под мотором. Также не стоит забывать тот факт, что двигатель, какой бы мощности ни был, раскроет свои тяговые характеристики в полную силу при правильной регулировке угла дифферента относительно транца и самого судна. Всё это достигается опытным путем.

    Комплектация

    Моторная алюминиевая лодка Обь 3 в первоначальной заводской комплектации поставляется, оборудованной:

    • четырьмя раскладными креслами с мягкими накладками;
    • машинкой дистанционного управления «газ-реверс»;
    • рулевым дистанционным управлением;
    • ветровым палубным стеклом;
    • алюминиевыми бортовыми страховочными поручнями;
    • носовой нишей с откидной крышкой;
    • кормовым коробом с люками;
    • деревянным реечным пайолом;
    • двумя швартовочными утками;
    • тремя транспортировочными рым-ручками;
    • ходовыми фарами;
    • черпаком;
    • спасательным линем;
    • швартовным концом;
    • парой весел;
    • заводской медаптечкой.

    Преимущества

    Лодка Обь-3 обладает следующим набором преимуществ:

    • просторные габариты;
    • достойные ходовые качества;
    • прочный корпус;
    • высокая мореходность;
    • возможность установки мощного мотора;
    • комфортная комплектация кокпита.

    Недостатки

    Перечень недостатков и минусов лодки Обь 3:

    • малая высота борта;
    • невозможность применять легкие экономичные моторы;
    • сложная комплектация;
    • затратный тюнинг;
    • привередливая эксплуатация.
    Читайте также:  Спиннинги Daiwa Powermesh - характеристики, разновидности, преимущества и недостатки моделей

    Отзывы владельцев

    Лодка Обь 3 собрала следующие отзывы владельцев:

    Тюнинг

    Предлагаем варианты тюнинга лодки Обь 3 в фото:

    Видео обзор

    На видео показан обзор лодки Обь 3, рассмотрены плюсы и минусы модели.

    Характеристики лодки «Обь-М»

    • ИНСТРУКЦИИ
    • Характеристики
    • Фотогалерея 42
    • Тент ходовой
    • Тент транспортировочный
    • Тент стояночный
    • Ветровые стекла
    • Пайолы
    • ИНСТРУКЦИИ
    • Характеристики
    • Фотогалерея 42
    • Тент ходовой
    • Тент транспортировочный
    • Тент стояночный
    • Ветровые стекла
    • Пайолы
    Длина, см424
    Ширина, см152
    Высота борта, см61
    Количество пассажиров, чел4
    Угол внешней килеватости днища у транца
    Грузоподъемность, кг400
    Сухой вес, кг170
    Тип лодкиГребные Моторные
    Страна происхожденияРоссия (СССР)
    Встроенный двигательнет
    Допустимая мощность ПМ, л.с.30

    Общие сведения
    Проект мотолодки «Обь-М» является заменой предыдущей модели “Обь-1”. Обновленная версия моторной лодки получила вторую скулу, однако утратила були. Также модернизации подверглась и носовая часть судна, – увеличилась ее килеватость, благодаря чему была значительно снижена сила ударов о волны, которые досаждали экипажу на предыдущей версии лодки. Тем не менее, корпус потерял часть мореходных качеств, которые достались от предшественницы, моторной лодки “Обь-1”, что побудило производителя в скором времени снять с производства данную модель и заменить ее на “Обь-3”.

    Корпус
    Изготовление корпуса мотолодки “Обь-М” производилось из дюралюминиевых сплавов Д1 и Д16, методом клепания конструкции. Толщина обшивки и транца составляла 2 мм. Для соединения применялись, как замазка, так и уплотнительная лента на основе тиокола. Корпус мотолодки собирался из двух секций: верхней и нижней части, а образовавшийся стык по периметру окаймлялся прессованным профилем, служившим привальным брусом. Непотопляемость судну обеспечивалась пенопластовыми блоками, которые укладывались в нижней части форпика, а также вдоль бортов.

    Кокпит
    Мотолодка «Обь-М», как и ее предшественница, сохранила автомобильного типа компоновку. Багажное отделение располагалось под передней палубой. Кокпит оборудовался 4 сиденьями, положение которых нельзя изменить, а также защищающим от ветра и брызг двухсекционным гнутым остеклением.

    Выполненые работы по лодке «Обь-М»

    Работы выполнены в Июне 2020

    Работы выполнены в Мае 2020

    Работы выполнены в Сентябре 2017

    Работы выполнены в Ноябре 2016

    • Производителям
    • Рекламодателям
    • Политика конфиденциальности

    Что важно знать при выборе тента

    Заводская конструкция дуг имеет ряд минусов. Слишком низкая конструкция позволяет использовать тент только при ночлеге или стоянке. А также большой промежуток между дугами и незначительный радиус дуг приводят к скоплению воды.

    Дуги производства компании «Лодка44» разработаны с учетом недостатков заводской конструкции и пожеланиями клиентов. Предусмотрена более высокая конструкция, позволяющая комфортно располагаться в лодке во время движения и стоянки.

    Тент крепится на ветровые стекла лодки, поэтому форма и размеры тента напрямую зависят от ветрового стекла. При замене стекол требуется и замена тента.

    Предусмотрите всё заранее. Если вы чувствуете, что ваши ветровые стекла в скором будущем придется менять, рекомендуем сделать это сейчас вместе с покупкой тента.

    Таблица сравнения тканей
    ХарактеристикиПолиэстеровая с пропиткойRecsystem 100% акрил с пропиткой
    СтранаКитайИспания
    ВодоупорностьНе менее 1000 мм водного столбаНе менее 1000 мм водного столба
    Поверхностная плотность245 гр/м 2325 гр/м 2
    Разрывная нагрузкаОснова — 160 кг/см, уток — 120 кг/см-155 daN / 5 см по основе −90 daN / 5 см по утку
    Морозостойкость-60°С-60°С
    Светостойкость (по евро стандарту)4/77/8
    Устойчивость5/87/8
    Усадка3-5%1-3%
    Срок эксплуатации3-5 лет10 лет
    Сравнительная таблица комплектаций тентов

    В комплекте с каждым тентом производства «Лодка44» идет подробная инструкция по установке тента, дуг и стекол. За долгие годы работы мы проанализировали все типичные ошибки и трудности, с которыми сталкивались наши клиенты, поэтому подробно описали в инструкции каждый шаг установки тента с фотографиями.

    Срок изготовления стекол и тента на серийные отечественные лодки в компании «Лодка44» на сегодняшний день составляет 14 рабочих дней с момента оформления заказа. После оформления заказа наши менеджеры свяжутся с вами, и сообщат о точной дате отправки вашего заказа. Срок доставки напрямую зависит от места вашего нахождения и способа доставки. В среднем сроки доставки по территории России составляют от 3 до 10 дней.

    Вы можете вернуть любой наш товар в течение 2 недель с момента получения без объяснения причин.
    Мы уверены в своей работе и качестве изготавливаемых нами товаров.

    Также даем гарантию на все наши тенты 1 год. В течение всего гарантийного срока при возникновении дефектов ткани и других изъянов мы бесплатно заменим ваш тент или вернем вам деньги.

    Оплачивайте как вам удобно

    Да, оплата наложенным платежом при получении возможна при доставке Почтой России и транспортной компанией DPD. Необходимо учитывать, что используя оплату наложенным платежом, общая стоимость заказа будет выше, чем при иных способах оплаты.

    Вы можете оплатить заказ любым удобным для вас способом: наличными при самовывозе или при получении на Почте, пластиковыми картами Visa/Mastercard, по квитанции Сбербанка, а также с помощью электронных кошельков Яндекс.Деньги, RBK.Money, системы денежных переводов CONTACT, и в салонах Связной и Евросеть.

    Средняя стоимость доставки по России составляет 400-1200 руб в зависимости от региона и выбранной транспортной компании.

    Отправка товаров осуществляется следующими транспортными компаниями:: Автотрейдинг (сайт: www.autotrading.ru), Желдорэкспедиция (сайт: www.jde.ru), DPD (сайт: www.dpd.ru), ПЭК (сайт: www.pecom.ru), Деловые линии (сайт: www.dellin.ru).

    Список городов, в которые отправляются заказы транспортными компаниями, ограничен. С ценами и условиями доставки транспортных компаний Вы можете ознакомиться непосредственно на сайтах компаний или при оформлении заказа в корзине.

    Доставка заказа транспортной компанией производится после поступления денежных средств в 100% размере. При доставке компанией DPD возможен вариант оплаты наложенным платежом.

    Доставка до транспортной компании по г. Костроме производится бесплатно.

    Вы можете вернуть любой наш товар в течение 2 недель с момента получения без объяснения причин.

    Мы уверены в своей работе и качестве изготавливаемых нами товаров.

    В течение двух недель после покупки у Вас есть возможность вернуть заказ, а также мы даем 1 год гарантии на все наши тенты.

    Что важно знать при выборе
    ветровых стекол

    Старые заводские стекла изготавливались на серийных производствах СССР. Делались они качественно, но со временем всё имеет свойство разрушаться и стареть, поэтому у многих заводские ветровые стекла повреждены или не сохранились вовсе.

    Наш конструкторский отдел постоянно модернизирует и совершенствует стекла и рамки остекления для всех серийных отечественных лодок. Стекла производства »Лодка44» делятся на «Стандарт» и «Премиум».

    Остекление «Стандарт» максимально приближено по технологическим особенностям к заводским стеклам, по высоте полностью соответствует заводскому аналогу. Боковая часть стекла продлена. В комплекте идет рамка остекления, петли из полированной нержавейки, упорные стойки. Остекление изготовлено из монолитного поликарбоната 3 мм.

    Таблица сравнения стекол
    ХарактеристикиИз поликарбонатаПремиум-АПремиум-К
    Материал стеклаМонолитный поликарбонатОрганическое стеклоКаленое стекло
    Толщина стекла3 мм5 мм4 мм
    Окантовка стеклаНовый алюминиевый профильНовый алюминиевый профиль
    Устойчивость к температурным перепадам-60° С270° С
    Пропускаемость света90 %92 %84%
    Устоичивостьк царапинамБольшая чувствительность

    Ветровые стекла «Премиум» – это собственная разработка конструкторского отдела компании «Лодка44». В течение нескольких лет мы выявляли недостатки и проводили опросы наших клиентов. Нам удалось совместить современные технологичные наработки, прочные долговечные материалы и опыт конструкторов автомобилестроения. Результатом кропотливой работы стали стекла «Премиум».

    Главным отличием «Премиум» стекол от комплекта «Стандарт» – это новый высокопрочный алюминиевый профиль окантовки стекла и новые органические («Премиум-А») и каленые («Премиум-К») стекла толщиной 5 и 4 мм соответственно. В отличие от комплектов «Стандарт », в которых стекла изготавливаются из поликарбоната, комплекты «Премиум» более долговечны, устойчивее к механическим воздействиям, а так же прозрачнее и выглядят более эстетично.

    Размеры стекол. Для каждой модели серийной лодки нами были подобраны оптимальные размеры стекол для их комфортного и долговечного использования. Они отличаются от заводских. Они больше и удобнее в использовании лодки.

    Окантовка стекла изготовлена из высококачественного алюминиевого профиля. Вам не придется переживать о царапинах и небольших повреждениях. Он гораздо прочнее и долговечнее заводского, высокоустойчив к механическим воздействиям.

    Установка. Благодаря технологичной конструкции окантовки стекла, вам не придется тратить несколько часов на её установку. Мы подготовили её так, чтобы ваши усилия были минимальными. И конечно, для каждого комплекта стекол в комплекте прилагается подробная инструкция по установке ветровых стекол.

    Внешний вид. Все кто видел новые стекла «Премиум», без сомнения выбрали именно их. Они и внешне, и по техническим характеристикам похожи на автомобильные. Также они легко поддаются покраске, поэтому вы можете придать вашей лодке потрясающий вид.

    Калитка на остеклении лодки необходима для быстрого выхода на корму. Зачастую на воде возникают ситуации, когда нужно быстро что-то поправить или забрать с носа лодки. Перебираться сбоку через ветровое стекло не всегда безопасно, так как лодка имеет валкую конструкцию.

    Важно: при заказе стекол с калиткой предусмотрите в тенте опцию «клапан в крыше» для удобного выхода из лодки через калитку.

    В комплекте с ветровыми стеклами производства «Лодка44» мы прилагаем подробную инструкцию по установке новых стекол. За долгие годы работы мы проанализировали все типичные ошибки и трудности, с которыми сталкивались наши клиенты, поэтому подробно описали в инструкции каждый шаг установки стекол с фотографиями.

    Срок изготовления стекол и тента на серийные отечественные лодки в компании «Лодка44» на сегодняшний день составляет составляет 14 рабочих дней с момента оформления заказа. После оформления заказа наши менеджеры свяжутся с вами, и сообщат о точной дате отправки вашего заказа. Срок доставки напрямую зависит от места вашего нахождения и способа доставки. В среднем сроки доставки по территории России составляют от 3 до 10 дней.

    Вы можете вернуть любой наш товар в течение 2 недель с момента получения без объяснения причин.

    Мы уверены в своей работе и качестве изготавливаемых нами товаров.

    Также даем гарантию на все наши стекла 1 год. В течение всего гарантийного срока при возникновении дефектов ткани и других изъянов мы бесплатно заменим стекла или вернем вам деньги.

    легенда “Обь”

    #1 WebBoat

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 113 сообщений
    • Из: No
    • Судно: лодка
    • Название: малютка

    Мотолодка “Обь” ставшая легендой на просторах ВВП.

    Громов Борис Васильевич – 82 года. Говорил сегодня с ним по телефону. Инженер-конструктор занимавшийся разработкой экраноплана, получил задание на разработку недорогой моторной лодки как товара народного потребления завода им. Чкалова.. Он нарисовал ее. Так и сказал “я нарисовал лодку”. Была еще лодочка, меньше размерами, но выбор завода остановили на нарисованной Борисом Васильевичем “Оби”. Клепали лодку не выпускники ПТУ, а профессиональные клепальщики, которые клепали и самолеты. Была группа энтузиастов. Лодка проектировалась максимально легкой. Дистанционного управления на ней не было изначально, это потом добавили простейшую дистанцию.

    Борис Васильевич лично испытывал ее в парусном лагере “Атланты” при пионерском лагере “Чкаловец” на обском водохранилище. Сказал, что один раз ему удалось перевернуть “Обь”.

    Рассказал о длительном многодневном переходе в нижнем бьефе Оби, говорил, что в то время еще не увлекался рыбалкой. Рассказывал, что лодки на реке были преимущественно деревянные, из дюралевых встречались “казанки”. Потом были еще испытания. Жили в палатках на берегу ОВХ при яхт-клубе. Он был инструкторам по парусному спорту и лодка “Обь” была лодкой сопровождения.

    Я спросил его о более поздних моделях Обь-М, Обь-3, но к ним он не имел отношения. О судьбе завода “Алмаз” он не знает, т.к. уволился во время перестройки и потерял связь КБ. Лодка “Обь” выпускалась до возникновения “Алмаза”, непосредственно на мощностях авиапредприятия.

    После разговора, у меня сложилось впечатление, что создание лодки “Обь” для Бориса Васильевича было далеко не основное событие его деятельности. Скорее небольшое творческое отступление от основной работы конструктора.

    Прикрепленные изображения

    Сообщение отредактировал WebBoat: 19 января 2018 – 11:45

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #2 SSM_NN

  • Капитан
  • 2 438 сообщений
    • Из: Нижний Новгород
    • Судно: Швертбот
    • Название: Тетра-270

    Спасибо за Историю!

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #3 biomechanics

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 187 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: катер
    • Название: bayliner

    Если ОБЬ то ОБЬ -4 с водометом и дизельком

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #4 катерщик

  • Мастер
  • 20 399 сообщений
    • Из: Ростов на Дону
    • Судно: катер
    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #5 WebBoat

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 113 сообщений
    • Из: No
    • Судно: лодка
    • Название: малютка

    Я поинтересовался у Бориса Васильевича о судьбе документации и оснастки лодки “Обь”. Он сказал, что попробует связаться с человеком, который из последних работал с лодками на чкаловском заводе. Вечером он сам перезвонил мне и сообщил, что был ремонт, перед ремонтом все бюро было завалено технической документацией по производству лодок семейства “Обь”. На второй день с начала ремонта документация исчезла. Когда поинтересовались о судьбе документов, выяснилось, что документы были вывезены в цех № 48.. так значилась котельная при заводе..

    Обидно, что труд талантливых конструкторов в годы перестройки был так варварски уничтожен.

    Слушая Бориса Васильевича об этой истории, я не услышал в голосе никакого сожаления. Он деловито предложил вариант воспроизведения корпуса на деревянной матрице, рассказывал о возможности замены прессовой заклепки на молотковую, способ изготовления г- образных и z-образных шпангоутов и т.п. Не было не сожаления ни уныния. Не смотря на преклонный возраст, Громов имеет необычную силу мышления, выхода из любой ситуации, оптимизм и уверенность. Для него нет ничего невозможного.

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #6 Раблампы

    Каждая мечта имеет свою цену.

  • Мастер
  • 3 742 сообщений
    • Из: Воронеж
    • Судно: “Фанбот-370”
    • Название: “Нарушитель”.

    Лодка из КиЯ ПК 5 имеет что-то общее с лодкой “Обь” ?

    Сообщение отредактировал Раблампы: 19 января 2018 – 16:36

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #7 Алексеев В.М.

    сторонник СКР и РУДДИ

  • Инженер
  • 13 540 сообщений
    • Из: Ленинград
    • Судно: яхта
    • Название: Касси

    Мотолодка “Обь” ставшая легендой на просторах ВВП.

    Громов Борис Васильевич – 82 года. Говорил сегодня с ним по телефону. Инженер-конструктор занимавшийся разработкой экраноплана, получил задание на разработку недорогой моторной лодки как товара народного потребления завода им. Чкалова.. Он нарисовал ее. Так и сказал “я нарисовал лодку”. Была еще лодочка, меньше размерами, но выбор завода остановили на нарисованной Борисом Василь евичем “Оби”. Лодка проектировалась максимально легкой. Дистанционного управления на ней не было изначально, это потом добавили простейшую дистанцию.

    Читайте также:  Рыбалка на малых реках - специфика, сезоны, снасти, видео

    После разговора, у меня сложилось впечатление, что создание лодки “Обь” для Бориса Васильевича было далеко не основное событие его деятельности. Скорее небольшое творческое отступление от основной работы конструктора.

    В КБ феодосийского завода главный инженер попросил Главного Конструктора ЦКБ 5 (позже ЦКБ “Алмаз”) Никиту Афанасьевича Макарова спроектировать стеклопластиковую мотолодку под подвесной мотор “Москва” (10 л.с) и парусный катамаран. Наша библиотека, спасибо Ю.В. Емельянову, получала зарубежные журналы. В одном из них была картинка лодки на ходу. Она была принята за основу проекта. Обводы и архитектуру рисовал Владимир Крылов. Особенность работы Макарова была в доверии каждому из членов его сектора. Крылов рисовал, а мы всем колхозом обсуждали рисунки-варианты. Проблема была в понимании линии на борту. Вспомнились “жабры” модели гидросамолёта, сделанного в 1947 году в ДПШ Сталинского района, что на Лесном пр. Много лет спустя я купил старинную книгу Косоурова “Гидросамолёты” там была схема гидросамолёта Дорнье. Надо было обеспечить остойчивость, не вылезая за габарит. Были ещё и Труды ЦАГИ, там было упоминание о полезности прогиба днища вблизи транца. Нарисовали “БУЛИ”, – другого названия не придумали. (На больших кораблях по бортам иногда делалась “противоминная защита” в виде округлых выступов, под названием “Були”.) Но надо было использовать встречный поток для скорейшего выхода на глиссирование. И для сохранения остойчивости при сужении кормы, как это требуется для тяжело нагруженных лодок с маломощным мотором. Нижнюю поверхность сделали с большим углом к килевой линии. На циркуляции лодка кренится , чтобы не цеплялась за воду, були сделали с подъёмом нижней поверхности от борта наружу. Отформовка требовала сделать все поверхности с “положительным” углом выема. Одну деталь пришлось придумывать с разъёмом и удалением по частям. Работа была внеплановой, так сказать, инициативной. Документы были отправлены Исакову в Феодосию. Там решили строить по своим проектам и лодку, и катамаран. Описание лодки я привёл в “Катера и Яхты” . Чкаловский завод удачно СКОПИРОВАЛ проект с коэффициентом корреляции 99,994. Отличие состояло в отсутствии днищевого плавничка. На мой протест завод ответил, что Комитет по изобретением выдал заводским конструкторам авторское свидетельство. От скандала следовало бы уйти: выпрямили штевень, так сказать, улучшили мореходность. Получилось не “ах..”

    Саратовский завод электроприборов построил 10 лодок из стеклопластика и попросил разрешение строить серию, но с длиной 5 метров. Снова, теперь мне одному, пришлось готовить документы на новый вариант, участвовать в благополучных испытаниях.

    Були” хорошо прижились на лодках авиапрома, как и наша “ПК5” под громким именем “ОБЬ”.

    Имя ПК5 у нас появилось случайно, поскольку знали о лодке ПК3 от ЦНИИ ТС. На всякий случай номер пропустили.

    Позже я построил фанерный вариант лодки, прошёл на ней до Рыбинска с Ветерком-12″, поставил на V-образные крылья. С “Вихрём” сходил до Приозёрска. перетащил лодку на Вуоксу до посёлка Горы. Потом покатался по Селигеру. В Ленинграде таскал своих на водных лыжах. Опять статья в “Катера и Яхты”. (Баргуе тоже решил не упоминать автора конструкции. )

    Мне теперь исполнилось 82 года, пока не умер. “Громов имеет необычную силу мышления. “ (С) ПРИВЕТ Громову!

    П.С. Естественно, я сохранил теоретический черт, расчёты весовой нагрузки, непотопляемости, остойчивости, прочности пластикового варианта.

    “Спасибо за историю!” (С)

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #8 СанычСан

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 638 сообщений
    • Из: Санкт-Петербург
    • Судно: Плоскодонка
    • Название: “Мечта”

    Моторная лодка «Обь-4» завода «Алмаз»

    Моторная лодка “Обь-4” создана и изготавливается на заводе “Алмаз”, входящем в состав Новосибирского авиационного промышленного объединения имени В. П. Чкалова. Эту лодку за ее большую грузоподъемность окрестили “Сибирским богатырем”. Действительно, не всякая лодка данного класса при весе 0.6 т имеет грузоподъемность до 1.5 т и при этом обеспечивает крейсерскую скорость порядка 50 км/ч с мотором мощностью 100 л.с.

    Основные данные мотолодки “Обь-4”

    Габаритные размерения, м:
    длина7.2
    ширина2.0
    высота1.4
    высота борта на миделе, м0.82
    Минимальная высота борта при полном водоизм., м0.64
    Грузоподъемность, кг1200
    Пассажировместимость. чел.12
    Масса лодки с оборудованием, кг600
    Мощность подвесного мотора. кВт/л.с.:
    рекомендуемая73.5/100
    максимально допустимая95.6/130
    Скорость при рекомендуемой мощности, км/ч48-50
    Разрешен выход при высоте волны, м1.2
    Дальность плавания, км400

    Создатели “Оби-4” но главе с автором проекта Н. П. Кошмелевым преследовали цель — создать надежную многоцелевую лодку, которая может использоваться как хозяйственно-промысловая. почтовая, прогулочно-туристская, патрульная или такси даже в суровых климатических условиях Сибири. Использован опыт, накопленный ОКБ завода за тридцатилетнюю деятельность по изготовлению мотолодок семейства “Обь” (см. “КиЯ” №160). а также пожелания и отзывы их владельцев.

    Перед нами оригинальное конструкторское решение — лодку можно использовать под любым двигателем мощностью в диапазоне 90-130 л.с. Могут быть применены одиночные или спаренные ПМ. катерные стационарные двигатели с угловыми колонками, конвертированные автомобильные двигатели с прямыми валами или угловым редуктором. В конструкции предусмотрены выносной подмоторный транец, крепящийся к корпусу четырьмя кронштейнами, и съемная панель приборов управления. Такое решение позволяет учитывать любые рекомендации изготовителей лодочных моторов. В случае установки стационарных двигателей выносным транцем лодка не оснащается.

    По решению дирекции завода “Алмаз” лодка принята к изготовлению опытной партией в количестве десяти судов. Изготовление лодки производится только после предварительной оплаты ее стоимости заказчиком (88 000 руб.).

    Обводы и конструкция лодки

    Удлиненный корпус (LB = 3.5) имеет остроскулые глиссирующие обводы с углом килеватости днища на миделе 12°. На кормовой части применены обводы катамаранного типа из двух спонсонов постоянного сечения, имеющих килеватость 5-7°. Горизонтальный клиренс между спонсонами — 0.82 м, вертикальный — 0.125 м. Такие обводы улучает аэродинамическое качество на скорости глиссирования и обеспечивают повышенную прочность днища, повышают устойчивость на курсе. Разработчики окрестили обводы “Оби-4” “комби-универсал”. По нашему мнению, это — меткое название. Обводы корпуса упрощены, имеют незначительную кривизну и легко разворачиваются на плоскость.

    Корпус “0би-4” изготовлен из дюралюминия марки Д1Т; обшивка имеет толщину на днише — 2 мм на бортах и надстройках — 1.5 мм. Клепаные швы выполненные по технологии, разработанной заводом обеспечивают прочность и герметичность конструкции на многие годы. Так автор этих строк приобрел мотолодку “Обь-1” в 1971 г. и за время ежегодной эксплуатации (а это 18 сезонов с мотором “Вихрь-20” и 9 — с “Вихрем-25Э”) ни один из швов не разошелся и не потек — лодка и сегодня находится в хорошем состоянии.

    Дополнительную прочность и жесткость корпусу “Оби-4” создают вертикальные стенки тоннеля между спонсонами днища, а также выгородки в грузовом кокпите, каюте и штурманской рубке, проходящие по всей длине и высоте бортов; пространство между ними, узкой палубой и наружной обшивкой заполнено жестким пенополиуретаном, который после затвердения также упрочняет корпус, являясь одновременно и блоком плавучести с хорошими звукопоглощающими свойствами.

    Таким образом, при создании “Оби-4” конструкторы и технологи завода использовали современные технические решения в областях судо- и самолетостроения. “Обь-4” представляется достаточно прочным и надежным судном.

    Корпус “О6и-4” является модулем, на базе которого разработаны две модификации мотолодки: грузо-пассажирская (основной вариант) и пассажирская, отличающаяся от первой только удлиненной каютой, закрывающей грузовой кокпит. Обе модификации мотолодок могут быть изготовлены как в обычном, так и в северном исполнении. “Обь-4” в северном исполнении имеет утепленную обогреваемую каюту. Обогрев предусмотрен от установки в штурманской рубке малогабаритного отопительного устройства от автомобиля “Запорожец”.

    Устройство и оборудование лодки

    “Обь-4” представляет собой быстроходную каютную мотолодку с носовым (передним) расположением грузового кокпита и находящейся в корме штурманской (ходовой) рубкой. Корпус обладает необходимой остойчивостью и хорошо приспособлен для приема пассажиров и грузов с носа лодки и через борт.

    В самом носу лодки расположен герметичный багажник объемом 0.5 м 3 с доступом в него через форлюк. За ним находится открытый грузовой (или рабочий) кокпит с расположенными по бортам сиденьями (банками-рундуками). Здесь же, у каютной переборки, размещен и запас топлива в двустороннем 200-литровом баке оригинальной конструкции (его нижняя соединительная часть повторяет обводы днища). В непогоду кокпит закрывается легкосъемным тентом. Объем кокпита 2.3 м 3 .

    Грузовой кокпит соединен дверью с пассажирской 4-местной каютой, оборудованной убирающимся столиком и двумя раздвижными койками. Каюта площадью 5.6 м 2 проходная. Через дверь можно попасть в кормовой кокпит — штурманскую рубку. В рубке сразу за каютой и выше ее, по правому борту оборудовано место водителя, защищенное ветровым стеклом и двумя высокими бортовыми стенками.

    Лодка имеет бортовую электросеть, питаемую от аккумулятора и генератора лодочного мотора напряжением 12 V. Аккумулятор размещен в штурманской рубке — под полом места водителя в отдельной выгородке. Переборкой отделена от него отопительная установка. Там же предусмотрено место для переносного туалета. По желанию заказчика за отдельную плату лодка “Обь-4” дополнительно комплектуется отопительной системой, комплексом для приготовления пищи и переносным туалетом.

    Настил пола состоит из легкосъемных жестких и плотных реечных сланей, которые крепятся на винтах к поперечному набору корпуса. Лодка комплектуется двумя распашными веслами и двумя тентами для переднего и заднего кокпитов.

    Далее мы продолжим описание устройства пассажирской мотолодки “Обь-4”, которая была заказана бизнесменом из Салехарда под лодочный мотор “Mercury” мощностью 100 л.с. и на которой автор участвовал в заводских испытаниях. Заказчик в договоре на поставку лодки указал высоту транца, расстояние от пульта управления до мотора, габариты панели приборов и диаметр штуртросов, что и было выполнено заводом. Лодка была заказана для дальних плаваний в северном исполнении и с окраской всей надстройки в ярко-желтый цвет, хорошо видимый издалека в условиях серого, однообразного ландшафта тундры.

    Знакомство с этой “Обью-4” началось с транца. Ступив с причала в задний кокпит, я осмотрелся. Первое, что привлекло внимание, — триплексное лобовое стекло от автомобиля “волга” с дворником для очистки его от дождя и снега. Дело в том, что дождь со снегом — частое явление в низовьях Оби и ее притоках даже в летнее время, а в таких условиях применение на лодках ветрозащитных лобовых стекол из органических материалов неприемлемо. Второе: в подмоторной нише отверстия для проводки систем управления мотором выполнены в ее боковых стенках. Такое решение позволяет расположить штуртросы, топливные шланги и электрокабели непосредственно под полом рубки, что исключает их повреждение и случайное заклинивание: благодаря относительно высокому расположению упомянутых отверстий с резиновыми окантовками вода при быстром заднем ходе или от попутной волны через них в корпус лодки не попадает.

    Спустившись вниз и открыв дверь, попадаю в длинную каюту, которая состоит из двух помещений, разделенных переборкой: комфортабельной кают-компании и кубрика в обычном лодочном исполнении.

    Кают-компания, отделанная светлым деревом в сочетании с розовым винилисом, оборудована зеркалом на переборке рубки, двумя раскладывающимися диванами и убирающимся столиком между ними.

    Кубрик с двумя мягкими койкам и рундуками по бортам имеет в носовой части двухстворчатые двери, раскрывающиеся на всю его ширину к бортам, что позволяет вносить громоздкие грузы и обеспечивает свободный вход и выход пассажиров. Для безопасности посадки и высадки пассажиров в носовой части лодки по бортам установлены два релинга.

    Снаружи кабины на узкой палубе (“потопчине”) размещены дюралевые непотопляемые весла-багры.

    Забегая вперед, отметим, что заказчик, получив эту лодку, выразил свое полное удовлетворение и поблагодарил коллектив завода за отлично сделанную продукцию.

    Заводские испытания

    В конце мая 1998 г. на водной базе “Алмаза” на Оби были проведены заводские испытания мотолодки “Обь-А”, построенной в пассажирском варианте и северном исполнении.

    Во время испытаний исследовались остойчивость, непотопляемость и ходовые качества “Оби-4” под ПМ общей мощностью 46 л.с. с загрузкой тремя и семнадцатью пассажирами; замерялась осадка лодки под полной нагрузкой.

    Провести длительные и всесторонние испытания “Оби-4” не удалось ввиду отсутствия ПМ рекомендуемой заводом мощности, а также тяжелого финансового положения завода.

    Испытания осуществлялись в соответствии с методикой испытаний по ГОСТ 19356-79, ГОСТ 19105-79.

    В непотопляемости и аварийной остойчивости “Оби-4” мы смогли убедиться лично — она остается на плаву, поддерживая 12 человек, сидящих на крыше каюты и в залитом кокпите. Лодка не переворачивалась и от дополнительного воздействия массы 110 кг (два человека).

    Во время ходовых испытаний на мерном участке в 500 м засекалось время прохождения дистанции в оба конца при установке на транец двух 23-сильных ПМ “Нептун-23”. Получены следующие результаты:

    • скорость хода с нагрузкой три человека — 28 км/ч (глиссирующий режим);
    • скорость хода с нагрузкой 17 человек (1200 кг) — 13.5 км/ч (водоизмещающий режим).

    При полной загрузке 1200 кг осадка лодки составила 18 см.

    С помощью весел лодка отходит от берега с трудом. Чтобы воспользоваться ими, необходимо откинуть крышку багажного люка, опустить в люк ноги и, упираясь в переборку, начинать грести. По результатам испытания конструкция весел улучшается для повышения их эффективности. В основном веслами действовали, как баграми, выталкивая лодку на глубину.

    Лодка хорошо держится на курсе, маневренна, легко входит в поворот и имеет небольшой радиус циркуляции, равный длине судна.

    Заключение

    В целом “Обь-4” произвела благоприятное впечатление. Лодка обеспечивает полную обитаемость шести человек в дальнем плавании, безопасно и удобна в эксплуатации, может успешно использоваться в неблагоприятных погодных условиях и в водоемах с бурным течением.

    Как показали самые первые испытания опытного образца под двумя ПМ “Вихрь-30” общей мощностью 60 л.с. и заводские испытания под “Нептунами-23”, лодка может эксплуатироваться и под отечественными лодочными моторами.

    “Алмаз” продолжает работу над совершенствованием “Оби-4”. Если финансовое положение завода позволит, в следующем году будут проведены всесторонние испытания лодки и рекламный пробег под мощным мотором “Ямаха”.

    Оцените статью
    Добавить комментарий